Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей
картотека по логопедии на тему
Данная картотека содержит упражнения со звуками для развития речевого дыхания, тематические упражнения и упражнения для развития физиологического дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения со звуками для развития речевого дыхания | 29.41 КБ |
Тематические упражнения для развития речевого дыхания | 22.6 КБ |
Упражнения для развития физиологического дыхания | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вьюга» Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла. «На берегу моря» Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с. «Семафор» Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с». Повторить 3-4раза. «Накачать шину» Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно. "Комар". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка "комар". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку: З-з-з - комар летит, З-з-з - комар звенит. Насос На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с» "Жуки". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка "жук". (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж"). Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. «Жук жужжит» Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Пчела Вдох производится медленно, через нос. На выдохе дети продолжительно произносят звук «ж – ж – ж» и легко взмахивают пальцами. "Варим кашу". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари! ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек"). Каша варится. (Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш"). Огонь прибавляют. (Дети произносят:"Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе). Раз, два,три, Горшочек, не вари! «Лопнула шина» Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. «Ворона» Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар! » "Рычалка". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р"). Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе. «Петушок» И.п.: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. К нам в гости пришёл петушок. Поднять руки в стороны (вдох). Он кричит вот так: «Ку-ка-ре-ку!» Хлопнуть руками по бедрам (выдох). Парус И.П. – основная стойка. На счёт «раз» - вдох; на счёт «два, три, четыре» - продолжительный выдох со словами: «ветер надувает парус» Северок – ветерок Во время ходьбы по залу, дети произносят закличку: на вдохе - «се-ве-рок», на выдохе – «ве-те-рок», поднимая и опуская при этом руки. Повторить 3-4 раза. «Регулировщик» Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».Повторить 5–6 раз. «Говорим скороговорки» Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Например:На пригорке возле горки «Погаси свечу» ЦЕЛЬ: развитие сильной, прерывистой воздушной струи. Ребёнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Можно поставить другую задачу- задуть свечу как можно быстрее. «Надуй шарик» И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Можно использовать стихи: Надуваем быстро шарик, Он становиться большой. Шарик лопнул, Воздух вышел. Стал он тонкий и худой! «Воздушный шар» Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”. Каша кипит Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф». Повторяют 3-4 раза. «Сердитый ежик»
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторить три-пять раз.
| «Вьюга воет» Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент. Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце. Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает. Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают. Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла». «Самолёт» Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у» «Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе. «Певец» ЦЕЛЬ: развивать силу голоса и плавную воздушную струю. Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается). 2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шёпот-беззвучная артикуляция.
Лягушка
Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «ква – ква – ква», втягивая живот. «Эхо» Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ». «Добавь слог» ЦЕЛЬ: развитие длительной воздушной струи. Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па». «Гуси» Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох. "Мычалка". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М". «Лыжник» Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м». Повторять 1,5-2мин. «Волна» И.п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется. Часики Стоя. Ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе «тик – так» "Дирижер". Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание. Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие). Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос. Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи. Дразнилка" или "Изобрази животное". Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями: Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек. Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу: Кар-кар, гав-гав, жу-жу, Бе-бе, ме-ме, ква-ква. «Лестница» Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр. Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого. Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице. «Курочка» И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям. «Паровозик» Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд. «Вырасти большой» И.п.: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Аромат кухни Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а – а – ах» |
Предварительный просмотр:
Зима
И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2-обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-потирать «озябшие» руки (вдох); 2-на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1- наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп! Повторить 3-4 раза. Весна
И.п.: о.с. 1-волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-поднять руки вверх, вдох носом; 2-ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон! Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-плавный вдох, удары указательным пальцем правой руки по левой ладошке; 2- на выдохе произносить: «Тдд-тдд! Тдд-тдд! Повторить 3-4 раза. Дикие животные
И.п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1-вдох-выдох, руки вперед; 2-вдох, руки в стороны, выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1-наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа (вдох); 2-на выдохе произносить «п-ф-ф-ф», затем «ф-р-р». Повторить 3-4 раза.
И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1-вдох – выдох, туловище слегка наклонить вперед, правую руку выпятить перед собой; 2-вдох, и.п.; 3-выдох, то же левой рукой, и.п. Повторить 3-4 раза. Дикие птицы
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2-и.п., на выдохе произносить: «Ку-ку! Ку-ку!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2-и.п., на выдохе произносить: «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук Повторить 3-4 раза.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2-и.п., на выдохе произносить: «Гру-гру! Гру-гру!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох; 2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза. Домашние птицы
И.п.: о.с. 1-мах руками (вдох); 2- на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Бл-бл-бл! Бл-бл-бл!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки отведены назад. 1-перевалиться с ноги на ногу, вдох носом; 2- на выдохе произносить «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!». Повторить 3-4 раза. Насекомые
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2-и.п., на выдохе произносить: «Ж-ж-ж!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- на выдохе хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой; 2- на выдохе произносить; «З-з-з! З-з-з!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-присесть (вдох); 2- на выдохе произносить: «Чок-чок-чок!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-пербирать «лапками» перед собой (вдох); 2-на выдохе произносить: «З-з-з!». Повторить 3-4 раза. Рыбы, водоемы, земноводные
И.п.: о.с. 1-вдох; 2-на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1-вдох, наклон туловища вперед, руки в стороны; 2-выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед; 2-на выдохе протяжно произносить: «К-в-а-а-а-к». Повторить 3-4 раза.
И.п.: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «Удочку». 1-имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2- на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повторить 3-4 раза. | Лето
И.п.: о.с. 1-попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 2- на выдохе произносить: «Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!; 3- попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли» (вдох); 4- на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп! 3-ходьба на месте (вдох); 4-на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-поднять руки на затылок, вдох, посмотреть вверх на солнышко; 2-опустить руки вниз через стороны, выдох, голову опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1- вдох, поднимать руки вверх; 2- выдох, и.п. Повторить 3-4 раза. Осень
И.п.: о.с. 1-ходьба на месте (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3-ходьба на месте (вдох носом); 4- на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2- на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!» Повторить 3-4 раза.э
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1-плавный вдох; 2- на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4-5 раз. Домашние животные
И.п.: о.с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдохе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.
И.п.: о.с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-опустить голову вниз, идти на пятках назад (вдох); 2- на выдохе произносить: «Иа-иа-иа! Иа-иа-иа!» Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-опустить голову вниз, идти вперед (вдох); 2- на выдохе произносить: «Бее-бее-бее! Бее-бее-бее!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-покачивать головой вверх-вниз (вдох); 2- на выдохе произносить: «Хрю-хрю-хрю! Хрю-хрю-хрю!». Повторить 3-4 раза. Животные жарких стран
И.п.: о.с. 1-вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2-выдох. Повторить 3-4 раза.
И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-вдох, руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2-выдох, и.п. Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1- на вдохе делать небольшие приседания; 2-на выдохе произносить: «Ух-ух-ух! Ух-ух-ух!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-вдох-выдох, руки вытянуть вперед (Ш-ш-ш!); 2-вдох-выдох, и.п. Повторить 3-4 раза. Лес, деревья
И.п.: о.с. 1-вдох, руки вытянуть в стороны; 2-наклон туловища вправо (выдох); 3-и.п. (вдох); 4-наклон туловища влево (выдох). Повторить 2-3 раза.
И.п.:ноги врозь, руки опущены. 1-наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2-и.п. (вдох-выдох). Повторить 2-3 раза.
И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.
И.п.: о.с. 1-вдох; 2-на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3-вдох; 4-на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5-вдох; 6-на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза. Одежда. Обувь.
И.п.: о.с. 1-правой рукой застегивать куртку (вдох); 2-на выдохе произносить «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с.1-потереть кулачки друг о друга (вдох); 2-на выдохе произносить: «Трем-трем-трем!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
И.п.: о.с. 1-прижать кулачки друг к другу и с усилием вращать ими (вдох); 2-на выдохе произносить: «Жмем-жмем-жмем!». Повторить 3-4 раза. |
Предварительный просмотр:
«Соревнование лыжников» Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу) «Чей пароход лучше? » Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? » Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова. «Кто дольше сможет подуть на листики? » У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно. «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. «Косари». Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой». «Фасолевые гонки» ЦЕЛЬ: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша. «Плыви, кораблик!» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: пластмассовый кораблики; таз с водой.Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. «Поймай преступника» Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: свисток, картинки людей Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Ребенку предлагается помочь полиции в поимке преступника, для этого ребенку показываются разнообразные картинки и при виде картинки с преступником, ребенку требуется громко засвистеть.Давай с тобой поможем полиции поймать преступника, для этого при виде картинки с вором, тебе нужно громко засвистеть.Какой ты молодец, помог полиции с поимкой вора. Теперь он будет сидеть в тюрьме.Игру можно повторить несколько раз, как в индивидуально так и с группой детей. Нужно следить, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись «Подводный мир» Цель: формирование плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: картинка с изображением подводного мира с,морские жители( бумажными) Ход игры: Даем ребенку картинку с изображением подводного мира. Предлагаем подуть на каждого обитателя.( Спасти рыбок от острых зубов щуки, покатать маленького черепашонка ). Кто у нас живет в подводном мире?( черепахи, рыбы, щука, сом). Давай поможем маленьким рыбкам, спастись от острых зубов щуки, покатать маленького черепашонка. «Жаренная рыбка» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: картинка со сковородкой и бумажная рыба Ход игры: Ребенку предлагается подуть на рыбку так , чтобы она начала подпрыгивать на сковородке. «Мяч в воротах» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: футбольные ворота, бумажный мяч, футболист Ход игры: Ребенку предлагается подуть на мяч так, чтоб загнать его в ворота. Давай с тобой поиграем в футбол ,нужно забить мяч в ворота. « Голодный слон» Цель: развитие длительного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: фигурка слона, бумажная мальма с бананами. Ход игры: Ребенку предлагается сдуть бананы растущие на пальме. Бедняжка слон никак не может достать бананы с пальмы, т.к они растут очень высоко. Давай с тобой ему поможем. «Лети, самолетик!» Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ. Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком. Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу. «Надуй игрушку» Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох. Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера. Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой. "Качели" Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись. Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос. «На море»
| «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. «Лети, бабочка». Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 4 яркие бумажные бабочки ( желтая, оранжевая, малиновая, золотая) Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. «Воздушный шарик» Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке. Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее! «Вертушка» Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. Ход игры: Перед началом игры сделайтеигрушку-вертушку из бумаги.Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. «Замело елочку». Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: елочка ,снег( из пенопласта), коктельная трубочка Ход игры: Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом.Посмотри какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подумаем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку. «Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю. «Мельница» Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: ветряная мельница Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось.Какая солнечная сегодня погода, но к сожалению безветренно, а для того чтобы работала наша мельница, нужен ветер.. Давай с тобой изобразим его. «Гонки» Цель: формирование плавного, длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: парусник на колесах, машина, квадроцикл Ход игры: Педагог показывает ребенку машинки и предлагает поиграть с ними. Транспорт ставится на ровную поверхность, на линию старта . Сначала взрослый показывает, с какой силой нужно дуть на машину , чтобы они укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаем ребенку подуть на транспорт. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: чья машина быстрее придет к финишу. «Ароматные коробочки» Цель: тренировка носового вдоха, распознавание запахов. Оборудование: 3 пары коробочек с запахами( мандарина, чая, гвоздики) Ход игры: Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха. «Птички (бабочки)» Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю. Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные. Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха. "Бегемотик" Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох). «Расти, пена!» Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее. - Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть. Обними себя Стоя, ноги ан ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...
Картотека упражнений для развития речевого дыхания детей.
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать....
Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста...
картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
В картотеуку входят игры и упражнения ндля развития речевого дыхания. Использовать этот материал могут не только воспитатели, логопеды, но и родители. В данном материале найдете прстые упражнения, кот...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, У ДЕТЕЙ , ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
Упражнения и игры для развития речевого дыхания у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи «Ветер и листья»Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, р...