Картотека упражнений на развитие дыхания
картотека (средняя группа)
Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной. И это не временный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется с малышом и во взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя группа
Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лѐгкие с напряжением тонуса определѐнных групп мышц. Все упражнения выполняются стоя или в движении.
1. «Подыши одной нозд рѐй»
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрѐй» из
комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
2. «Ёжик»
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ѐжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
3. «Губы «трубкой
1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрѐберные мышцы.
2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лѐгкие до отказа.
3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
4. «Ушки»
Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо –влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
5. «Пускаем мыльные пузыри»
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз.
6. «Язык «трубкой»
1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лѐгкие, раздувая живот и рѐбра грудной клетки.
3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить головутак, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.
4.Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
Повторить 4-8 раз.
7. «Насос»
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2. Выполнять наклоны вперѐд – вниз и при каждом
пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
3. Выдох произвольный.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки. Комплекс дыхательных упражнений игрового характера
1. Ходьба
Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развѐрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу.
стихи, направляя ими детей на нужные движения:
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идѐм на пятках,
Мы идѐм, как все ребята,
И как мишка косолапый (стихи Е. АнтоновойЧалой).
2. «Куры»
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки- «крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры оп ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так
3. «Самолѐт»
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.
Повторить 2-4 раза в каждую сторону:
Расправил крылья самолѐт,
Приготовились в полѐт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).
4. «Насос»
Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерѐдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.
Повторять 4-6 раз:
Это очень просто –
Покачай насос ты.
Направо, налѐг…
Руками скользя,
Назад и вперѐд
Наклоняться нельзя.
Это очень просто –
Покачай насос ты
5. «Дом маленький, дом большой»
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу:
«Мишка наш пошѐл домой, да и
крошка заинька».
Повторить 4-6 раз:
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Мишка наш пошѐл домой
Да и крошка заинька
6. «Подуем на плечо»
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены.Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублѐнный выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всѐ опять:
Раз, два и три, четыре, пять
7. «Косарь»
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перѐд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зузу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идѐт косить жнивьѐ:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идѐм со мной косить вдвоѐм:
Замах направо, а потом
Налево мы махнѐм.
И так мы справимся с жнивьѐм.
Зу-зу, зу-зу вдвоѐм
8. «Ёж»
Дети ложатся на спину (на ковѐр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:
Вот свернулся ѐж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик ѐжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ѐжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всѐ упражнение
повторить 4-6 раз.
10. «Трубач»
Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
11. «Жук»
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-146706-1426603978.jpg)
Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-274041-1704710896.jpg)
Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей
Данная картотека содержит упражнения со звуками для развития речевого дыхания, тематические упражнения и упражнения для развития физиологического дыхания....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-611355-1426954654.jpg)
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-997404-1516216127.jpg)
Картотека упражнений для развития речевого дыхания
laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/22/picture-819351-1474549925.jpg)
Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...