ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2–7 ЛЕТ
рабочая программа

Пантелеева Марина Викторовна

Парциальная образовательная программа по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Целью программы «Здоровей – ка» является - профилактика нарушений осанки и плоскостопия как средство укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ФГОС ДО 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕГО

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 27

ЛЕТ 

 

 

         Под общей редакцией 

         Р.Н. Терехиной, Е.Н. Медведевой 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    2022 

 УДК 372.8

ББК 74.00 П18

А в т о р с к и й  к о л л е к т и в : 

Терехина Раиса Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая ка- федрой теории и методики гимнастики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 

Медведева Елена Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, декан факуль- тета подготовки научно-педагогических работников, профессор кафедры теории и ме- тодики гимнастики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 

Двейрина Ольга Анатольевна – доктор педагогических наук, доцент, директор Инсти- тута научных исследований, цифровых, инновационных и аналитических технологий 

НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 

Петров Сергей Иванович – кандидат психологических наук, доцент, ректор НГУ им. 

 П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 

Терехин Владимир Сергеевич – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики гимнастики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Кожевникова Виктория Витальевна – кандидат педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования 2021 года 

 

Р е ц е н з е н т ы : 

Крылов Андрей Иванович – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафе-  дры теории и методики плавания НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 

Косенкова Тамара Васильевна – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафе- дры детских болезней ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» 

 

Парциальная программа раннего физического развития детей 2–7 лет / Р.Н. Терехина, 

П18 Е.Н. Медведева, О.А. Двейрина, С.И. Петров, В.С. Терехин, В.В. Кожевникова ; под общ. ред. 

Р.Н. Терехиной, Е.Н. Медведевой. – М. : ООО «Издательство «ВАРСОН», 2022. –

         40 с. ISBN 978-5-98568-324-0 

Программа раннего физического развития детей 2–7 лет разработана для специалистов, работающих с

         детьми раннего и дошкольного возраста в центрах раннего физического развития. 

Программа содержит средства и методы физической культуры и базовых видов спорта, позволяющие с учетом особенностей контингента решать задачи оздоровительного и развивающего характера. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступаю-щих в школу. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовер-шенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутству-ет принцип единства психического и физического развития. Физическая культура обладает бесконечным разнообразием научнообоснованных средств педагогического воздействия, которые дают возможность ре-шать проблему  интегрального подхода к оздоровлению и гармоничного развития человека, формированию культуры здорового образа жизни.                                                  УДК 372.8 ББК 74.00 

 

          

         Подписано в печать 18.08.2022. Формат 60х90/8. Усл. печ. л. 2,50. Тираж 300 экз. Заказ № 6535. 

ООО «Издательство «ВАРСОН». Россия, 107553, г. Москва, ул. Б.Черкизовская, д. 30А,

         стр. 1 www.varson.ru, e-mail: info@varson.ru

        Отпечатано в ООО «Типография Мир Печати». Россия, 129226, г. Москва, проспект Мира, д. 209.         

 

         

         © Терехина Р.Н., Медведева Е.Н., Двейрина О.А.,

         Петров С.И., Терехин В.С., Кожевникова В.В., 2022 

                                                              © Сергей Гриншпун, обложка, 2022          

                                                       © ООО «Издательство «ВАРСОН»,

ISBN 978-5-98568-324-0                                                             оригинал-макет, 2022

         ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

  

 

 

Пояснительная записка

 

                                     Актуальность Программы

Детство является исключительно важным периодом, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. За последние 10  лет количество детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в  два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий для разных возрастных ступеней. Природа изобрела механизмы защиты и самозащиты, и задача педагогов заключается в том, чтобы научить детей использовать эти природные механизмы, а с помощью нетрадиционных средств можно подтолкнуть эти механизмы к работе. Огромный потенциал средств и методов физической культуры позволяет решать самые разнообразные задачи, совершенствовать функции и системы человеческого организма. Важно научить ребенка правильно ходить, бегать, прыгать, пользоваться разнообразными видами основных жизненно необходимых движений; овладеть гимнастическими и танцевальными упражнениями, разнообразными подвижными играми; сохра нять правильную осанку.

Решение этой проблемы возможно при наличии программы, в которой отражены направленность занятий с детьми с раннего возраста и до поступления в школу, задачи, средства, методы, формы организации занятий, а также регламентированы объемы нагрузок. Программа представляет собой специально спроектированные и систематизированные блоки средств и методов, заложенных в основу работы и наиболее полно отвечающих возрастным особенностям детей  раннего (2–3 года) и дошкольного (3 года – 7 лет) возраста.

В процессе реализации программы дети начинают испытывать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщаться к здоровому образу жизни, знакомятся с танцевальной и музыкальной культурой. Занятия физической культурой укрепляют здоровье, дисциплинируют, воспитывают целеустремленность, волевые и другие важные качества.

 

         Общая характеристика Программы

Парциальная программа раннего физического развития детей разработана на основании статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного

 образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1. Программа направлена на формирование и развитие физических способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Программа обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Программа составлена на основе требований к структуре программ, определяемых ФГОС ДО, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу подготовки детей.

Раннее физическое развитие детей 2–7 лет предполагает следующую дифференцировку:

1-й этап – от 2 до 3 лет;                              2-й этап – от 3 до 7 лет. 

 

         Цель и задачи реализации Программы

Основная цель программы – методическое обеспечение организации и реализации процесса раннего развития детей дошкольного возраста посредством целенаправленного многолетнего воздействия на организм средствами физической культуры; создание у детей устойчивой мотивации и потребности в  сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

         

Задачи:

  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • формировать привычки к здоровому образу жизни;
  • осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
  • прививать культурно-гигиенические навыки;
  • оздоравливать организм посредством формирования навыка правильного дыхания;
  • способствовать формированию психологического здоровья у дошкольников;
  • способствовать осознанию и осмыслению собственного «я», преодолению барьеров в общении, формированию коммуникативных навыков;
  • развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками, чувствами;
  • гармонизировать физическое развитие детей;
  • совершенствовать двигательные навыки и физические качества;

        -   повышать функциональные резервы систем организма;

  • улучшать общую физическую работоспособность;
  • повышать неспецифическую сопротивляемость; – воспитывать и закреплять навыки правильной осанки.

                                            Планируемые результаты освоения Программы

 

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерны-ми требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения  образовательной программы в виде целевых ориентиров1. В предлагаемой программе раннего физического развития они разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ДО к освоению образовательной области «Физическое развитие».          

         Целевые ориентиры физического развития в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрос-лого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;          
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).          

Целевые ориентиры физического развития на этапе завершения дошкольного образования         :

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, про-являет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том чис-ле двигательной; способен выбирать себе род занятий, участников по двигатель -ным играм;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к двигательной активности;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных двигательных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать ко нфликты во время двигательных игр;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в двигательной деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, вла-деет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в двигательной деятельности; может соблюдать правила безопасного поведения во время физических упражнений и двигательных игр, правила личной гигиены;
  • осознает пользу занятий физической культурой, ее роль в сохранении и укреплении здоровья;
  • осознает необходимость здорового образа жизни, стремится к нему;
  • владеет гимнастическими упражнениями;
  • у ребенка сформировано целостное восприятие своих потенциальных возможностей.

В целом, к основным показателям эффективности освоения Программы являются:

  • снижение показателей заболеваемости детей;
  • повышение показателей развития физических качеств;
  • устойчивые показатели психоэмоционального благополучия детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет "Малыши-крепыши"

        Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет "Малыши-крепыши"...

Парциальная общеобразовательная программа "Речевое развитие детей 3-7 лет" О.С. Ушакова

С целью повышения уровня обучения в области развития речи воспитанников дошкольного отделения МБОУ «СОШ №3 им. А.А. Ивасенко» предлагается реализация программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной пр...

Парциальная программа физического развития детей 6–8 лет и методические рекомендации по подготовке к сдаче норм ВФСК ГТО Л.Н. Волошина

В парциальной образовательной программе «Будь готов!» и методических рекомендациях по подготовке детей к сдаче норм ВФСК ГТО представлены возможности интеграции Всероссийского физкультурн...

"МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ" парциальная программа физического развития детей 3–7 лет О.В. Бережнова, В.В. Бойко

Малыши-крепыши» — это современная интегративная развивающая программа нового поколения, обеспечивающая физическое развитие детей 3–7 лет в контексте преемственности дошкольного и на...

Парциальная программа по развитию интеллектуального творчества способностей детей "Умники и умницы". для детей 6-7 лет

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружа...

"МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ" парциальная программа физического развития детей 3–7 лет О.В. Бережнова, В.В. Бойко

Малыши-крепыши» — это современная интегративная развивающая программа нового поколения, обеспечивающая физическое развитие детей 3–7 лет в контексте преемственности дошкольного и нач...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...