Создание условий для двигательно-игровой деятельности детей на прогулке
консультация
«Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто
положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение
обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
(профессор Т. Сигерист)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Создание условий для двигательно-игровой деятельности детей на прогулке»
Офицерова Татьяна Вячеславовна,
старший воспитатель
«Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто
положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение
обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
(профессор Т. Сигерист)
Одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Движение - это врождённая, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребёнок - это деятель! И деятельность прежде всего выражается в движении. Первые представления о мире, его вещах, приходят к ребёнку через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей.
Наиболее рационально необходимо планировать двигательную игровую деятельность детей по этапам в течение всего режимного дня.
Одним из важных режимных моментов, во время которого может быть реализована потребность в двигательной активности в полной мере - является прогулка. В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Игровая двигательная деятельность на прогулке должна составлять от 60 - 83%, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Воспитатель должен тщательно продумать в зависимости от времени года, какие физкультурные пособия и инвентарь необходимо выносить на участок, решать - где и как разместить игровой материал, чтобы дети, играя не мешали друг другу.
В детском саду должны быть созданы все условия для активной игровой двигательной деятельности детей на свежем воздухе в соответствии со всеми принцами:
- санитарно – гигиеническими условиями,
- требованиями техники безопасности;
- целесообразности,
- эстетичности оформления.
Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
В летний период можно оформить каждый участок необычно, представляя частичку эпизода сказочного действия. При этом персонажи, герои сказок в оформлении на участках создают не только эстетический вид, но и решают обучающие и развивающие задачи.
Зимой для активизации двигательной активности на участках возводятся различные снежные постройки: «Снежная горка», «Снежная крепость», дорожки для скольжения, постройки для метания, герои сказочных персонажей из мультфильмов и т. д. Таким образом, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и приоритет игровой деятельности, воспитатели создают условия для повышения двигательной активности даже малоподвижных детей. Ведь гораздо интереснее бросать «снежки» в корзину белки, или мишки, а если добавить при этом соревновательный момент, кто больше, быстрее, то это, несомненно, вызывает живой интерес у дошкольников.
В холодное время года, когда пребывание детей на воздухе ограниченно и движения их стеснены теплой одеждой, могут быть организованы лишь игры с бегом, подпрыгиванием, поэтому можно поиграть с детьми в малоподвижную игру.
Малоподвижные игры широко используются в дошкольном образовательном учреждении как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию, однако опыт показывает, что подбор малоподвижных игр и игровых упражнений в настоящее время ограничен, в связи с их немногочисленностью.
Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является:
–снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
-снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;
-развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
-укрепление сердечно – сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
- ориентировка в пространстве;
-формирование и закрепление двигательных умений;
-получение удовольствия и создание хорошего настроения;
-сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
-повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Спецификой данного вида игр является способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры), темп, в котором она ведется (медленный), количество повторений движений (3-6 раз).
Эти игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого – либо из детей.
Игры малой подвижности подразделяются на игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики, внимания (слухового, моторно – двигательного), интеллекта, слуха, зрения и речи.
Игры малой подвижности и игровые упражнения проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной, вечерней прогулке, в физкультурных минутках и физкультурных паузах, самостоятельной двигательной деятельности детей.
Этапы проведения малоподвижной игры
Первым шагом начала игровой деятельности является сбор детей. Это может быть звуковой сигнал, например, свисток или колокольчик. Также сбор может быть организован в виде сюрпризного момента:
- На прогулке прислали письмо от вымышленного сказочного персонажа;
- посылка;
- приход к ребятам сказочного героя.
Следующим этапом идет вводный момент. Воспитатель должен ознакомить детей с сюрпризом. Например, он зачитывает содержание послания, письма или знакомит со сказочным персонажем. Далее следует объяснение процесса. Задачей педагога является объяснение содержания, правила, затем задает наводящие вопросы, чтобы уточнить, поняли ли дети суть.
В процессе воспитатель будет ведущим только в первый раз. Если игра уже проводится повторно, то в качестве ведущих выступают сами ребята. Педагог весь процесс наблюдает за процессом, помогает, дает подсказки.
Длительность малоподвижных игр
Длительность ведения малоподвижных игр устанавливается в зависимости от возраста детей:
- занятия в младшей группе должны быть не больше 10 минут;
- в средней группе они должны занимать не более 12 минут;
- в подготовительной — можно выделять до 15 минут.
Игры малой подвижности в средней группе не требуют много места. В них с большим удовольствием играют дети на улице в любое время года. Это не только увлекательное времяпровождение, но и развитие внимания, сообразительности, логики.
Предлагаемые игры и игровые упражнения не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. В них с удовольствием играют младшие дошкольники с помощью воспитателя, а старшие - самостоятельно.
- «Тишина»
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте малыши.
Ход игры. Дети идут в колонне по одному. После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны
- «Медведь»
Как под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
А под снегом спит медведь
-Тише, тише, не шуметь!
Ход игры. Дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза. На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал
- "Узнай по голосу"
Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: "А - у!"
Ну-ка глазки закрывай,
Не робей, Кто позвал тебя?
Узнай поскорей!
Ход игры. Дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга
- "Воздушный шар"
Раздувайся наш шар, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!"
Ход игры. Дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг, По сигналу воспитателя: "Шарик лопнул!" дети приседают или медленно идут к центру круга и произносят: "Ш - ш - ш - ш ".
- "Флажок"
Дети стали в кружок,
Увидали флажок,
Кому дать, кому дать,
Кому флаг передать?
Выйди, Оля, в кружок,
Возьми, Оля, флажок!
Выйди, выйди, возьми,
Выше флаг подними!
Ход игры. Дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: "выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей
Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности...
«Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования».
Галиева Гузель Фанилевнастарший воспитательМБДОУ детский сад №228 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан...
Создание условий для коллективной творческой деятельности детей дошкольного возраста
Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности ....
Родительское собрание в форме круглого стола «Создание условий для активизации игровой деятельности детей в семье»
Родительское собрание в форме круглого стола «Создание условий для активизации игровой деятельности детей в семье»...
Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста.
Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста. А. С. Макаренко говорил, что только ...
Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"
Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...
Консультация для родителей " Создание условий для двигательно-игровой деятельности на прогулке"
Консультация для родителей «Создание условий для двигательно-игровой деятельности детей на прогулке»...