Педагогическая практика "Вечера здоровья"
проект (старшая группа)
Паспорт педагогической практики «Вечера здоровья», направленной на формирование здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_praktika_vechera_zdorovya.docx | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»
Паспорт педагогической практики «Вечера здоровья», направленной на формирование здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Авторы педагогической практики:
Воспитатели: Кипрова Алена Владимировна
Кононова Елена Викторовна
г.Лесосибирск 2024
Педагогическая практика «Вечера здоровья», направленная на формирование здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Актуальность
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей»
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она должна совместными усилиями педагогов и семьи.
Сохранение и укрепление здоровья детей, является одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ. Современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые Знания-Умения-Навыки, не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.
Главными задачами по укреплению здоровья и осознание важности здорового образа жизни, являются формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, и «воспитание» правильного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной работы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению гармоничной личности. И большую значимость в этой работе, играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Идея приобщения детей к здоровому образу жизни в тесном сотрудничестве с семьей, возникла в результате анкетирования родителей на тему «Как вы проводите свободное время с детьми?»
Анкетирование родителей показали, что большинство родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации двигательной деятельности своих детей, у дошкольников наблюдается дефицит двигательной активности. Мы считаем, что для сохранения и укрепления здоровья детей очень важен личный пример родителей, их активная жизненная позиция. Семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность, именно в такой семье у ребенка воспитывается и удовлетворяется потребность к здоровому образу жизни.
Мы, педагоги, проанализировав себя, пришли к выводу, что наша деятельность – малоактивна. Воспитатель проводит много времени с детьми и тоже должен быть здоров и душой и телом. И поэтому, чтобы растить здоровых детей, нужно и педагогам быть работоспособными, уделять больше внимание своему здоровью и быть примером для своих воспитанников.
Каждый хочет видеть своего ребёнка, здоровым, умным, сильным, успешным. А чтобы этого достичь, нужно не только развивать физическое здоровье с помощью закаливания, физических упражнений, но и следует, чтобы дети воспитывались на примере положительного поведения окружающих, семьи и педагогов ДОУ.
И мы поставили для себя цель - необходимо изучить возможности разных форм работы с родителями по физическому развитию с дошкольниками, как средство активизации детей к двигательной деятельности.
Наша практика по формированию здорового образа жизни «Вечера здоровья» основана на интеграции знаний ЗОЖ в различных видах детской деятельности и проведении различных форм работы с родителями. Практика предусматривает приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к здоровому образу жизни, раскрывает эффективные формы работы по становлению у детей ценностей здорового образа жизни и овладению его элементарными нормами и правилами, которые основываются на формах совместной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей).
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников и способствовать созданию условий активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
Достичь эту цель нам помогает решение следующих задач:
- Создавать условия для формирования у детей и их родителей понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
- Способствовать приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни.
- Сплотить детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного
сотрудничества.
- Обогатить практический опыт и отработку навыков в проектировании
педагогической деятельности.
- Совершенствовать качество работы педагогов при взаимодействии с родителями.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Приобретут представление о своем теле и организме.
- Сформируются элементарные навыки ведения здорового образа жизни, гигиеническая культура.
- Правильное физическое развитие детского организма, повысит его сопротивляемости инфекциям.
- Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
Для родителей:
- Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья детей.
- Возрастет активная позиция родителей в совместной деятельности с детьми, и участие в жизни ДОУ.
Для педагогов:
- Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
- Повышение профессионального уровня педагогов, самореализация.
- Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
- Пополнение картотеки игр, игровых пособий, альбомов и презентаций по ЗОЖ, насыщение предметно - пространственной среды спортивным оборудованием.
Планирование работы.
1. Подбор и изучение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, методов, форм и приемов работы с детьми и родителями;
2. Составление плана мероприятий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, в рамках проекта «Вечера здоровья»
3. Разработка технологии дифференцированного взаимодействия, учитывающей последовательность включения родителей в образовательный процесс.
4. Пополнение и расширение здоровьесберегающей среды группы;
5. Подбор познавательной и художественной литературы, подбор материала для оформления уголка здоровья для родителей, консультаций и т.д.
Изучая и подбирая здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, методы, формы и приемы работы с детьми и родителями, мы пришли к выводу, что каждый педагог в своей работе используют здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Такие как: утренние гимнастики, динамические паузы, физ.минутки, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка детей, формирование КГН и т.д. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений, осуществляется во всех видах образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований. Но участниками этой деятельности являются только дети и педагоги, а наша цель - повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников и способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми, и достичь ее можно только при условии активного взаимодействие педагогов и семьи.
Наша практика представлена комплексной системой совместной работы педагогов старшей группы «Солнышко» и семьями воспитанников. Взаимодействие с семьей включает в себя разнообразные формы и методы работы, с помощью которых мы стараемся охватить как можно больше родителей наших воспитанников. На протяжении учебного года, один раз в неделю, мы проводим «Вечер здоровья», где проходят различные мероприятия посвящённые ЗОЖ. Это могут быть совместные физкультурные мероприятия, беседы, групповые родительские собрания, консультации, мастер-классы. Так же организуем для родителей «Дни открытых дверей», когда родители, имеют возможность посетить и поучаствовать в утренней гимнастике, физкультурных занятиях, и другие режимных моментах.
Буквально через месяц, родители начали сами проявлять активность, а именно придумывать различные мероприятия, игры, готовить с детьми доклады и опыты на темы, связанные со здоровьем, закаливаньем, строением организма человека, микробами, бактериями, полезными и вредными продуктами и др. Совместно с родителями был создан уголок здоровья, с разнообразным спортивным оборудованием. В выходные дни многие семьи принимают участия в спортивных мероприятиях города, дети начали ходить в спортивные секции, бассейн, участвуют и занимают места в спортивных состязаниях. Мы, педагоги стараемся поддерживать наши семьи, ходим болеть за наших воспитанников, вместе участвовали в «Кроссе Нации» и «Лыжной России».
Продукты реализации практики.
Деятельность педагогов. | Совместная деятельность с детьми. | Совместная деятельность с родителями. |
Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по теме проекта. | Запуск проекта «Азбука здоровья» Беседы с детьми на тему «Что такое здоровье» | Анкетирования родителей на тему «Как вы проводите свободное время с детьми?» Консультация «Здоровый образ жизни» |
Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми. | Зарядка «Вместе с мамой» | Консультация для родителей «Активный отдых нашей семьи» Утренняя гимнастика с Мариловцевой И.А. |
Помощь в организации мероприятия | Веселые игры на свежем воздухе | Спортивное мероприятие с Мышинской М.А. «Веселые игры» |
Беседа с детьми о пользе лука, витаминах содержащихся в этом овоще. | Доклад - стадии роста лука | Организация выставки «Лук – здоровья друг» |
Доклад Гордея «О пользе бани» | Подготовка доклада «О пользе бани» Харлова А.А. | |
Составление сценарного плана ОД «Корзина с витаминами» | Рисование «Корзина с витаминами» | Создание игры «Вредное-полезное» Вольхина А.Н. |
Оформление выставки «Игры на развитие дыхания» | Поделки-самоделки «Игры для развития дыхания» | Изготовление «Игр на развитие дыхания» Медведева Е.Н. Белоногова Е.В. |
Опыт от Ульяны «Как микробы боятся мыла» | Подготовка опыта «Как микробы боятся мыла» Беланогова Е.В. | |
Доклад Александры Мариловцевой «Вредные и полезные микробы» | Подготовка доклада Мариловцева И.А. | |
Доклад Вольхиной Леры «Наши органы» | Подготовка доклада Вольхина А.Н. | |
Беседа с детьми «Наши органы» | Макет «Легкие» | Помощь родителей в создании макета «Наши легкие» |
Организация деятельности детей по созданию плаката «Азбука здоровья» | Помощь в оформлении плаката «Азбука здоровья» | Заполнение плаката «Азбука здоровья» |
Подготовка бесед на тему всемирный день здоровья | Создание видеоролика ко всемирному дню здоровья | |
Составление сценарного плана | Квест на свежем воздухе «В поисках лета» | Помощь в подготовке и проведении квеста на свежем воздухе «В поисках лета» Харлова А.А. |
Разработка сценарного плана | Спортивное мероприятие «Самокат чтоб стал катать – научись им управлять» | Помощь в проведении и организации мероприятия. |
Разработка сценарного плана родительского собрания. Памятка для родителей «Безопасное лето» | Родительское собрание на тему «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» | |
Помощь в организации | Спортивное мероприятие «В стране здоровья» | Приготовили и провели мероприятие: Мышинская М.А и Рыбак Т.В. |
Создание центра активности «Олимпийцы» | Оформление центра активности | Мастер класс по изготовлению спортивного оборудования из бросового материала. |
В конце года мы еще раз провели анкетирование родителей. Новые показатели показывают изменения в лучшую сторону, мы видим, что семьи стали более «спортивными», для большинства родителей стало важным приобщение детей к здоровому образу жизни, и осознание того, что мы должны быть примером для подрастающего поколения для гармоничного развития и здоровья детей.
Таким образом, целенаправленная работа с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни показала высокую результативность. Дети в достаточной мере овладели культурно-гигиеническими навыками, ребята имеют представления о своем теле, способах ухода за ним, дети понимают важность заботы о своем здоровье, у них вырос интерес к двигательной деятельности. Дети стали более спокойными и уравновешенными, улучшился психологический микроклимат в группе.
В результате организованной работы с родителями повысился уровень педагогических знаний родителей, родительская компетенция, эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми, и педагогами. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников.
Так же, мы обратили внимание, что в результате проведенной работы в группе снизилась заболеваемость. Проанализировав 2022-2023 и 2023-2024 учебные годы, мы пришли к выводу, что процент посещения увеличился, это показывает диаграмма.
Посещаемость детьми детского сада 2022-2023 уч.г и 2023-2024 уч.г
Заключение
Работа по формированию представлений о здоровом образе жизни – это своего рода фундамент будущего здоровья детей. Поэтому наша педагогическая практика, направленная на формирование здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса, может быть полезна и педагогам, и родителям. Эта работа должна проводиться постоянно и непрерывно как в семье, так и в дошкольном учреждении, так как большую часть времени ребенок проводит с нами. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторять: забота о здоровье важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Перспективы на будущее:
- Дополнять и обновлять предметно-пространственную среду;
- Продолжать повышать личную компетентность, не останавливаясь на
достигнутом;
- Продолжать поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями
воспитанников по формированию здорового образа жизни, активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада и группы с целью укрепления чувства их личной ответственности за развитие ребёнка, его здоровье;
- Укреплять и развивать тесные связи и взаимодействия с различными
социальными институтами по внедрению культурно-оздоровительных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет Здоровый педагог - здоровые дети
Педагогический совет проходил в соответствии с годовым планом работы ДОУ. Основной целью, которого было - актуализировать самоценность педагога в построении воспитательно-образовательного ...
Психолого-педагогическая гостиная "Здоровые родители - здоровые дети"
Психолого-педагогическая гостиная для родителей...
Педагогический проект «Здоровые дети – здоровая нация, здоровая нация – сила государства»
Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада, социальных партнеров и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель...
Педагогический проект «ЗдОрово – здорОво!»
1. Паспорт проекта Наименование проектаПрограмма «ЗдОрово – здорОво!»» на 2016-2019 гг.Заказчик программыМДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»Основания для разработки программы- Федеральным закон...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Паспорт педагогического проекта "Здоровым быть здорово"
Паспорт пректа в подготовительной группе....
Педагогическая мастерская "Здоровый ребёнок в здоровой семье"
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,...