"Здоровье"
рабочая программа (старшая группа)

Татьяна Анатольевна Баран

 

 

 

 

 

                                       

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ»

 

 

Срок реализации 2 года

Автор программы:

Баран Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка. Общие положения.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности.

            В Уставе Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических  дефектов, но и полное  физическое, психическое  и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим  биологические  характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей,  их жизни  в семье, качество окружающей среды, степень  развития  медицинской помощи, служб  охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства  к проблемам здоровья.

            Исследованиями отечественных  и зарубежных  ученых давно установлено, что здоровье человека  лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии  здоровья населения, 60% детей в возрасте от 3 до 8 лет  имеют  функциональные отклонения в состоянии здоровья,  и  только 105 детей  приходят в школу совершенно  здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать  в широком социальном аспекте.

            На фоне экологической и  социальной напряженности  в стране, на фоне небывалого роста «цивилизации», чтобы  быть здоровым, нужно овладеть искусством  его сохранения и укрепления.  Этому искусству  и должно  уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать, что только в дошкольном учреждении  самое благоприятное время для выработки  правильных привычек, которые  в сочетании с обучением дошкольников методам  совершенствования и сохранения здоровья  приведут к положительным результатам.

С этой позиции  в центре  работы по полноценному физическому развитию и укрепления здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая  всех ее членов , и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение , где ребенок  проводит большую часть своего времени, т.е. социальные  структуры, которые в основном  определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ  необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете  особенностей его организма, индивидуальном подходе.

 

  

  Назначение  программы

- определяет приоритеты в подходах к реализации содержания образования;

- способствует объединению и координации деятельности специалистов ДОУ;

- служит основой для разработки и совершенствования технологии управления образовательным процессом;

- является основанием для оценки качества реализации образовательных услуг;

- способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную и исчерпывающую информацию об образовательных услугах дошкольного учреждения.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа разработана  с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до  школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Принципы формирования Программы

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий    характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие  критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
  • признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

          Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обу­чения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. 

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.

 Чтобы отвечать принципу системности, образовательная программа  представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.

 

Принцип научности- подкрепление всех проводимых мероприятий , направленных на укрепление здоровья , научно обоснованными и практически апробированными методиками.

 

Принцип активности   и  сознательности – участие всего   коллектива  педагогов и родителей   в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению дошкольников  и себя.

Принцип комплексности и  интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов деятельности.

 

Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья.

 

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки , гарантия положительного результата труда независимо от возрасти уровня физического развития детей.

 

Содержание образовательной программы  основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;
  • интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
формирование   основ  социальной  и жизненной адаптации   ребенка;
<>·· 

 

Подходы к реализации Программы

1. Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала,  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.

- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,

    - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,

- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,

- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

 

2. Системно-деятельные подходы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,  организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,

- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,

- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

 

3.Индивидуальный подход – индивидуализация образования

- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;

- помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;

- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

            Образовательный процесс осуществляется в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие с учётом  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой. 

 

Цель и задачи  программы, особенности работы:

           

Комплексно-целевая программа «Здоровье» направлена на:

- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности   за  сохранение собственного здоровья;

- подведение дошкольников  к пониманию  целостности человеческого организма, единству  духовного и  физического;

- закрепление  навыков  сохранения и укрепления  здоровья  изученными способами;

- обеспечение условий  для охраны  психофизического здоровья и всестороннего развития ребенка.

            Физкультурно-оздоровительная работа с детьми проводится  с использованием  принципов  здоровьесберегающей педагогики и  здоровьесберегающих технологий. Это означает, что действия  коллектива направлены на формирование  такой образовательной системы, которая основывается :

-разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации  воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями;

-создании саморазвивающейся среды со  здоровьесберегающими  функциями (благодаря  тесному  сотрудничеству  педагога-психолога, учителя-логопеда, медиков и родителей);

-формирование единого  здоровьесберегающего пространства семьи и детского сада.

 

 Задачи программы:

  • заботиться о психофизическом здоровье детей, закаливать организм;
  • формировать представления о здоровом образе жизни, двигательные  умения и навыки, личностные качества;
  • развивать интересы и потребности, создавать условия  для успешности детей в любом виде  деятельности, в том числе двигательной;
  • создавать условия для  налаживания  взаимоотношений  детей и взрослых, формировать  благоприятный  психологический микроклимат в группе;
  • для формирования адаптации и мотивации к обучению в детском саду, обеспечить  физическую и психическую  готовность  к общению и обучению в школе.

 

Особенности программы:

Физическое  воспитание с приоритетом физкультурно-оздоровительной работы  характеризуется  следующими особенностями:

  • в течение всего дня дети находятся под наблюдением и контролем педагогов и квалифицированных специалистов, заботящихся о максимальной интенсификации и оптимизации двигательного режима;
  • полностью обеспечиваются такие гигиенические условия для физического развития, как правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, закаливающие мероприятия, на основе чего формируются гигиенические навыки;
  • создание благоприятных  возможностей для эффективного сочетания  всех основных  средств   и  форм физического воспитания и интеграции  его с основными линиями  детского развития (умственным, социальным,  коммуникативным, художественно- эстетическим);
  • использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий работы с детьми и их родителями, педагогами детского сада.

Отличительная особенность программы – нацеленность на формирование  осмысленного  отношения дошкольников к собственному телу, формирование  начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценность. Обучение умению расслабляться, охранять органы зрения и дыхания и т.д.

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Программа предполагает проведение   1-2 занятий в неделю  в первую и во вторую половину дня в образовательной и в совместной деятельности с детьми. Продолжительность образовательной деятельности: 10-15 минут - младшие группы, 15-20 – средние группы,  20- 25 минут - старшие  группы, 30 минут - подготовительные группы.

Общее количество  организованной   образовательной деятельности — 31-62   занятий.

     Педагогический анализ  знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: октябрь - апрель.

     Программа составлена по образовательной  области  «Физическое развитие» с  интеграцией  различных видов  деятельности: речевой, игровой, музыкальной, познавательной, художественно-эстетической.

 

Основные направления программы.

Профилактическое.

 

1.Обеспечение благоприятного течения адаптации.

2.Выполнение санитарно-гигиенического режима.

3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

4..Проведение социальных, санитарных, специальных мер  по профилактике  и распространению инфекционных заболеваний.

 

Организационное.

1.Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2.Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности; объективных и субъективных  критериев здоровья с помощью мониторинга;

3.Составлнеие индивидуальных  планов оздоровления  групп;

4.Изучение передового  педагогического, медицинского и социального  опыта по оздоровлению  детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5.Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

6.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.

 

Лечебное.

 

1.Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;

2.Оказание первой доврачебной помощи;

3.Осуществление профилактических мероприятий по оздоровлению детей.

 

Направление и содержание воспитательно-образовательной  деятельности:

 

На основе сочетания   комплексных и парциальных программ и выбора  технологий определяется  специфика их реализации.

Расширено содержание работы по охране  и укреплению  жизни и здоровья детей, усилена  самостоятельная  двигательная активность детей, проводится работа по развитию основных мышц  и  формированию  физических качеств ребенка, способности  к двигательному творчеству, импровизации.

         Данные  задачи решаются в процессе организованных форм  детской активности  и самостоятельной деятельности детей в воздушной,  закрытой, открытой, природной сферах  организации  их жизнедеятельности. Основная форма - организованные виды деятельности.    При проведении  физкультурных  занятий активно используются  разные способы организации двигательной активности детей, интеграция речевых и физических упражнений. В занятия включены элементы  психогимнастики и изучение способов жизнедеятельности. Наряду с физкультурными занятиями - проводятся  занятия  аэробикой.

            Реализация  программы  осуществляется на основе  ведущей (игровой) деятельности детей, что соответствует  также интересам дошкольников. Занятия не выступают в качестве преобладающей формы обучения; используются разнообразные  интегрированные виды  деятельности,  обеспечивающие  смену  статических и  динамических  поз.

            Особое внимание в процессе  организации самостоятельной и досуговой  деятельности  уделяется     использованию  здоровьесберегающих технологий.

            В детском саду имеется паспорт здоровья  на каждого воспитанника, регулярно проводится  витаминизация  и закаливание, курс профилактики гриппа и ОРЗ, мониторинг  физической  подготовленности, занятия с учетом  группы здоровья, которые осуществляются по  индивидуальному плану.   

Проектирование  и планирование текущей педагогической деятельности

            Режим дня:

Особое внимание уделяется:

- соблюдению  баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), виды активности целесообразно чередуются;

- организации гибкого режима посещения детьми обычных групп;

 

 

 

ИНДИКАТОРЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

 

1.Состояние физического, психоэмоционального и духовно-нравственного здоровья детей.

2.Качество здравотворческих  технологий и программ, реализуемых в ДОУ.

3.Качество физкультурно-оздоровительной, профилактической  и лечебно-оздоровительной  работы.

4.Уровень кадрового обеспечения, подготовки и качества работы специалистов, реализующих  здравотворческие технологии.

5.Материально-техническое оснащение оздоровительных проектов и программ.

6.Особенности и специфика работы с семьей ребенка-дошкольника по внедрению в семейный быт здравотворческой практики.

7.Культурно- просветительская  деятельность в социуме по пропаганде  здорового  образа жизни.

Показатели здоровья и физического развития выпускника:

- физическое развитие соответствует норме;

- физически подготовлен к продолжению обучения;

- владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;

- хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

- подвижен и ловок;

- развита мускулатура;

- уверенно владеет ножницами, способен к сложной  двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности;

- сформирована привычка к здоровому образу жизни.

Литература:

Белая  К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить  безопасность дошкольников. М.,2000.

Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет..М.,2006.

Галанов А.С. Игры, которые лечат. М.,2001.

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.ю,2004.

Картушина М.Ю Сценарии оздоровительных досугов  для детей 5-6,6-7 лет. М.,2005.

Кудрявцев В.Т,Егоров Б.В. Развивающая педагогика оздоровления/ Программно-методическое  пособие. М.,2002.

Леонов Е.В. Морма М.В. Дыхательная гимнастика. Двигательная разминка  в кругу. // Психология в детском саду. 2001.,№1-2.

Мартынов С.М. Нетрадиционные  методы реабилитации  часто  болеющих детей.М.,2002.

Ноткина Н.А., Кузмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка  физического и нервно- психического развития  детей раннего и дошокльного возраста. СПб., 1998.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.М.,2000.

Семаго М.М. Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих  материалов. М.,1999.

Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А.Стребловой. М.,2002.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1995

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....

Лучшая методическая разработка «Все вместе» по формированию ЗОЖ «Здоровая семья – здоровый ребенок» (реализация проекта: «Здоровая семья – здоровый ребенок»)

Цель:Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни.Задачи:1. Организовать совместное мероприятиедля повышения знаний родителей по вопросам здоровь...