проект долгосрочный"Дворовые игры"
проект (средняя группа)
реализация проекта с детьми среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvorovye_igry_proekt.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
Детский сад № 86 «Былинушка»
ПРОЕКТ
«ДВОРОВЫЕ ИГРЫ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ».
Для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Нижневартовск 2023
Краткая аннотация проекта
Основной идеей проекта «Дворовые игры. Прошлое и настоящее» является необходимость включения дворовых игр в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОО для обобщения социально-психологического опыта, развития коммуникативных навыков и укрепления физического здоровья дошкольников.
По типу проект является практико-ориентированным (на уровне ДОО), долгосрочным. Реализация проекта планируется в течение 1 учебного года, в три этапа: подготовительно-проектировочный (сентябрь-ноябрь 2023г.); практический (декабрь-март 2023-2024г.); итоговый контроль и анализ: апрель – май 2024г. ). Участниками проекта в разной степени являются дошкольники средней группы 4-5лет, их родители (законные представители), педагоги и администрация ДОО.
Реализация проекта будет полезна детям, т.к. он позволит дошкольникам получить представление о разнообразии дворовых игр, как о возможности разнообразить свой досуг, успешно решать задачи обобщения социально-психологического опыта, развития коммуникативных навыков, будет способствовать их успешной социализации и укрепления физического здоровья. Проект актуален для родителей, их взаимодействие с детьми и педагогами ДОО станет более продуктивным. Проект интересен педагогам повышением профессионализма и навыков работы с новыми методическими средствами развития дошкольников.
Постановка проблемы
Дошкольное детство - самый важный период становления личности и период познания мира человеческих отношений.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Во время игры ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы, а так же, во время игры ребенок получает развитие двигательных навыков и умений. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка - его коммуникативные навыки и речь.
На протяжении многих веков игра была и остается основным методом воспитания и является подготовкой ребенка к взрослой жизни.
Всем известно, что нынешнее поколение - это поколение, которое все свое свободное время проводит за компьютером, планшетом или смартфоном. Часами дети играют в различные игры в интернете, иногда даже опасные. Рано или поздно дети перестают воспринимать реальный мир, полностью погружаясь в виртуальный. К сожалению, сегодня мы наблюдаем разрушение игрового пространства детства. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. В виртуальном мире можно перемотать проигрыш или неудачу и начать игру заново, а живое общение во время подвижной игры учит ребенка не сдаваться, с терпением относиться к неудачам и проигрышам.
Здание нашего детского сада находится в центре оживленного и многолюдного жилого массива, где расположено много детских площадок и проживают люди нескольких поколений.
Мы с коллегой решили провести наблюдение и задались вопросом, а чем сегодня занимаются дети, выходя во двор? И оказалось, что это довольно стандартный набор способов времяпрепровождения. Дошкольники и младшие школьники в основном играют в песочнице, катаются на качелях, каруселях, горках, велосипедах. Хотя иногда и играют в классики, прятки, но набор этих игр ограничен, а большинство ребят и вовсе сидят в смартфонах.
Поэтому, по результатам наблюдения, мы пришли к мысли, что нужно еще в детском саду учить детей разнообразить свой досуг на свежем воздухе, чтобы дошкольники умели увлечь не только себя, но и других ребят в группе и во дворе. Мы запустили анкету среди родителей (законных представителей) детей 4 -5 лет. Анализ анкет показал, что нам необходимо вернуть дворовые игры в массы современных детей, так как эти игры способствуют не только развитию коммуникативных навыков, командного духа и других значимых качеств, но и укреплению физического здоровья.
Дворовые детские игры - это неотъемлемая часть культуры, они обогащают человека духовно, так как они образовывают, воспитывают, совершенствуют человека.
Мы должны обязательно помнить, сохранять и передавать по наследству самые лучшие традиции дворовых игр наших предков.
Реализация проекта «Дворовые игры. Прошлое и настоящее» поможет решить проблему обобщения социально-психологического опыта, развития коммуникативных навыков и укрепления физического здоровья дошкольников через включение дворовых игр в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОО.
Актуальность проекта
Актуальность проекта обусловлена тем, что в общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который положительно скажется на становлении его личности, психического и физического здоровья.
Дворовая игра - это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых, соотнесение себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии с взятой ролью. Именно в дворовой игре возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые и физические качества ребенка.
Мы пытаемся привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме детской дворовой игры. Мы считаем, что дворовые игры нашего детства и детства наших родителей были незаслуженно забыты. Однако одним участием взрослых возродить культуру дворовых игр невозможно. Опыт дворовой игровой деятельности передавался из поколения в поколение именно от старших детей к младшим. Поэтому мы, как педагоги, наставники, должны помочь подрастающему поколению перенять опыт дворовых игр. А это значит, что востребованным становится применение и использование лучших дворовых игр в образовательно-воспитательном процессе ДОО для изменения понимания досуга нашей детворы.
Игра как развлечение - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие. Подвижная игра помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться, обеспечивает радостное самочувствие, развивает двигательные способности: быстроту, силу, ловкость, выносливость, воспитывает чуткость к людям, учит детей общаться, помогает усвоить нормы и ценности культуры, расширяет процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми. Во время игры дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе, учатся находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения.
Итак, дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: обобщение социально-психологического опыта, развитие коммуникативных навыков и укрепление физического здоровья дошкольников через включение дворовых игр в организацию воспитательно-образовательного процесса в группе.
Задачи проекта:
- создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения каждого из участников проекта;
- содействовать развитию двигательных способностей детей: ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости;
- сформировать у детей устойчивый интерес к подвижным дворовым играм, желанию использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- сформировать реальные отношения сотрудничества со сверстниками, приобретая позитивный опыт совместных действий, а значит – развивать социальную уверенность;
- создать развивающую предметно-игровую среду для самостоятельной игровой деятельности детей на прогулке и в группе;
- повысить компетентность родителей в вопросах досуга детей на свежем воздухе, укрепления и сохранения психического и физического здоровья дошкольников;
- создать условия для взаимодействия всех участников образовательных отношений по включению дворовых игр в жизнь дошкольников.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
В реализации проекта примут участие воспитатель , воспинники и их родители (законные представители).
Содержание проекта рассчитано на один учебный год и будет осуществляться в 3 этапа.
Подготовительный этап: сентябрь-ноябрь 2023г.
Данный этап предполагает:
- определение проблемы и цели проекта, создание рабочей группы, знакомство с ключевыми (теоретическими) основами данного проекта, знакомство с понятийным аппаратом, разработку плана и этапов реализации проекта, а так же их сроков;
- определение ожидаемых результатов;
- составление календарного плана выполнения работ по проекту.
- изучение игровых технологий, происхождение и зарождение дворовых игр.
Основной этап: декабрь-март 2024г.
Данный этап предполагает:
- анкетирование родителей (законных представителей) и опрос детей в рамках проектной деятельности (входная диагностика);
- разработку сборника дворовых игр и внедрение игр в воспитательно-образовательный процесс группы;
- проведение консультаций, семинаров-практикумов, совместных мероприятий и развлечений для детей и их родителей (законных представителей);
- проведение консультаций и семинаров по реализации плана проектной деятельности.
Заключительный этап: апрель-май 2024г.
Данный этап предполагает:
- анализ эффективности реализации проекта и обобщение результатов, соотношение планируемых и фактических достижений по проекту;
- итоговое анкетирование родителей (законных представителей) и опрос детей в рамках проведенной проектной деятельности (итоговая диагностика);
Методы исследования:
1. Знакомство со специальной литературой, информацией в интернете по теме проектной деятельности;
2. Социологический опрос (интервьюирование и анкетирование);
3. Эксперимент (разучивание игр среди сверстников и их родителей).
Практическая значимость работы заключается в том, что данный проект может быть использован для организации досуга современных детей, как в детском саду, так и во дворе дома.
Календарный план реализации проекта
Календарный план реализации проекта для детей 4 – 5 лет (средняя группа)
1 этап: Подготовительный | ||
Сроки: | Вид деятельности: | Ответственные: |
Работа воспитателя: | ||
- Составление плана проектной деятельности. - Сбор и анализ информации, подбор художественной литературы, материалов для реализации проектной деятельности, игр, подбор презентаций, подбор раздаточного материала для проведения игр и эстафет. - Приобретение и изготовление реквизита для игр. - Подготовка презентаций и буклетов, проведение консультаций для педагогов: «Дворовые игры – как один из способов освоения и усвоения социального опыта». - Разработка сценария итогового мероприятия. - Консультация для педагогов: «Дворовые игры – как один из способов освоения и усвоения социального опыта». | Инструктор по ФК, воспитатели. | |
Работа с детьми: | ||
- Познакомить детей с историей возникновения дворовых игр. - Просмотр с детьми иллюстраций, презентаций и мультфильмов по теме проекта. - Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Что такое игра?», «Какие уличные игры вы знаете?», «В какие игры играете со своими друзьями во дворе?» - Анализ результатов беседы. - Познакомить детей с понятием «рекорд». | Инструктор по ФК, воспитатели. | |
Работа с родителями: | ||
- Круглый стол для родителей по теме: «Как играли в детстве мы, как играют наши дети…». - Анкетирование для родителей. | Инструктор по ФК, воспитатели. | |
2 этап: Основной | ||
Сроки: | Вид деятельности: | Ответственные: |
Работа с педагогом: | ||
- Создать в группе картотеку дворовых игр. - Включить дворовые игры в планирование прогулок и календарно-тематическое планирование по ФК. - Создание в группе книги отзывов о проектной деятельности для родителей «Поделитесь своими впечатлениями!». | Инструктор по ФК, воспитатель | |
Работа с детьми: | ||
- Обучение детей дворовым играм в группе, на прогулке, на занятиях по физической культуре и музыке: «Жмурки»; «Съедобное – несъедобное»; «Салочки»; «Прятки»; «Кто дотронулся?»; «Чья туфля?»; «Кто лишний?»; «Испорченный телефон»; «Колечко-колечко»; «Море волнуется…» и другие. - Изготовление атрибутов для дворовых игр - Провести итоговое мероприятие по дворовым играм. - Разгадывание загадок по теме проекта. | Инструктор по ФК, воспитатели. | |
Работа с родителями: | ||
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для дворовых игр. - Участие родителей в итоговом мероприятии по дворовым играм. - Привлечение родителей к обучению детей дворовым играм на прогулке. - Помощь родителей в составлении картотеки любимых дворовых игр. - Заполнение книги отзывов «Поделитесь своими впечатлениями!» о проектной деятельности в ДОУ. | Инструктор по ФК, воспитатели. | |
3 этап: Заключительный | ||
Сроки: | Вид деятельности: | Ответственные: |
Работа с детьми: | ||
- Проведение заключительной беседы с детьми на тему: «Что такое игра?», «Какие уличные игры вы знаете?», «В какие игры играете со своими друзьями во дворе?» - Анализ результатов беседы. | Инструктор по ФК, воспитатели. | |
Работа с родителями: | ||
- Анкетирование для родителей. - Анализ результатов анкетирования. - Заполнение родителями книги отзывов «Поделитесь своими впечатлениями!». | Инструктор по ФК, воспитатели. |
Список использованных источников
1.Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры», Физкультура и спорт, 1977 г.
2.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.
3.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.
4. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. -М.: физкультура и спорт,1985.
5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
7. Якуб С.К. Вспомним забытые игры - М.: Детская литература, 1988.
8. Lurkmore.ru. . - Дворовые игры.
9.Интернет - ресурсы:
http://www.detskietovary.ru/article/51
http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139
http://moudodfortuna.ru/about/events/273/
http://lifehacker.ru/2014/05/10/10-dvorovyx-igr/
http://xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai/
http://www.elena-kuzmina.ru/v-letnem-lagere.-igryi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - обязательное условие физического воспитания. Дворовые игры.
ВведениеИгра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическ...
Статья "Укрепление здоровья дошкольника через подвижную игру" (в рамках проекта "Дворовые игры")
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте....
Квест игра "Дворовые игры"
Прекрасный мир дворовых игр знаком каждому взрослому не понаслышке. Играли все, независимо от города, села и компании, играли допоздна, возвращаясь, домой с разбитыми и расцарапанными коленями и локтя...
Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
Буклет "Дворовые игры - выходи играть во двор"
Детские дворовые игры воспитывают в ребёнке важные качества:- умение работать в команде, - следовать правилам, -развивают коммуникативность, ловкость, силу, выносливость, быстроту, смекалку. Они ...
«Летом ты не скучай. Прыгай, бегай и играй» - дворовые игры как средство повышения двигательной активности дошкольников.
В современном мире дошкольника все меньше наблюдается веселых подвижных игр, дети стали заложниками компьютерных игр и других гаджетов, а ведь игра является не только способом освоения и присвоения оп...