Методическая разработка «Значение утренней гимнастики в оздоровлении дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Алексеева Светлана Сергеевна

Утренняя гимнастика имеет большое значение для детей дошкольного возраста, так как она:

  1. Тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности — кровообращение, обмен веществ, дыхание.

  2. Улучшает сон, аппетит, повышает трудоспособность.

  3. Растормаживает нервную систему детей после сна, активизирует деятельность всех внутренних органов и систем.

  4. Способствует формированию правильной осанки, хорошей походки.

  5. Предупреждает возникновение плоскостопия.

  6. Развивает физические качества (силу, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов.

  7. Способствует приобретению знаний в области физической культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

«Значение утренней гимнастики в оздоровлении дошкольников»

Утренняя гимнастика имеет большое значение для детей дошкольного возраста, так как она:

  1. Тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности — кровообращение, обмен веществ, дыхание.
  1. Улучшает сон, аппетит, повышает трудоспособность.
  1. Растормаживает нервную систему детей после сна, активизирует деятельность всех внутренних органов и систем.
  1. Способствует формированию правильной осанки, хорошей походки.
  1. Предупреждает возникновение плоскостопия.
  1. Развивает физические качества (силу, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов.
  1. Способствует приобретению знаний в области физической культуры.

  Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Движение – основной стимулятор жизнедеятельности организма человека. Тем более особенно важную роль двигательная активность играет для растущего организма ребёнка. Особенностью развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки находятся у них на стадии формирования. Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребёнка, стоит важная задача – укрепление организма  и своевременное развитие движений.  

 Решению этой задачи способствуют специально подобранные физические   упражнения, которые, которые входят в утреннюю гимнастику,  основаны на активных двигательных действиях     произвольного (сознательного характера), направленные:

- на  развитие определённой группы мышц и выполняются  в строгой последовательности;

- в основе упражнений лежит регулирование нагрузки – длительность и интенсивность занятий.  Систематически тренируя  крупные  группы мышц, мы активизируем  обменные процессы, создаём благоприятные  условия для питания всех клеток и тканей организма.

Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины,  мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в  дошкольном возрасте,  когда происходит формирование изгибов позвоночника,  завершающееся в 11-13 лет. Упражнения, укрепляющие диафрагму  - основную дыхательную мышцу, межрёберные мышцы и мышцы брюшного пресса, развивают  возможность дышать глубже. Для организма ребёнка это имеет особое значение:

- окислительные процессы      в тканях у ребёнка проходят  интенсивнее, чем у  взрослого, поэтому тканям необходимо больше кислорода;

  - у ребёнка значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей.

Потребность в кислороде велика, а маленький ребёнок при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать его с характером движения.

Ритмичность упражнений формирует навыки рационального дыхания:

- умение регулировать силу и длительность вдоха и выдоха,

- способность сочетать ритм и частоту дыхания с движением.

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка для малышей 1-2 года длительность одного занятия должна быть около 5-8 минут, для 3-4 года — 10-15 минут для 5-6 лет — 15-20 минут

Утренний гимнастический комплекс можно разделить на три основные части: Разминка Основной комплекс Завершающий этап

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений развиваются быстрота реакции, координация, умение распределять внимание. Ребёнок учится осознанно выполнять определённые движения, повторять действия за взрослым в нужной последовательности. Красивая, правильная осанка способствует повышению усидчивости, помогает выдерживать школьные нагрузки. В процессе обучения движениям у детей совершенствуются умения ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения точно и чётко, в заданном ритме, темпе.

 При проведении утренней гимнастики в детском коллективе ребят обучают и построению в пары, колонну, шеренгу, звенья и т.д. Это также развивает способность ориентироваться в пространстве, умение согласовывать коллективные действия.

 Необходимый уровень развития двигательных качеств позволяет ребёнку использовать двигательные навыки и умения в повседневной жизни, в быту и игре.  Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного  аппарата дошкольников.

 

В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться в заданном направлении, останавливаться в указанном месте, обходить углы. При этом хорошо использовать ковёр или зрительные ориентиры – кубики, длинную верёвку или  стулья, кегли и т.д.   Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования  имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Упражнения:

Упражнения для рук и плеч «Тянемся к солнышку» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню. «Поздороваемся с пальчиками ног» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поочередно на выдохе ребенок наклоняется к носкам ног, стараясь дотянуться руками как можно дальше. «Мельница» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх. «Аплодисменты» — ребенок ходит по комнате, хлопает в ладоши, максимально разводя руки, чтобы потренировать плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.

 Упражнения для ног «Невидимый стул» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Делаем медленные приседания. В зависимости от возраста, выбирайте «глубину» присяда. «Топотушки» — ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба на носках, пятках, на тыльной и внутренней стороне стопы. «Шагающая цапля» — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен. Можно сопроводить веселыми криками цапли и других птиц. «Лабиринт» — выставляется несколько предметов в ряд, по очереди, попарно «воротами». Ребенок передвигается между предметами, стараясь не задевать и не пропускать «ворота».

 Упражнения для туловища «Старт пловца» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки сомкнуты за спиной. На вдохе наклон вперед, руки приподнимаются. На выдохе возврат в исходное положение. Для малышей упражнение можно переименовать в «Грача» или «Пингвинчика», при наклонах делая вид, что ищем червяков или разглядывая следы на снегу. «Спиралька» — занимаем исходное положение: ребенок стоит, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Можно усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота. «Тюлень» — ребенок лежит на спине, руки вытянуты над головой. На вдох переворот на живот. На выдохе — возврат обратно. Поочередно выполнять через левое и правое плечо. Посмотрите вместе с ребенком видео National Geographic, чтобы потом смело ползать и хлопать «ручками-ластами», как настоящие тюлени! «Зайка» — положение стоя, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнение, прыгая вокруг предметов.
 Растягиваемся «Кошечка» — ребенок становится на четвереньки, голова опущена вниз. На вдох голова поднимается, тело максимально выгибается. На выдох возврат в исходное положение. Мяукать разрешается! «Прятки» — ребенок садится на пол, ягодицы должны касаться пяток. Наклоняемся вперед, стараясь животом коснуться коленей, не забываем вытягивать руки. Можно сыграть в игру: за нами следят вредные птицы, а мы — супергерои-Мимимишки. Нужно так прижаться к земле, чтобы никто не заметил. «Гибкий кустик» — ребенок стоит прямо, ноги вместе. Поднимаем руки и соединяем ладони над головой. Прогибаемся в грудном отделе и откидываем корпус назад. Необходимо исключить сильный прогиб в пояснице. «Березка на ветру» — ребенок стоит прямо, руки подняты вверх над головой, пальцы сцеплены в замок. Тянемся вверх и наклоняемся сначала в одну, а потом в другую сторону.

ВАЖНО: если у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие. Для выбора подходящих упражнений, свяжитесь со своим терапевтом или воспиитателем. Ежедневная зарядка для вашего ребенка станет отличным помощником в самоорганизации и самодисциплине, поможет увеличить сопротивляемость организма к атакам вирусов, а повысить настроение и увеличить заряд энергии.

Литература:

Е.Н. Вареник «Утренняя гимнастика в детском саду», Москва,  ООО ТЦ «Сфера»,  2007г.;

Н.Ф. Дик, Е.В. Жердева «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников», Ростов- на –Дону, «Феникс», 2005г.;

Г.А. Прохорова «Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет», Москва «Айрис Пресс», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплексы утренней гимнастики" в ДОУ

II младшая группаСЕНТЯБРЬКомплекс 11.Ходьба за педагогом по залу.       Упражнения без предметов2.       И. п. — ноги на ширине ступни...

Методическая разработка комплексов утренней гимнастики .

Содержание и план построения утренней гимнастики.Упражнения в утренней гимнастике располагаются в определенном порядке, так, чтобы они поочередно оказывали воздействие на самые разнообразные группы мы...

Методическая разработка "Комплексы утренней гимнастики для младшей группы по тематическому плану"

Подобраны комплексы утренней гимнастики по тематическому плану на девять месяцев....

методическая разработка комплекса утренней гимнастики под музыку (по ПДД) (для старшего дошкольного возраста)

Цель: формировать у детей средствами музыки и ритмическими движениями основные  навыки осознанного безопасного  поведения на улицах города.Задачи:- закреплять и развивать умения ходить и бег...

Методическая разработка: Комплексы утренней гимнастики для детей 5-6 лет.

. «Дни недели» 2. «Домашние животные» 3. «В гости к солнышку»4. «Дикие животные»5. «Летние месяцы» 6. «Животные и птицы Севера»7.  «Животные жарких стран» 8. «Профессии»...

Методическая разработка «Значение утренней гимнастики для здоровья дошкольника»

Формировать  у детей потребности в здоровом образе жизни, закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности....