Значение голосовых упражнений в развитии ребенка
статья по теме

Семёнова Тамара Павловна

Сатья рассказыват о значении голоса в развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение голосовых упражнений в развитии ребенка

Голос - важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребенок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойней могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенком речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта  звукоподражания («му-му», «гав-гав» и т. д.) Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пеструшки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребенка через голос, не в меру часто призывая к тишине ( Не кричи!', «Ты мешаешь!»), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное, это происходит потому, что мы, взрослые, не задумываемся о том, что энергопотенциал ребенка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки «хорошего поведения», является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голо... с тали более эффективны, с чего начать, и как сделать так, чтобы первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, понятными и легкими?

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания К.Орфа привело нас к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого . этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, нанять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, т.е. скорость изменения

голоса; темпы (от медленного до быстрого).

На речевом этапе удобно работать и над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, легкость и

полетность голоса и даже многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержание работы на речевом этапе мы включили голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо-и мелодекламацию.

Применяемый нами разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряженно; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным для детей занятием, Голосовые развивающие игры могут| использовать на своих уроках не только музыкальные педагоги, но и логопеды, воспитатели. Игры с голосом (в том числе и доречевые звуки -смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменят нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику; речевой слух.

Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает уст ранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это -самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Значение голосовых упражнений в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста"

Краткие сведения о голосовом аппарате. Особенности его функционирования у детей в пении.Значение голосовых упражнений в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Практические упражне...

Консультация для родителей "Значение физических упражнений в развитии дошкольников"

Особенностью развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования. Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребенка, стоит важная зада...

Значение физических упражнений для развития детей с ОВЗ

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков у детей с ОВЗ путем применения  физических упражнений в игровых сеансах...

Консультация для родителей на тему "Значение физических упражнений в развитии дошкольника"

Наглядная консультация для родителей дошкольников  о роли физических упражнений в развитии ребёнка....