"Коррекционная оздоровительная работа в ДОУ в течение дня."
материал
Материал знакомит с коррекционной оздлровительной работой в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_v_techenie_dnya.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная оздоровительная работа в ДОУ в течение дня.
Майборода М. И., воспитатель
МАДОУ д/с № 68, г. Калининград
Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Поэтому приоритетной задачей ДОУ является:
- удовлетворение естественной биологической потребности ребёнка в движениях;
- развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- знакомство с основами здорового образа жизни.
Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную. Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня детского сада достигнута за счет внесения, наряду с общепринятыми формами работы по физической культуре так и дополнительных мероприятий по профилактике опорно-двигательного аппарата у детей.
Основой профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, является тренировка ослабленного организма. В работу с детьми разных возрастных групп включены упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
В нашем детском саду проводится систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в режимных моментах образовательной деятельности. Предусматриваются разнообразные виды общеукрепляющих мероприятий:
Утренняя гимнастика.
проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что особенно способствует формированию хорошей осанки и подготавливает организм ребёнка к последующим нагрузкам.
•Ходьба с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку,
• упражнения с гимнастическими палками, мячами;
• построения, перестроения, ходьба.
Комплексы кинесиологических упражнений (гимнастика мозга).
Эти упражнения эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности, синхронизируют работу полушарий головного мозга.
Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения, проводимые во время организованной образовательной деятельности или Физкультурные минутки. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного и других анализаторов. Проводятся во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других упражнений, в зависимости от вида образовательной деятельности.
Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Нормализация дыхания в результате выполнения различных дыхательных гимнастик снижает проявление многих патологических изменений в организме, поднимает общий жизненный тонус.
Гимнастика для глаз. проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращению, укреплению глазных мышц. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога;
пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно. Развивает речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, лепке, письму), соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление.
массаж определённых пальцев рук помогает профилактике плоскостопия у ребенка. Кисть руки — это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец — голова и шея, ладонь — туловище, указательный и мизинец — руки, средний и безымянный — ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
оздоровительные Подвижные игры – игры, направленные на удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении, укрепление мышц, развитие и тренировки всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.
являются средством всестороннего развития ребенка. благодаря играм мы можем укреплять физическое и психологическое здоровье. Подвижные и спортивные игры - проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения;
Прогулка
Прогулки способствуют закаливанию организма детей, развитию движений, выносливости, укрепление опорно - двигательного аппарата. В зависимости от характера предшествующей деятельности содержание прогулки с детьми может быть традиционным и представлено организованными подвижными играми, игровыми упражнениями, индивидуальной работой и самостоятельной двигательной активностью.
Массажные дорожки.
В нашей практике мы успешно используем различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопии (массажные дорожки и коврики, массажёры, игры, изготовленные из всевозможных материалов). Пробежки по массажным дорожкам способствуют профилактике и коррекции плоскостопии, формированию правильной осанки.
гимнастика после дневного сна (бодрящая гимнастика) комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, укрепляет здоровье детей через комплексную систему эффективного закаливания, обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Бодрящую гимнастику целесообразно проводить под музыку, которая положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, задаёт ритм движениям, облегчает их выполнение;
Варианты организации детей после подъёма могут быть разные :
∙ упражнения лёжа в постели из разных исходных положений (лёжа на спине, животе, боку);
∙ босохождение по «дорожке здоровья»: по ребристой доске, по коврикам-массажёрам; это своеобразные сеансы из нетрадиционных методов по сохранению и укреплению здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия. На поверхности стопы терморецепторов находится гораздо больше, чем на каких-либо других участках тела. Они реагируют на тепло и холод, поэтому массаж, самомассаж или босо хождение по камешкам и другим неровным поверхностям осуществляет повседневный разогревающий массаж подошв и является великолепной закаливающей процедурой, которая тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом рабочем состоянии. Закаливание ходьбой босиком нужно начинать постепенно и систематически. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности все мышц, стимулируется кровообращение во всем организме,
∙ игры и игровые упражнения2-3;
∙ щёточный самомассаж
самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Например, самомассаж по Уманской для детей являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным. Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности. Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма;
Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа проводится ежедневно, 10-15 минут. Комплексы упражнений подбирает инструктор по физической культуре в зависимости от нарушений, показаний и противопоказаний.
Праздники и развлечения.
Способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей; развитию опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки, развитию подвижности в позвоночнике. Создают условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
С целью установления единых подходов в укреплении здоровья детей в детском саду регулярно проводятся родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры, спортивные досуги, праздники и развлечения. Участие родителей и семьи в процессе профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей имеет большое значение. Поскольку большое количество времени дети проводят в условиях семьи. Во время провождения в домашних условиях необходимо следить за осанкой, положением тела ребёнка во время статического удержания поз, а так же двигательной активности. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек и нетрадиционного физкультурного оборудования.
Таким образом, посредством повышения двигательного режима в режимных моментах детского сада и совершенствование методик физического воспитания по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста, позволило нам установить, что данные мероприятия являются доступными стимуляторами основных функций организма, их координации на развитие двигательной сферы детей, укреплении опорно-двигательного аппарата, физических качеств, подготовленности, мобилизации защитных механизмов и в конечном итоге, на уровень здоровья детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...
Памятка "Формы оздоровительной работы с детьми в течение дня"
В памятке представлены разнообразные формы оздоровительной работы с детьми в течение дня...
Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми в течение дня
Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной группы «Солнышко»Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Систем...
Консультация для педагогов ДОУ из опыта работы: «Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ»
Консультация для педагогов ДОУ из опыта работы: «Коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ»Для детей с речевыми нарушениями характерны нарушения общей и мелкой моторики, дыхание у...
Организация оздоровительной работы с детьми в течение дня»
Влияние закаливания на здоровье детей в условиях детского сада...
Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми в течение дня. Анкетирование родителей
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры...