консультация "Значение голосовых упражнений в развитии ребенка"
консультация

Голос— важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойней могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_golosovyh_uprazhneniy_v_razvitii_rebenka.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

значение голосовых упражнений в развитии ребенка

Голос— важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойней могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

   С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенком речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания («му-му», «гав-гав» и т. д.) Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

   Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часто призывая к тишине («Не кричи!», «Ты мешаешь!»), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки «хорошего поведения», является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

   Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, с чего начать и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?

   Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К.Орфа привело нас к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности; регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е. скорость изменения голоса; темпы (от медленного до быстрого).

   На речевом этапе удобно работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержание работы на речевом этапе мы включили голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнение, ритмо- и мелодекламацию.

   Применяемый нами разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием. Голосовые развивающие игры могут использовать на своих уроках не только музыкальные педагоги, но и логопеды, воспитатели. Игры с голосом (в том числе и доречевые звуки — смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребенку вернуться и доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

   Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, — это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.

Практический материал
Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»
Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать
.

— рот закрыт (губы сомкнуты)
В одну щечку постучал, в другую —
— «проткнуть» языком щеку —«проткнуть» языком другую щеку
не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» — подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую.
— повторить то, что было в предыдущих фразах
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем нижнюю
губу.
—-«проткнуть» языком верхнюю губу — «проткнуть» языком нижнюю губу
В это время ротик зевнул и открылся.
— зевнуть
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать.
— покусать кончик языка
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать язычок сначала с одной стороны,
— пожевать язык боковыми зубами
а потом и с другой.
— пожевать язык с другой стороны
И с правой,
— пожевать язык справа
И с левой стороны язык оказался невкусным.
—пожевать язык слева
Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать.
— покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад
Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу,
— покусать нижнюю губу по всей длине
а затем верхнюю.
— а потом верхнюю
Нижняя губа обиделась.
— оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение
А верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).
— поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, придав лицу выражение улыбки
А зубки все не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки.
—-закусить изнутри щеку боковыми зубами
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?». Язычок принялся мыть сначала верхние,
— провести языком между губами и верхними зубами, как очищая их
а потом нижние зубки.
— провести языком между губами и нижними зубами
И еще раз верхние и, конечно же, нижние зубки.
— повторить движения языком
Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
— обнажить зубы, растянув губы в улыбке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль ежедневных физических упражнений в развитии ребенка ".

Важным фактором здоровья являются физические упражнения. Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они использ...

Значение голосовых упражнений в развитии ребенка

Сатья рассказыват о значении голоса в развитии ребенка....

Методическая разработка по теме: "Значение голосовых упражнений в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста"

Краткие сведения о голосовом аппарате. Особенности его функционирования у детей в пении.Значение голосовых упражнений в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Практические упражне...

Картотека игр и упражнений для родителей и детей «Игры и упражнения для развития ребенка 3 - 4 лет»

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления пр...