Парциальная программа по развитию интеллектуального творчества способностей детей "Умники и умницы". для детей 6-7 лет
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_umniki_i_umnitsy.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи
- Принципы построения программы
Содержание программы
- Ожидаемый результат
Сведения об участниках программы
Перспективное планирование на учебный год
- Способы проверки знаний
Тестовый материал
- Используемая литература
Пояснительная записка
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
Я.А.Коменский считал, что игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера.
Использование развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,
красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.
Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.
Цель программы: Всестороннее развитие личности ребёнка его интеллектуально – творческих способностей, Формировать умение самостоятельно, осуществлять поиск способа решения, творческое и пространственное воображение, логическое и интуитивное мышление.
Для достижения поставленной цели, программа решает следующие задачи :
- Формирование приемов умственной деятельности: анализа, сопоставление, обобщение, абстрагирование.
- Развитие умения самостоятельно осуществлять поиск способов решения, обучение частичному планированию поиска в уме.
- Формирование сенсорных и мыслительных способов преобразования, соединения геометрических фигур.
- Формирование элементов измерительной деятельности способствующих развитию наглядно-действенного, наглядно – образного и логического мышления, активизирующих причинное мышление и развития глазомера.
- Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Принципы построения программы:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
- Принцип доступности.
- Принцип постепенности.
- Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
- Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
7. Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности.
8. Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка).
9. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.
Содержание программы:
Развивающие игры Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, Развивающие игры Венгера и Дьяченко
- игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/, «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки»)
- игры на внимание («Прозрачный квадрат», « Прозрачная цифра». «Шёл домой Глеб», «Блоки Дьенеша»)
- игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «брызг-брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка»)
- игры на развитие творческого мышления («Квадрат Воскобовича(четырёхцветный)», «Чудо- крестики», «Чудо- соты»,)
- игры на развитие речи («Шнур- затейник», «Геоконт», «Лабиринты букв», «Прозрачный квадрат»)
- игры на развитие воображения («Палочки Кюизенера», «Чудо-соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат»
- игры
Ожидаемый результат
Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь - доказательство, речевое общение;
- умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
- умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
- развитая мелкая моторика кистей рук.
Сведения об участниках программы:
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста на один учебный год. Она предполагает активное участие родителей, педагогов.
Место реализации - детский сад и семья. Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, в месяц – четыре занятий, в год-32. Продолжительность каждого занятия: 25 мин.- старшая группа
Средства реализации программы:
Комплекты развивающих игр Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера, Никитина, сказочные герои фиолетового леса, набор карточек, иллюстраций к дид. играм Л.А.Венгера.
Тематический план
Месяц | Игры | Задачи |
Сентябрь | 1. Найди на картине все предметы формы и раскрась их. | Закрепить название геометрических фигур. Учить находить и вычленять их в сюжетном рисунке. Развивать у детей внимание. |
2. Игровая задача Соотнеси предметы с геометрическими фигурами. | Учить детей подбирать карточки с заданным количеством геометрических фигур (деталей) к предмету созданному из геометрических фигур | |
3. Игра «Уникуб» задания из пособия Никитина У-1, У-2, У- | ||
4. Игра «Счетные палочки» Составь 2 равных квадрата из 7 палочек. | Учить преобразовывать фигуры с помощью счетных палочек. Развивать у детей логик, абстрактное мышление, уметь видеть итог проделанной работы, слушать и слышать задание. | |
Октябрь | 1. Составление фигуры силуэта «Колумбово-яйцо Рыбка, заяц» 2. Игра «Парные картинки». Подбери карточку с составными частями. | Выкладывание заданной фигуры из маленьких других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание, конструирование фигур по памяти |
3. Игра «Куб хамелион» Сложи кубики так, чтобы все стороны были одного цвета | Продолжать формировать у детей логику и внимание. Закрепить умение действовать с кубиком, производить с ним операции для выполнения задания. | |
4. Складывание квадрата из разных геометрических фигур способом наложение | Учить детей моделировать геометрическую фигуру из нескольких частей. Развивать внимание, зрительную ориентацию, мышление. Закрепить название геометрических фигур. | |
Ноябрь | 1.Составление фигуры силуэта «Танграм- Лиса, верблюд». | Выкладывание заданной фигуры из маленьких других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание, конструирование фигур по памяти |
2. Игра Уголки пособие Никитина (построение фигуры по образцу) | Развивать пространственного воображения, сообразительности и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать, | |
3. Игровая задача. Подумай как с помощью ножниц квадрат превратить в круг, прямоугольник в овал. Используя ножницы, раздели прямоугольник так, чтобы у тебя получилось два квадрата | Формировать у детей образное мышление, учить с помощью ножниц преобразовывать существующую фигуру в две заданные. | |
4. Составление фигур из треугольников и квадратов с использованием счетных палочек | Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. | |
Декабрь | 1. Составление фигуры силуэта с опорой на теневой образец «Волшебный круг» – Клоун, кит | Выкладывание заданной фигуры из маленьких других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание, конструирование фигур по памяти |
2. Игровая задача . Выложи из 7 счетных палочек треугольник, добавь 1 палочку так, что бы получилась трапеция и маленький треугольник квадрат, трапеция) . | Знакомство с игрой, Учить детей преобразовывать фигуры с помощью счетных палочек. Развивать внимание, логического мышления. | |
3. Игра Геоконт. Выкладывание четырехугольников различной конфигурации (прямоугольник Игра «Я загадаю - вместе отгадаем» (выкладывание силуэта ответа из блоков Дьенеша). | Знакомство с игрой, сказкой; учить плести из паутинок разные четырёхугольники, треугольники, называть их; разделить прямоугольник на две, четыре равные части; конструирование различных сначала по образцу взрослого, затем по картинке и по собственному замыслу. | |
Январь | 1. Составление фигуры силуэта «Колумбово-яйцо - Слон, старая ворона». | Выкладывание заданной фигуры из маленьких других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание, конструирование фигур по памяти |
2. Знакомство с Нетающими льдинками озера АЙС. Выбери все льдинки с квадратами, треугольниками. | Знакомство с игрой, со свойствами прозрачного квадрата (гибкость, цвет, форма), чем отличаются обыкновенные льдинки от «нетающих»?; учить сортировать пластины по группам: треугольники, четырёхугольники, многоугольники и называют их количество; учить конструировать квадраты из одинаковых и из разных фигур. | |
3. Игра Геоконт. Используя резинку одного цвета, преобразуй большой квадрат в маленький треугольник, треугольник в круг, круг в овал. | Развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина, совершенствовать интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь. Тренировать мелкую моторику кисти и пальцев. Совершенствовать умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»; умение ориентироваться на координатной плоскости | |
4. Дид. игра на осязание «Чудесный мешочек». Приемом обследования достань блок заданной формы из «Чудесного мешочка». | Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт; развивать логическое мышление (игры «Цепочка», «Раздели фигуры»). Учить читать карточки-схемы и по ним находить нужные блоки. | |
Февраль | 1.Составление фигуры силуэта «Волшебный круг – Ракета, оса». | Выкладывание заданной фигуры из маленьких других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание, конструирование фигур по памяти |
2. Собери лошадку ОШ, жирафа АФ, носорога РОГ (сколько пластинок понадобилось, какие геометрические фигуры использовали) Работа с прозрачным квадратом. | Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях. Развитие мелкой моторики. | |
3. Игра «Птичек на свою веточку». Подбери блок в соответствии сенной схемой. Использование блоков Дьенеша. | Помочь детям научиться выполнять логические операции– разбивать объекты по свойством, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты | |
4. Игровая задача . Выложи два неравных квадрата, используя 10 счетных палочек. Переложи 2 палочки так, что бы получилось 3 равных квадрата. | Продолжать знакомство с игрой, Формировать у детей умение преобразовывать фигуры с помощью счетных палочек. Развивать внимание, логического мышления. | |
Март | 1. Выкладывание заданного предмета из геометрических фигур разного размера. | Формировать умение подбирать фигуры с опорой на образец. Развивать внимание, логику. Закрепить знание о геометрических фигурах. |
2. Formido «Креативные вкладыши» выкладывание геометрического рисунка. | Развитие умения различать оттенки цветов, развитие способности к анализу и синтезу, пространственного воображения, развитие начальных геометрических представлений. | |
3. Игровые задачи на преобразование фигур - используя ножницы, раздели треугольник так, чтобы у тебя получилось две фигуры треугольник и трапеция. Деление бумажный квадрат так, чтобы получилось два треугольника. | Формировать у детей образное мышление, учить с помощью ножниц , преобразовывать существующую фигуру в две заданные. | |
4. Игра «Чудо-крестики» конструирование предметных форм по схеме «Цветок», «Бабочки», «Богатырь», « Ваза», «Корабль». | Совершенствовать психические процессы (внимание, память, мышление, речь); Освоить приемы сложения предметов из частей по образцу. Освоить пространственные отношения и количественный счет. Расширить активный словарь детей существительными, прилагательными, глаголами | |
Апрель | 1. Выкладываем "дорожки последовательностей" | Развивать умение составлять целое из частей, развивать мелкую моторику, внимание. |
2. Составление заданных фигуры силуэта «Волшебный круг» – (лиса, слон). | Складывание заданной фигуры из маленьких других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание, конструирование фигур по памяти | |
3. .Составление фигуры силуэта «Танграм- Лиса, верблюд». | Складывание заданной фигуры из маленьких других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание, конструирование фигур по памяти | |
4. Игровое упражнение «Геометрическое созвездие» Сконструируй «созвездие» на геоконте с опорой на рисунок. | Развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина, совершенствовать интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь. Тренировать мелкую моторику кисти и пальцев. Совершенствовать умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»; умение ориентироваться на координатной плоскости. | |
Май | 1. Геометрический диктант «Выкладываем геометрический орнамент» | Учить детей воспринимать на слух математическое задание, правильно подбегать заданные геометрические фигуры. Развивать внимание, усидчивость. |
2. Составление фигуры силуэта «Танграм» - Бегущий человек, спутник». | Складывание заданной фигуры из маленьких других геометрических фигур . Развивать образное мышление, внимание, конструирование фигур по памяти | |
3. Игра «Паутина», «сплети» паутину так чтобы каждая паутинка имела свою геометрическую форму. Использование Геоконт. | Тренировать мелкую моторику кисти и пальцев. Совершенствовать умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»; умение ориентироваться на координатной плоскости | |
4. Мониторинг | Выявить знание детей по данной теме. |
Способы проверки знаний, умений и навыков.
1. Диагностика №1 (сентябрь) – речевое и математическое развитие.
2. Диагностика №2 (май) – речевое и математическое развитие.
Тестовый материал:
- Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет.
- Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. 29
- Гризик Т.И. Занимательная грамматика.
- Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе?
5. Безруких Т.М. Познаём мир.(серия картинок – метод. кабинет.)
6. Картина « В уголке природы» (№ 25 – метод.кабинет.)
7. Нищева Н.В. «Занимаемся вместе» (предметные картинки - метод.кабинет)
8 Гризик Т.Н. «Учимся играя»
9. Нищева Н.В. «Играйка №1»(8 игр для развития речи дошкольников-метод.кабинет)
Оценка результатов:
высокий уровень – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;
средний уровень – ребёнок справляется с заданиями с помощью педагога;
низкий уровень – ребёнок не справился с заданиями.
Требования к знаниям, умениям и навыкам приведены в таблице 1, 2, 3, 4.
Используемая литература в составлении программы:
1. С.Д.Сажина « Составление рабочих учебных программ для ДОУ.»
«Т Ц Сфера», 2006
2. Т.М. Бондаренко Развивающие игры в ДОУ
Воронеж, 2009
3. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.
М. Инфа-М, 1998.
4. Новый подход к содержанию и организации дошкольного образования детей 5-6 лет. Полиграфист. 2008.
5. Карелина С.Н. Развитие познавательных способностей детей в процессе использования развивающих игр В.Воскобовича. Д\П., 2008.№10.
6. В.Воскобович Сказочные лабиринты игры. СПб., 2000
7. Васильева В.Н. Игра- путь к познанию предметного мира. Д\п, 2008, №6
8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.
Мозаика-Синтез, 2005.
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. М. Мозаика-Синтез,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа Тропинками народного творчества
Программа составлена с учётом интереса детей и их родителей. Соответствует индивидуальным и возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста, нормам СанПин и новым образовательным ста...
Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста
Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...
Программа по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования....
Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для детей младшего дошкольного возраста
Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...
Парциальная программа "Ступеньки к школе" (познавательное и социально-коммуникативное развитие детей старшего и подготовительного к школе возраста)
Цель программы:Развитие у детей познавательных способностей, стремления к школьному обучению, к будущей новой социальной позиции школьникаЗадачи:1.Сформировать у детей подготовительной группы правильн...
Парциальная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников» детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Срок реализации программы – 2019/2020 учебный год
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и оценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купл...
Программа "Формирование интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами инновационных развивающих технологий".
Программа "Формирование интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами инновационных развивающих технологий"....