Проект по благоустройству территории и организации игровой деятельности детей на прогулке «Детский сад – сад детства»
проект

Холмова Юлия Владимировна

Проект по благоустройству территории и организации игровой деятельности детей на прогулке «Детский сад – сад детства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_blagoustroystvu.docx75.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок»

Проект по благоустройству территории

и организации игровой деятельности

детей на прогулке

«Детский сад – сад детства»

Руководитель проекта: Лукьяненко Н.И. - заведующий

МДОУ «Детский сад «Колосок»

Холмова Ю.В. - старший воспитатель

2017г.

Проект по благоустройству территории и организации игровой деятельности

детей на прогулке «Детский сад – сад детства»

«Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное
влияние на развитие молодой души, с которым

трудно соперничать влиянию педагога».

К.Д. Ушинский.

Паспорт проекта

Продолжительность проекта

Долгосрочный – 2 года

Январь-2017 – август 2018

Тип проекта

по доминирующему методу

Педагогический

Творческий, практико-ориентированный

Участники проекта

Целевой группой проекта выступают участники образовательных отношений ДОУ:

— дети раннего и дошкольного возраста, посещающие детский сад, в том числе дети –инвалиды и лица с ОВЗ;

— представители родительской общественности и социальные партнеры;

— сотрудники ДОУ (педагоги, младший обслуживающий персонал).

Объем и источники финансирования программы

Бюджетное и внебюджетное финансирование

Ожидаемый результат проекта

- создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

- повышения уровня сформированности экологических знаний детей;

- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме « Ландшафтный дизайн ДОУ»;

- привлечение родителей к благоустройству и озеленению территории ДОУ.

Аннотация

В данной проектной работе определены целевые ориентиры и представлен имеющийся опыт совместной деятельности руководящего состава дошкольного учреждения с социальными агентами, отражено ресурсное обеспечение и структурно обозначено содержание управленческого проекта в соответствии с позициями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Авторами описаны механизмы реализации данной технологии в форме наполнения и функционирования двух базовых блоков: блока здоровьесбережения воспитанников в летний период и блока психолого-педагогического сопровождения, каждый из которых имеет собственную специфику и функциональную нагрузку.

Введение

Приоритетность физического и экологического воспитания сегодня признана всеми сферами образования. Поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству территории, прилегающей к ДОУ. В детском саду все должно быть пронизано стремлением к красоте и здоровью. Мы стремимся делать все, чтобы сам детский сад и его территория были притягательными, в чем-то волшебными. В детском саду и вокруг него на воспитание дошкольников должен работать каждый квадратный метр.

Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Если ваш взгляд радуют разноцветные клумбы, чистые дорожки, аккуратно подстриженные деревья, спортивные снаряды,  вы сразу поймете, что здесь живут и работают люди, для  которых детский сад не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным.

Если же перед вашим взором предстанут разваливающиеся постройки, сорняки в цветниках, не стриженый газон, нет ярких красок, вы наверняка захотите быстрее уйти. К счастью, в последнее время все больше дошкольных учреждений стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей.

Актуальность

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Территория дошкольного образовательного учреждения — это огромная составляющая в жизни каждого ребенка — дошкольника. Значительную часть времени пребывания в дошкольном учреждении в летний период дети проводят на прогулочных участках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют, наблюдают и исследуют объекты окружающего мира. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно в детском сообществе. Для организации различных видов детской деятельности на территории ДОУ должны быть предусмотрены специальные атрибуты, постройки, малые формы, прогулочные веранды и т. д., т. е. предметная среда территории должна способствовать максимальному обогащению личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а так же общения детей со сверстниками и взрослыми. Потенциал территории использован нами для формирования социального интеллекта у дошкольников, совершенствования их навыков поисковой и исследовательской деятельности, безопасного поведения во внешнем мире через «проживание» и анализ потенциально опасных факторов во время пребывания на прогулочных участках детского сада.

Таким образом, актуально создание на территории ДОУ условий для реализации «особым» ребенком содержания специфической детской деятельности, что является мощным стимулом развития его потенциальных способностей, достижения необходимых возрастных характеристик в виде целевых ориентиров на каждом этапе дошкольного детства в соответствии с программным содержанием и обеспечения равных стартовых возможностей каждого воспитанника. При этом построение деятельности на прогулочной территории ребенок осуществляет на основе собственных предпочтений, и таким образом, сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится самодеятельным субъектом образования в условиях доступной развивающей предметно-пространственной среды.

Помимо этого организация единого пространства под открытым небом позволяет решать задачи оздоровления и профилактики заболеваемости детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих наше дошкольное учреждение, путем применения инновационных здоровъесберегающих подходов, основанных на привлечении и активном включении средовых компонентов территории. Как известно, дети, посещающие дошкольное учреждение регулярно, имеющие высокий иммунитет к заболеваниям, лучше адаптируются к изменяющимся условиям и, соответственно, более успешно принимают различные социальные роли и вливаются в окружающее сообщество.

Соблюдение принципа доступности, осознанного восприятия и фиксации информации обеспечивается соответствием структурных компонентов проекта возрастным и психофизиологическим возможностям воспитанников, учетом ведущего вида деятельности, предоставлением помощи со стороны педагога, а также механизмов личностно-ориентированного подхода.

Основания для разработки проекта:

  • Закон «Об образовании в РФ»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N26
    "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...").
  • Приказ Минобразования России от 15.01.02 № 76 "О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях".
  • Приказ Минобразования России от 07.08.02 № 2414 "О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений".
  • Письмо Минобразования России от 12.07.00 № 22-06-788 "О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях".
  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, приспособленной к реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствиями с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе.

Создание данного проекта –это инновационная педагогическая деятельность по обновлению воспитательно - образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности. Проект по благоустройству территории «Детский сад – сад детства» - это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами групповых проектов. Методически грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды необходима для освоения педагогами технологий проектной деятельности, направленных, на социально-личностное развитие воспитанников.

Цель: организация единого доступного и безопасного оздоровительно-образовательного пространства на территории дошкольного учреждения через благоустройство и предметное декорирование функциональных зон и прогулочных участков в условиях установления партнерства с представителями социума и выполнения требований Стандарта дошкольного образования.

Задачи:

  • Включить всех участников образовательного процесса в социально значимую деятельность по модернизации и благоустройству территории как условие исполнения социальных запросов и обеспечения образовательных потребностей дошкольников в овладении культурно-фиксированными умениями в сфере обеспечения собственной безопасности.
  • Повышать мастерство педагогов путем расширения пространства профессионального общения с представителями социальных структур, совершенствовать их компетентность в области проектирования собственной деятельности по привитию воспитанникам социокультурных ценностей в процессе организации совместной с ними деятельности на прогулочной территории дошкольного учреждения, организации работы с родителями.
  • Обеспечить безопасность жизнедеятельности дошкольников путем профилактики травмоопасных ситуаций и воспитания навыков безопасного поведения в социуме через использование предметных и пространственных элементов среды на территории ДОУ.
  • Содействовать созданию благоустроенной, эстетически воспитывающей социокультурной среды на территории ДОУ для полноценного развития и социализации дошкольников в тиом числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования у них базовых компетентностей в познавательно-исследовательской деятельности, универсальных культурных умений.
  • Способствовать социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому и физическому воспитанию дошкольников через знакомство с окружающим растительным миром, создание комфортных условий для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей.
  • Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования,
  • Пропаганда здорового образа жизни и формирование экологической культуры населения

Стратегии реализации проекта в соответствие с ФГОС:

  • Создание пространственной среды для комфортных условий развития личности ребенка;
  • Создание своего «образа» территории МБДОУ ДС «Брусничка»;
  • Вовлечение в работу социальных партнеров;
  • Активизация творческого потенциала педагогов и родителей (законных представителей);
  • Совместная деятельность детей, педагогов, родителей (законных представителей):

- создание условий для отдыха, занятий спортом, игр и экспериментирования детей;

- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

- создание зон сезонного озеленения и цветения при декорировании клумб, ограды, построек;

- привлечение родителей (законных представителей), общественности к благоустройству территории;

 - удовлетворенность использования пространственной среды дошкольного учреждения со стороны воспитанников, родителей (законных представителей);

- создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;

-повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей (законных представителей).

Внедрение ФГОС в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через реализацию требований, предъявленных ФГОС.

Все это требует от педагогических работников умения проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности.

 

Проблемный анализ состояния благоустройства территории муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада «Колосок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» (далее ДОУ) имеет обширную прилегающую к нему территорию. Площадь земельного участка составляет  5768 кв.м. Территория имеет ухоженный вид.

Основной миссией проекта, его смысловым акцентом и преимуществом наряду с ранее реализуемыми инновациями  является созданная ландшафтная организация, которая позволяет поддерживать санитарно-гигиенические условия в отношении чистоты воздуха, обеспечивает хорошую инсоляцию и аэрацию, защиту от шума, пыли, способствует созданию благоприятных условий для отдыха детей раннего и дошкольного возраста, а также является частью развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, позволяя стимулировать развитие воспитанников по разным направлениям деятельности (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое,  художественно-эстетическое развитие).

На участке детского сада много зелени, она защищает участки от пыли, очищает воздух. Красивые деревья и кустарники делают территорию детского сада нарядной в летний и осенне-весенний период, вечнозеленые хвойные породы добавляют декоративности в зимнее время.

В качестве цветочного оформления представлены разнообразные цветники. Они предназначены для украшения территории и пространства перед входом в здание. Цветники представлены несколькими типами: клумбы, палисадник. Использование цветов дает возможность гармонизировать ландшафт, сделать его эстетически привлекательным. Ассортимент растений для цветочных композиций – широкий, представлен в основном декоративно-цветущими видами. Асфальтовые дорожки на территории детского сада окаймлены  бордюром из цветов, нецветущих травянистых растений с листьями разных оттенков и фактур. Малые архитектурные формы во многом определяют общий вид территории, украшают ее, делят визуально на зоны и служат игровыми элементами. Домики различной величины, формы и назначения располагаются непосредственно на игровых площадках, являясь частью ландшафта или тематического уголка.

Проблемы территории детского сада:

  • При оформлении территории детского сада не на всех участках соблюдено зонирование: эстетическая зона, физкультурно-спортивная зона, огород, уголки природных ландшафтов
  • Эстетическая зона: для художественно-эстетического оформления территории сада необходимо продумать установку цветочниц, оформить территорию у центрального и запасного входов для повышения интереса детей к посещению детского сада.
  • Физкультурно-спортивная зона – важная часть территории дошкольного образовательного учреждения. Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить спортивную площадку волейбольной сеткой, а участки элементами для игры в футбол, баскетбол.
  • Детские игровые площадки. Оформление участков отражает не только возраст, но и название группы. Веранды и участки групп отличаются друг от друга. Педагогами групп выбраны собственные темы для оформления. Каждый участок оборудован верандой и открытой песочницей. Веранды расписаны и украшены флажками, цветами. На каждом прогулочном участке в зоне отдыха имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей, теневые навесы, где можно спрятаться от солнца и дождя.

Проблема: отсутствие бассейнов для организации игр с водой в летнее время года, не на всех участках есть песочницы и навесы над ними, требуется модернизация игрового оборудования. На участках групп необходимо создать оборудование для экспериментирования и проведения опытов с песком и водой.

  • Огород. Огороды – традиционные элементы территории ДОУ. Они бывают разными: огород овощных культур, фитоогород, огород злаков. Традиционно огороды используются для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. Необходимо подготовить маркеры для культурных растений. Оформить территорию огорода в сказочной тематике: изготовить  симпатичные пугала, куклы сказочных героев, домики, плетни и лавочки, которые смогут превратить огород в особый уголок детского сада и служить декорациями для спектаклей.
  • Уголки природных ландшафтов – это место для исследований, в частности сезонных наблюдений, для проведения народных праздников, игр, прогулок, для отдыха, для рисования на природе.
  • Во многих местах асфальтное покрытие износилось, покрылось слоем земли, мхом, появились неровности из-за разросшихся корней деревьев, которые портят внешний вид и мешают движению детей.
  • На участке детского сада нет площадки для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: дорожной разметки с пешеходным переходом для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

Проблемы прилегающей территории:

  • Дорога к детскому саду:

С восточной стороны от остановки «Автовокзал».  С 1984 года и до настоящего времени не проводились работы по  благоустройству территории, прилегающей к детскому учреждению. Дорога представляет собой заасфальтированное дорожное полотно с большим уклоном в сторону ворот и ограждения детского сада. Вдоль ограждения за 30 лет образовались густые заросли и наслоения земли с грязью. В дождливую погоду, из-за большого уклона и отсутствия ливневых стоков, потоки воды с мусором и грязью, начиная с территории автовокзала текут и скапливаются во дворе детского учреждения, на двух участках и вдоль ограждения. Уровень воды у ворот поднимается на 10-20 см. От постоянной грязи и  сырости создаются благоприятные условия для размножения комаров и мошек;

С западной стороны дорога находится в неудовлетворительном состоянии. После ремонтных работ на теплотрассе разрушено асфальтовое покрытие, много ям. Не оборудовано место  для парковки автомобилей. Во время дождей у ворот детского сада образуются глубокие , что затрудняет проезд транспорта и проходимость.

  • Лесопосадка

Деревья, расположенные по всему периметру ограждения представляют собой самосев. Вызывают загущенность и затененность территории участков. Требуется спил деревьев с последующей посадкой декоративных кустарников по всему периметру ограждения учреждения.

Территория лесопосадки имеет запущенный вид. Много сухих старых деревьев, поросли; деревья и кустарники растут беспорядочно, увеличились в количестве и нарушили пешеходную прогулочную зону. Также это скопление деревьев и кустарников создает опасность для жизни и здоровья детей, из-за падений. Так же, с наступлением весны  и до осени эта зона привлекает неблагонадежных людей для распития спиртных напитков, а в вечернее и ночное время становится «общественным туалетом».

Ежедневно с ранних лет дети и родители, двигаясь по дороге в детский сад и обратно, видят неприглядную картину, описанную выше. А все может выглядеть совершенно иначе. Лесопосадка, если ее привести в порядок и не допускать в дальнейшем загущенности и зарастания, украсит въезд в город.

Требуется вырубка и опиловка старых и сухих деревьев, поросли, кустарников, планировка прогулочной зоны с установкой урн, лавочек, фонарей ночного освещения.

Безопасность жизнедеятельности.

Перечень деревьев и кустарников, произрастающих на территории образовательного учреждения, представлен более 15 видами, куда входят лиственные и хвойные деревья, декоративные кустарники. Расположение более 30 деревьев разных пород и  зеленых насаждений вызывают опасность для жизни и здоровья детей (возраст  деревьев от 15 до 30 лет) в случае штормового ветра из-за массивной кроны, есть вероятность падения деревьев.

Территория имеет ограждение по периметру. В течение 2016-2018 годы в рамках ГЦП «Борьба с преступностью» проводится замена ограждения.

В ночное время территория с двух сторон освещается уличными прожекторами, расположенными на здании детского сада.

Групповые участки в настоящее время разделяются зеленой изгородью из сирени. Разросшиеся кусты и поросль сирени смотрятся неэстетично, и небезопасно для детей из-за торчащих веток.

Использование территории в образовательной деятельности. Экологическое воспитание и познавательное развитие детей происходит в непосредственно образовательной деятельности, во время экскурсий, прогулок. На прогулках, экскурсиях, походах с детьми на природу дети знакомятся с различными экосистемами: лесом, лугом, поляной. Организуется наблюдения за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов. Проводятся различные мероприятия по ознакомлению детей с природой родного края, детские праздники познавательного и игрового содержания.

Таким образом, архитектурно-ландшафтная организация территории детского сада призвана стать здоровьесберегающей, предметно-пространственной средой, обеспечивающей безопасность жизнедеятельности воспитанников, способствущей созданию благоприятных условий для отдыха детей раннего и дошкольного возраста.

Формы и методы работы:

Для работы над реализацией этапов проектирования были запланированы следующие способы, методы и приемы:

1.Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

2. Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.

3. Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: цветочные клумбы.

4. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.

5. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений зеленой зоны детского сада.

6. Организация и проведение опытнической работы с объектами природы, получая первые навыки её проведения, в совместной деятельности со взрослыми ставить исследовательские задачи и успешно их решать.

7. Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре.

8. Экологическое воспитание в непосредственно образовательной деятельности, во время прогулки.

9. Различные мероприятия по ознакомлению детей с природой родного края.

10. Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.

11.Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями в их естественной среде обитания.

За время внедрения проектного метода на территории нашего дошкольного учреждения в перспективе будет создано:

-композиционное оформление кустарников, деревьев.

-на детских участках будут выделены зоны и уголки

- приобретены сертифицированные малые архитектурные формы и игровое оборудование

- обустроена спортивная площадка.

Ожидаемые результаты:

  • Благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ: охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.
  • Совершенствование уникального имиджа ДОУ в процессе комплексного осуществления специфических видов детской деятельности, культурно-антропологических практик на прогулочных участках и выделенных зонах территории дошкольного учреждения совместно с семьями с детьми, не охваченных дошкольным образованием.
  • Привлечение родителей, представителей органов власти, депутатов, общественности, социальных партнеров к благоустройству территории с перспективой продолжения совместной деятельности и дальнейшего сотрудничества.
  • Реализация творческого потенциала участников образовательного процесса через организацию мероприятий по распространению новых технологий и методик создания доступной коррекционно-развивающей среды на территории ДОУ, ее декорирования и реализации разнообразных дизайнерских подходов.
  • Повышение уровня удовлетворенности деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников, общественности.
  • Создание индивидуального «образа» территории дошкольного учреждения за счет внесения оригинальных элементов дизайнерского и ландшафтного искусства на прогулочных участках, других объектов территории, создания зон непрерывного озеленения, декоративных барьеров между участками. Для чего будут использованы низкорослые кустарники.
  • Повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.
  • Создание единого информационно-образовательного пространства посредством размещения материалов проекта на официальном сайте ДОУ.

Этапы реализации проекта

1 этап – Информационно-аналитический.

  • Анализ нормативных документов и методических рекомендаций по благоустройству территории МДОУ.
  •  Мониторинг среды детского сада на степень благоустроенности и  соответствия требованиям ФГОС ДО.
  • Детальное обследование территории и выделение наиболее проблемных объектов.
  • Создание ВТГ по разработке и реализации проекта.
  • Изучение теоретических вопросов. Обучение педагогов.
  • Подбор методической и художественной литературы.
  • Разработка Положения о конкурсе по благоустройству территории детского сада среди педагогов и родителей; (Приложение 1).
  • Привлечение родителей, общественности к благоустройству территории.

2 этап - Деятельностный.

  • Разработка плана реализации проекта по благоустройству территории и организации игровой деятельности детей на прогулке «Детский сад  – сад детства».
  • Проектная деятельность.
  • Музейная педагогика.
  • Организация тесного взаимодействия с родителями через участие в фестивалях, конкурсах, акциях, выставках различного уровня.
  • Организация работы с социальными партнёрами: акции, пешие прогулки, интегрированные занятия.
  • Организация игровой и досуговой деятельности: игры, праздники, развлечения, концерты, спортивные мероприятия.
  • Благоустройство территории детского сада.
  • Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, приобретение игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом;

- создание зон эмоциональной разгрузки для детей (беседки, лавочки);

- создание тематических зон на территории детского сада из плоскостных и объемных фигур;

3 этап - Контрольно-аналитический.

  • Диагностико - аналитическая оценка эффективности проекта.
  • Презентация проекта на разных уровнях.

Выводы и практическая значимость проекта:

Реализация проекта помогает осуществить комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщить дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к родному краю. Сделать территорию детского сада привлекательной для детей, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.

Таким образом, активизация творческого потенциала педагогического коллектива при благоустройстве территории ДОУ поможет решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок детей по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении, по формированию гражданской позиции воспитанников и обеспечения эстетики.

является создание комбинированной среды на территории детского сада, синтезирующей в себе деятельность, направленную на здоровьесбережение и здоровьеформирование в летний период, наряду с воспитательно-образовательной деятельностью.


Рабочий план по реализации проекта


п/п

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

1. Информационно-аналитический этап

1.1

Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна, парков мира.  Сбор и анализ информации по данной теме.

Заведующий ДОУ
Лукьяненко Н.И.

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

Январь

2017

1.2

Общее собрание трудового коллектива «Организация работы по инновационной деятельности» (выбор направления инновационной деятельности)

Заведующий ДОУ
Лукьяненко Н.И.

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

11.01.2017

1.3

Педчас «Обсуждение инновационного проекта по экологии, выбор темы «Детский сад – экология детства» (утверждение состава ВТГ)

Заведующий ДОУ
Лукьяненко Н.И.

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

02.02.2017

1.4

Семинар – практикум «Экологическое образование и воспитание как средство формирования экологической культуры. Пути взаимодействия»

ФГБУ «НП «Плещеево озеро» Члены ВТГ

17.02.2017

1.5

Заседание ВТГ: обсуждение и разработка программ для реализации проекта, назначение ответственных.

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

22.02.2017

1.6

Общее родительское собрание «Экология детства» (ознакомление родителей с инновационным проектом)

Заведующий ДОУ
Лукьяненко Н.И.

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

29.03.2017

1.7

Консультация для воспитателей: «Требования к участку детского сада в соответствии с ФГОС ДО в рамках подготовки к конкурсу

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

29.03.2017

1.8

Разработка проекта

Заведующий ДОУ
Лукьяненко Н.И.

Творческая группа

март – июль

2017

1.9

Изучение особенностей территории ДОУ

Творческая группа

май

2017

1.10

Разработка  плана озеленения территории детского сада:
– создание эскизов прогулочных участков

– создание эскизов генерального плана
– светорасположение зоны озеленения.
–  цветовой фон зоны озеленения.
– подбор растений для  цветников, деревьев и кустарников.

Творческая группа

май

2017

1.11

Приобретение необходимого материала и для реализации проекта

Заведующий хозяйством

Коченкова В.А.

Сентябрь 2017

Приобретение малых форм

Заведующий ДОУ
Лукьяненко Н.И.

Заведующий хозяйством

Коченкова В.А.

По мере финансирования

2. Деятельностный этап

2.1

Посадка семян на рассаду

Творческая группа

Май 2017, 2018

2.2

Завоз земли плодородной, щебенки мелкой, декоративного камня, предпосевная обработка почвы

Коллектив родителей совместно с сотрудниками

Май 2017

2018

2.3

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы.

Сотрудники ДОУ

Май-июнь

2017, 2018

Инструктаж «Санитарные требования к участку»

Заведующий хозяйством

Коченкова В.А.

Май-июнь

2017, 2018

Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на огороде, на участке

Заведующий хозяйством

Коченкова В.А.

Май-июнь

2017, 2018

Обновление песочниц. Завоз песка для игр в песочницы.

Заведующий хозяйством

Коченкова В.А.

Май-июнь

2017, 2018

2.4

Приобретение саженцев, рассады

Заведующий хозяйством

Коченкова В.А.

Апрель-май

2017, 2018

2.5

Конкурс семейных проектов «Возьми дерево в семью»

Дендрологический отдел ФГБУ «НП «Плещеево озеро»
Воспитатель Великанова О.А.
Все участники образовательного процесса

Март-ноябрь 2017

2.6

Акция «Посади свое дерево».
Посадка саженцев плодово-ягодных культур, хвойных и лиственных деревьев, декоративных кустарников.

Воспитатели, родители

Апрель-май

2017, 2018

2.7

Акция «Посади свой цветок».
Посадка многолетних растений

Воспитатели, родители

Апрель-май

2017, 2018

2.8

Акция «Сохраним город чистым!»
Фоторепортаж в ФГБУ «НП «Плещеево озеро» в газету в рамках XIII Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины»  

Захарова М.А., инструктор по физической культуре

Педагоги МДОУ, воспитанники и их родители

12.04.2017

2.9

Акция «Птичий домик» работа с родителями, изготовление и установка скворечников»

Отдел экологического просвещения  ФГБУ «НП «Плещеево озеро», Педагоги МДОУ, воспитанники и их родители

Апрель-май

2017, 2018

Реставрация «Тропы здоровья»

Составление планов работы на «Тропе здоровья».

Захарова М.А., инструктор по физической культуре

Воспитатели, родители, дети

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

Май-июнь

2017, 2018

Высаживание рассады однолетних цветов, овощных культур на огороде

Воспитатели, дети

Май-июнь

2017, 2018

Изготовление табличек-указателей с названиями растений.

педагоги ДОУ

Июнь

2017, 2018

2.11

Работа по экологическому воспитанию  (по плану)

педагоги ДОУ

Июнь-август

2017, 2018

2.12

Экологические праздники:
«Что мы знаем о природе и ее охране»,

«День земли»,

«День воды»,
«День цветов»,

«День птиц»,
«В гости к Лесовичку»

педагоги ДОУ

Июнь - август

2.13

Спортивные праздники (по плану)

педагоги ДОУ

Июль-август

2.14

Акция «Трудовой десант»:
– прореживание всходов,
– удаление сорняков,
– внесение удобрений,
–  поливка,
– подкормка,
– защита от вредителей и болезней
– стрижка травы и цветочного массива.

Сотрудники ДОУ, родители, дети.

Апрель - май

Июнь-сентябрь

ежегодно

2.15

Конкурс огородов и цветников с презентацией

Воспитатели, родители, дети

Июнь

2018

2.16

Конкурс   тематических зон с презентацией

Воспитатели, родители, дети

Июнь-июль

2018

2.17

Уход за цветниками

Воспитатели, дети

Постоянно

2.18

Ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов  детьми в уголках природы

Воспитатели групп

В течение всего проекта

2.19

Создание на территории детского сада экологической тропы. Разработка экскурсионных маршрутов с участием детей.

Воспитатели групп

В течение всего проекта

2.20

Занятия с детьми

Воспитатели групп

 

Создание зимнего убранства двора Обеспечение сохранности территории

Демонстрация работ на сайте

Воспитатели групп

Декабрь2017 –февраль 2018

Асфальтирование территории

(при наличии финансирования)

     2019

Создание автоплощадки на территории фруктового  сада. Спил деревьев, проект планировки территории. Асфальтирование. Разметка. Пополнение автоплощадки оборудованием: автобусная стоянка, светофор 

Педагоги, родители

Май 2018

Опиловка старых деревьев и кустарников

Администрация ДОО

Май-сентябрь 2018

3. Контрольно-аналитический этап

3.1

Итоговая презентация «Путешествия в «Колоске»

– на сайте
– в средствах массовой информации
– участие в конкурсах

Творческая группа

Сентябрь

2018

Круглый стол для родителей 

Изучение мнения родителей,

Выявление отношения к данному проекту

Заведующий ДОУ
Лукьяненко Н.И.

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

Август 2018

3.2

Обобщение положительного опыта.
Представление результатов работы в на заседании городского методического объединения 

Заведующий ДОУ
Лукьяненко Н.И.

Старший воспитатель

Холмова Ю.В.

Сентябрь

2018


Результаты работы над проектом:

За время реализации проекта удалось достичь следующих результатов:

- повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей;

- преобразована предметно - игровая среда ДОУ;

- укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

- Пополнилась методическая база ДОУ по экологическому воспитанию.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны и гибки в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Родители и общественность, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни учреждения, проблемной территории города;
  • смогли реализовать свои организационный и творческий потенциал.

Уютная территория детского сада стала ещё привлекательнее с появлением новых зеленых насаждений и цветов.

На сайте детского сада демонстрируются творческие продукты воспитателей и воспитанников.

Вывод: Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!

Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта:

Для того, чтобы территория детского сада соответствовала задуманному предстоит еще много сделать. В перспективах на будущее - создание экологической тропы, дорожки здоровья, метеолаборатории, летнего театра. Конечно это планы не на один год. Но старт дан и начало положено. В дальнейшем требуется воплощение идей в жизнь совместными усилиями педагогов и родителей. Немаловажным условием реализации проекта будет и поддержка общественности и учредителя.

Количественные показатели:

1. Посадка:

– декоративные кустарники – 100

- низкорослые деревья -50

– однолетние цветы – 100

– многолетние цветы – 50

– лесные и лекарственные  цветы – 30

2. Облагораживание цветников - 9

3. Создание:  

  • «Тропы здоровья»– 1
  • Спортивный уголок –1
  • Создание автоплощадки -1
  • Экологической тропы -1
  • Тематических зон на участках -7

4. Приобретение сертифицированных малых архитектурных форм.

Качественные показатели:

В результате  реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет проводить все свое время в летний период.

Эколого-развивающая среда будет выполнять ряд функций:

Физическая

Будет  обеспечено:

- целостное  развитие личности ребёнка,

- сохранение и укрепление физического и   психического здоровья детей

- сформирована: привычка к здоровому образу жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей;

Эстетическая

Будут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманный дизайн – основа для развития эстетического восприятия, вкуса.

Как говорил К.Д. Ушинский: «Прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Информационная

Оформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях,  наблюдениях (например, знаний о лекарственных растениях, строении растений, деревьев).

Развлекательная

Обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Дальнейшее развитие проекта:

Созданная на территории ДОУ благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться и обновляться игровым и спортивным оборудованием. Планируется по всей территории детского сада (экологическая тропа) расставить забавные садовые аксессуары, фигурки животных, птиц.

-изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание);

-внесение изменений в тематическое планирование, интегрировать темы непосредственно образовательной деятельности с учетом задач экологического воспитания;

- просвещение родительской общественности;

-расширение возможностей для реализации творческих потребностей воспитанников: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях;

-создание программ специализированных курсов, кружков, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных;

-создание аудио-, видео-, медиатек по работе проекта.

Литература

1. Николаева С.Н. Юный эколог, Мозайка – Синтез,2010г.

2. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», Москва-Синтез, 2009г..

3. Детская энциклопедия, пер. с англ. Кржева Е.П., , «Росмен», 1994г.

4. Мир и человек. Географический атлас. Составлен ФГУП «Производственное картосоставительное объединение «Картография» в 1985г.

5. Голицина Н.С. «Экологическое воспитание дошкольников», Москва, Мозайка – Синтез, 2006г.

6. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» , Мозайка- Синтез, Москва, 2012г.

7. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром», Мозайка – Синтез. Москва, 2013г.

8. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» , Мозайка-Синтез, Москва, 2009г.

9. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» опыты и эксперименты для дошкольников, Сфера, Москва 2013г.

10. Рыжова Н.А. « Экологическое развитие детей в детском саду»

11. Волосникова Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.N 6

12. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Часть 1. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднегодошкольноговозраста.-.2004 13. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.- СПб., 2004.

14. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников / Дошкольная педагогика. - 2006. – N6. 15. Корзун А., Кишко С Экологическое воспитание средствами ТРИЗ-педагогики // Ребенок в детском саду. - 2006. - N 3. 16. Куликовская И.Э Детское экспериментирование. М., 2005 Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Новая школа, 1996 17. Николаева СН. Эколог в детском саду. М, 2003. 18. Плешаков А.Л. Мир вокруг нас. М.,2000 19. Маневцова Лl. М. Ребенок познает мир природы / Дошкольное воспитание. -2004.N8.

20. Рыжова Н.А. «Не просто сказки». – М.: Линка-ПРЕСС, 2002 г.

21. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Волшебница вода». М., 1997 г.

22. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и Природа», М., 1996 г.

23. Журнал «Обруч», 2011. -№ 3,7,9; 2012. - № 5,9; 2013, - № 3,4.

24. Журнал «Старший воспитатель», 2012. - № 5,6; 2013. - № 4, 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"

Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....

«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду».

laquo;Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»....

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду.

Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду....