"Организация двигательной и игровой деятельности детей на прогулке"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Организация двигательной  и игровой деятельности детей на прогулке

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация двигательной и игровой деятельности детей на прогулке»

Прогулка в детском саду является важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, так как способствуют расширению представлений детей об окружающем мире (природе, деятельности и взаимоотношениях людей), а также обогащают их внутренний мир. Прогулка является одним из важнейших компонентов дневного режима в детском саду. Чаще всего для детей организуются утренние и вечерние прогулки, продолжительность каждой от часа до двух.

Целями прогулок являются:

• физическое и умственное развитие детей;

• укрепление здоровья, профилактика утомления;

• восстановление сниженных функциональных ресурсов детского организма.

Основные задачи прогулок:

• оптимизировать двигательную активность детей;

• повышать уровень физической подготовленности;

• воздействовать закаливающими процедурами на детский организм в естественных условиях;

• организовать познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие детей.

Виды прогулок: 

  • тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе,
  • спортивные прогулки,
  • прогулки – трудовые акции,
  • прогулки-экскурсии.

Очень часто воспитатель сталкивается с проблемой правильной организации прогулки. Так каким же образом прогулка может быть организована правильно?

В первую очередь необходимо удостовериться в готовности и безопасности оборудования на участке, предназначенном для прогулок. Все игровые снаряды должны быть укреплены. Во-вторых, необходимо проверить соответствие одежды детей погоде. Нельзя допускать переохлаждения и перегрева организма ребенка. Одним из главных моментов, помимо безопасности, является сама деятельность на прогулке. Она должна быть разнообразной. Для каждой прогулки должен быть составлен четкий план, в котором намечены цель, задачи, этапы реализации. Можно включить в прогулку такой воспитательный элемент, как наблюдение. Пусть дети ежедневно делают свои маленькие открытия, а воспитатель только направляет их в этом. Для этого необходимо использовать наводящие вопросы. Обязательно нужно включать в прогулку труд, как элемент развития детской личности. Можно организовать мини-субботник, уборку дорожек от листвы или организовать полив клумб с цветами, используя для этого маленькие игрушечные лейки. Такой подход решит несколько задач. В первую очередь, будет способствовать формированию положительного отношения к такому виду деятельности, как труд.

Нельзя забывать и об играх на свежем воздухе. На прогулке они должны занимать большую часть времени. Ведь игра для дошкольника - основной вид деятельности. Но игры должны соответствовать возрасту детей, быть безопасными, а также интересными, разнообразными. Кроме этого, каждая игра должна нести в себе определенные воспитательные цели.

Классификация подвижных игр:

  • по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста)
  • по степени подвижности (игры с малой, средней и большой подвижностью)
  • по видам движений (игры с бегом, сметанием, с прыжками и т.д.)
  • по содержанию (подвижные игры с правилами  и спортивные игры)

Составные части прогулки:

1. Наблюдение;

2. Трудовая деятельность;

3. Игровая деятельность (подвижные игры);

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.

Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Во время игр на прогулке у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

Игры помогают решать важные задачи воспитания и обучения детей: учат слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине. Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.

Таким образом, в процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, развиваются ловкость, быстрота, выносливость, формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогаи пр...

«Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явлени...

Проект по благоустройству территории и организации игровой деятельности детей на прогулке «Детский сад – сад детства»

Проект по благоустройству территории и организации игровой деятельности детей на прогулке «Детский сад – сад детства»...

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Консультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых...

Консультация для педагогов на тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке»

Консультация для педагоговна тему: «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых...

Создание условий для двигательно-игровой деятельности детей на прогулке

laquo;Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечтоположительное, это жизнерадостное и охотное выполнениеобязанностей, которые жизнь возлагает на человека»...

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей на прогулке

Опытно-экспериментальная деятельность является одним из эффектных методов познания детей дошкольного возраста закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментирование развив...