Парциальная программа по развитию интеллектуального творчества способностей детей "Умники и умницы". для детей 6-7 лет
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Кокорина Наталья Юрьевна

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_umniki_i_umnitsy.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Принципы построения программы

Содержание программы

  1. Ожидаемый результат

Сведения об участниках программы

Перспективное планирование на учебный год

  1. Способы проверки знаний

Тестовый материал

  1. Используемая литература

Пояснительная записка

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

Я.А.Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника  играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему  новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего                                                                                                           

дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.

Использование развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,

красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.

Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Цель программы:   Всестороннее развитие личности ребёнка его интеллектуально – творческих способностей,  Формировать умение самостоятельно, осуществлять поиск способа решения, творческое и пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление.

Для достижения поставленной цели, программа решает следующие задачи :

  • Формирование приемов умственной деятельности: анализа, сопоставление, обобщение, абстрагирование.
  • Развитие умения самостоятельно осуществлять поиск способов решения, обучение частичному планированию поиска в уме.
  • Формирование сенсорных и мыслительных способов преобразования, соединения геометрических фигур.
  • Формирование элементов измерительной деятельности способствующих развитию наглядно-действенного, наглядно – образного и логического мышления, активизирующих причинное мышление и развития глазомера.
  • Формирование  навыков самоконтроля и самооценки.

Принципы построения программы:

  1. Принцип психологической комфортности.
  2. Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип постепенности.
  5. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
  6. Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

   7.  Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта                                                   

     творческой деятельности.

8.   Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на                                              положительные качества ребёнка).          

   9.  Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития  и развития     дошкольника.

                                                         

                             

Содержание программы:

Развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, Развивающие игры Венгера и Дьяченко

  • игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/,  «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»)
  • игры на внимание  («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша»)
  • игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка»)
  • игры на развитие творческого мышления («Квадрат Воскобовича(четырёхцветный)», «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,)
  • игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»)
  • игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат»
  • игры

Ожидаемый результат

Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь - доказательство, речевое общение;

  • умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
  • умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
  • развитая мелкая моторика кистей рук.

Сведения об участниках программы:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на один учебный год. Она предполагает активное участие родителей, педагогов.

Место реализации - детский сад и семья. Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, в месяц – четыре  занятий, в год-32. Продолжительность каждого занятия: 25 мин.- старшая группа

Средства реализации программы:

Комплекты развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, Никитина,  сказочные герои фиолетового леса, набор карточек, иллюстраций к дид. играм Л.А.Венгера.                                                   

   

Тематический план

        

Месяц

Игры

Задачи

Сентябрь

1. Найди на картине  все предметы  

формы и раскрась их.                        

Закрепить название геометрических фигур. Учить находить и вычленять их в сюжетном рисунке. Развивать у детей внимание.

2. Игровая задача  Соотнеси предметы с геометрическими фигурами. 

Учить детей подбирать карточки с заданным количеством геометрических фигур (деталей) к предмету созданному из геометрических фигур

3. Игра «Уникуб»  задания из пособия Никитина У-1, У-2,  У-

4. Игра «Счетные  палочки» Составь 2 равных квадрата из 7 палочек.                                  

Учить преобразовывать фигуры с помощью счетных палочек. Развивать у детей логик, абстрактное мышление, уметь видеть итог проделанной работы, слушать и слышать задание.

Октябрь

1. Составление фигуры силуэта «Колумбово-яйцо Рыбка, заяц»

2. Игра «Парные картинки». Подбери карточку с составными  частями.

Выкладывание заданной фигуры  из маленьких

других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание,  конструирование фигур по памяти

 3. Игра «Куб хамелион» Сложи кубики так, чтобы все стороны были одного цвета

Продолжать формировать у детей логику и внимание. Закрепить умение действовать с кубиком, производить с ним операции для выполнения задания.

4. Складывание  квадрата  из  разных  геометрических  фигур  способом  наложение

Учить детей моделировать геометрическую фигуру из нескольких частей. Развивать внимание, зрительную ориентацию, мышление. Закрепить название геометрических фигур.

Ноябрь

1.Составление фигуры силуэта «Танграм- Лиса, верблюд».                                          

Выкладывание заданной фигуры  из маленьких

других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание,  конструирование фигур по памяти

2. Игра Уголки  пособие Никитина (построение фигуры по образцу)

Развивать пространственного воображения,  сообразительности и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать,

3. Игровая задача. Подумай как с помощью ножниц квадрат превратить в круг, прямоугольник в овал. Используя  ножницы,  раздели прямоугольник так, чтобы у тебя получилось два квадрата

Формировать у детей образное мышление, учить с помощью ножниц преобразовывать существующую  фигуру в две заданные.

4. Составление фигур из треугольников и квадратов с использованием счетных палочек

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Декабрь

1. Составление фигуры силуэта с опорой на теневой образец «Волшебный круг» – Клоун, кит

Выкладывание заданной фигуры  из маленьких

других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание,  конструирование фигур по памяти

 2. Игровая задача . Выложи из 7 счетных палочек  треугольник, добавь 1 палочку так, что бы получилась  трапеция  и маленький треугольник квадрат, трапеция) .                                    

Знакомство с игрой, Учить детей преобразовывать фигуры с помощью счетных палочек. Развивать внимание, логического мышления.

3. Игра Геоконт. Выкладывание четырехугольников различной конфигурации (прямоугольник  Игра «Я загадаю - вместе отгадаем» (выкладывание силуэта ответа из блоков Дьенеша).

Знакомство с игрой, сказкой; учить плести из паутинок разные четырёхугольники, треугольники, называть их; разделить прямоугольник на две, четыре равные части; конструирование различных сначала по образцу взрослого, затем по картинке и по собственному замыслу.

Январь

1. Составление фигуры силуэта «Колумбово-яйцо - Слон, старая ворона».                          

Выкладывание заданной фигуры  из маленьких

других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание,  конструирование фигур по памяти

2. Знакомство с Нетающими льдинками озера АЙС. Выбери все льдинки с квадратами, треугольниками. 

Знакомство с игрой, со свойствами прозрачного квадрата (гибкость, цвет, форма), чем отличаются обыкновенные льдинки от «нетающих»?; учить сортировать пластины по группам: треугольники, четырёхугольники, многоугольники и называют их количество; учить конструировать квадраты из одинаковых и из разных фигур.

3. Игра Геоконт.  Используя  резинку одного цвета, преобразуй большой квадрат в  маленький треугольник, треугольник в круг, круг в овал.  

Развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина, совершенствовать интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь. Тренировать мелкую моторику кисти и пальцев. Совершенствовать умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»; умение ориентироваться на координатной плоскости

4. Дид. игра на осязание «Чудесный мешочек».  Приемом обследования достань блок заданной формы из «Чудесного мешочка».                                          

Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт; развивать логическое мышление (игры «Цепочка», «Раздели фигуры»). Учить читать карточки-схемы и по ним находить нужные блоки.

Февраль

1.Составление фигуры силуэта «Волшебный круг – Ракета, оса».                                          

 Выкладывание заданной фигуры  из маленьких

других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание,  конструирование фигур по памяти

2. Собери лошадку ОШ, жирафа АФ, носорога РОГ (сколько пластинок понадобилось, какие геометрические фигуры использовали) Работа с прозрачным квадратом. 

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях. Развитие мелкой моторики.

3. Игра «Птичек на свою веточку». Подбери блок в соответствии сенной схемой. Использование блоков Дьенеша.                                            

Помочь детям научиться выполнять логические операции– разбивать объекты по свойством, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты

4. Игровая задача .  Выложи два неравных квадрата,  используя 10 счетных  палочек.  Переложи 2  палочки так,  что бы получилось 3 равных квадрата.                        

Продолжать знакомство с игрой, Формировать у детей умение преобразовывать фигуры с помощью счетных палочек. Развивать внимание, логического мышления.

Март

1. Выкладывание заданного предмета из геометрических фигур разного размера.                  

Формировать умение подбирать фигуры с опорой на образец. Развивать внимание, логику. Закрепить знание о геометрических фигурах.

2. Formido «Креативные вкладыши» выкладывание геометрического  рисунка.

Развитие умения различать оттенки цветов, развитие способности к анализу и синтезу, пространственного воображения, развитие начальных геометрических  представлений.

3. Игровые задачи на преобразование фигур - используя  ножницы,  раздели треугольник так, чтобы у тебя получилось две фигуры треугольник и трапеция. Деление  бумажный  квадрат  так,  чтобы получилось два треугольника.                    

Формировать у детей образное мышление, учить с помощью ножниц , преобразовывать существующую  фигуру в две заданные.

4.  Игра «Чудо-крестики» конструирование предметных  форм  по  схеме  «Цветок»,  «Бабочки», «Богатырь», « Ваза», «Корабль».                                                              

Совершенствовать психические процессы (внимание, память, мышление, речь); Освоить приемы сложения предметов из частей по образцу. Освоить пространственные отношения и количественный счет. Расширить активный словарь детей существительными, прилагательными, глаголами 

Апрель

1. Выкладываем "дорожки последовательностей"

Развивать умение составлять целое из частей, развивать мелкую моторику, внимание.

2. Составление заданных фигуры силуэта «Волшебный круг» – (лиса, слон).

Складывание заданной фигуры  из маленьких

других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание,  конструирование фигур по памяти

 3. .Составление фигуры силуэта «Танграм- Лиса, верблюд».                                           

Складывание заданной фигуры  из маленьких

других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание,  конструирование фигур по памяти

4. Игровое упражнение «Геометрическое созвездие» Сконструируй «созвездие» на геоконте с опорой на рисунок.                 

Развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина, совершенствовать интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь. Тренировать мелкую моторику кисти и пальцев. Совершенствовать умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»; умение ориентироваться на координатной плоскости.

Май

1. Геометрический диктант «Выкладываем геометрический орнамент»          

Учить детей воспринимать на слух математическое задание, правильно подбегать заданные геометрические фигуры. Развивать внимание, усидчивость.

  2. Составление фигуры силуэта «Танграм» - Бегущий человек, спутник».

Складывание заданной фигуры  из маленьких

других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание,  конструирование фигур по памяти

3.  Игра «Паутина»,  «сплети» паутину так чтобы каждая паутинка имела свою геометрическую форму. Использование Геоконт.

Тренировать мелкую моторику кисти и пальцев. Совершенствовать умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»; умение ориентироваться на координатной плоскости

4. Мониторинг  

Выявить знание детей по данной теме.

Способы проверки знаний, умений и навыков.

1. Диагностика №1 (сентябрь) – речевое и математическое  развитие.

2. Диагностика №2 (май) – речевое и математическое развитие.

Тестовый материал:

  1. Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет.
  2. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. 29
  3. Гризик Т.И. Занимательная грамматика.
  4. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе?

      5.   Безруких Т.М. Познаём мир.(серия картинок – метод. кабинет.)

      6.   Картина « В уголке природы» (№ 25 – метод.кабинет.)

      7.   Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» (предметные картинки - метод.кабинет)

      8    Гризик Т.Н.  «Учимся играя»  

      9.   Нищева Н.В. «Играйка №1»(8 игр для развития речи дошкольников-метод.кабинет)

Оценка результатов:

высокий уровень – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;

средний уровень – ребёнок справляется с заданиями с помощью педагога;

низкий уровень – ребёнок не справился с заданиями.

Требования к знаниям, умениям и навыкам приведены в таблице 1, 2, 3, 4.

Используемая литература в составлении программы:

1.  С.Д.Сажина « Составление рабочих учебных программ для ДОУ.»

«Т Ц Сфера», 2006

2.  Т.М. Бондаренко Развивающие игры в ДОУ

Воронеж, 2009

3.  Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.

М. Инфа-М, 1998.

4.  Новый подход к содержанию и организации дошкольного образования детей 5-6 лет. Полиграфист. 2008.

5.  Карелина С.Н. Развитие познавательных способностей детей в процессе использования  развивающих игр В.Воскобовича. Д\П., 2008.№10.

6.  В.Воскобович  Сказочные лабиринты игры. СПб., 2000

7.  Васильева В.Н. Игра- путь к познанию предметного мира. Д\п, 2008, №6

8.  Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.

 Мозаика-Синтез, 2005.

9.  Новикова В.П. Математика в детском саду. М. Мозаика-Синтез,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа Тропинками народного творчества

Программа составлена с учётом интереса детей и их родителей. Соответствует  индивидуальным и возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста, нормам СанПин и новым образовательным ста...

Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене   Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...

Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"

Программа может быть использована  педагогами дополнительного образования....

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для детей младшего дошкольного возраста

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Парциальная программа "Ступеньки к школе" (познавательное и социально-коммуникативное развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста)

Цель программы:Развитие у детей познавательных способностей, стремления к школьному обучению, к будущей новой социальной позиции школьникаЗадачи:1.Сформировать у детей подготовительной группы правильн...

Парциальная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников» детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Срок реализации программы – 2019/2020 учебный год

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и оценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купл...

Программа "Формирование интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами инновационных развивающих технологий".

Программа "Формирование интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами инновационных развивающих технологий"....