Проект по формированию культуры здорового питания
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №7»
Проект по формированию культуры
здорового питания
«Будем правильно питаться!»
подготовительная группа
Воспитатель: Власова И.В.
г. Никольск
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Цель проекта: Создание условий для формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста и их родителей о культуре правильного и здорового питания. Вовлечение детей и родителей в активную совместную деятельность.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с понятием «правильное питание» «витамины».
- Прививать потребность к здоровой еде.
- Дать понятие о том, что здоровое питание помогает оставаться здоровым надолго.
- Сформировать знания о том, какие продукты являются «правильными» и полезными для здоровья, а какие продукты нужно относить к категории «вредных».
- Развивать у детей познавательную активность и творческие способности.
- Способствовать формированию полезных пищевых привычек.
Актуальность:
- Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья.
- Правильное сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
- Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи, в наше время, время рекламы чипсов, кириешек, чупа-чупсов, газированные воды и т. д. У детей формируется искаженные взгляды на питание.
- Родители зачастую также не способствуют формированию взглядов на правильное питание. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае котлеты, картошка, в худшем — сосиски, макароны, пельмени. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пищи, отказываются от овощных блюд, рыбы, кисломолочной продукции, запеканок.
Ожидаемый результат:
- Осознание детьми понятия «правильная еда», «здоровый образ жизни».
- Приобретение детьми определенного объема знания по теме «здоровое питание».
- Повышение заинтересованности родителей к совместной деятельности с детьми, взаимодействию с детским садом.
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ:
- Анкетирование для родителей «Здоровое питание – здоровый ребёнок»
- Беседы с воспитанниками на темы: «Полезная и вредная еда», «Поговорим о правильном питании»
- НОД «Каша – здоровье наше»
- Рисование «Полезные продукты питания»
- Лепка «Овощи и фрукты – полезные продукты»
- Чтение художественной литературы: А. Измайлов «Каша», О. Суслова «Каша вкусная дымится», О. Русенко «Вкусный суп», С. Михалков «Юля плохо кушает», стих о витаминах и др.
- Пальчиковая гимнастика «Капуста», «В нашем огороде», «Салат», «Чищу овощи для щей», «Компот», «Фрукты», «Апельсин», «Репка».
- Презентации «Правильное питание – залог вашего здоровья», «Самые полезные продукты»
- Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин», «Семья», «Пикник»
- Настольно – печатные игры по теме
- Просмотр мультфильмов «Зайчонок и муха», «Что - нибудь вкусненькое» (из сборника «Маша и медведь»), «Про еду» (из сборника «Жила – была Царевна»), «Витамины» (из сборника «Фиксики»)
- Информация на стенд для родителей «Весенний авитаминоз», «Питание ребенка дошкольного возраста»
«Каша - здоровье наше»
Цель:- Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания;
Ход: -Здравствуйте детишки девчонки и мальчишки.
-Ребята, скажите, что вы едите утром на завтрак? (ответы детей).
- Почему полезно кушать кашу на завтрак? (ответы детей)
С утра много работы, занятий, на всё это нужно много тратить много сил; и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ.
- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел?» (ответы детей)
- Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.
У нас, на Руси, народ сложил много пословиц про кашу.
Русская каша - матушка наша.
Кашу маслом не испортишь.
Что за обед, коли каши нет.
Щи да каша — пища наша.
Хороша каша, да мала чаша.
Каша - означает кушанье из крупы, сваренная на воде или молоке.
- А из какой крупы варят кашу? Я вам покажу разные виды круп, а вы попробуете назвать крупу и кашу, которую из неё варят.
Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы:
Каша из риса - рисовая каша;
Каша из гороха - гороховая каша;
Каша из кукурузы - кукурузная каша;
Каша из гречки - гречневая каша;
Каша из овса - овсяная каша;
Каша из пшена - пшенная каша;
Каша из манки - манная каша;
Сейчас мы с вами будем варить кашу, но сначала необходимо
купить продукты, которые нам понадобятся для варки каши.
Я предлагаю пройти в наш магазин и купить все необходимое.
На витрине магазина разные продукты, необходимо выбрать то, что нужно для приготовления каши.
Молодцы! Справились с заданием. Можно варить кашу.
Воспитатель: Ребята, вставайте в хоровод, покажем и расскажем, в каком порядке надо кашу варить.
Это горшок. Молоком будет - Милана, Солью - Данил, Сахаром - Вероника, маслом Даша, а крупой Богдан. Как только услышите название своего продукта, выходите во внутрь круга.
(хороводная игра «Раз, два, три - горшочек, вари»)
- Раз, два, три. Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
Молоко мы нальём, до кипенья доведем.
(в середину круга выходит ребенок - «молоко» и т. д.)
- Раз, два, три. Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
Кашу нужно посолить, сахар, масло положить
- Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
И крупу мы насыпаем, дружно всё перемешаем.
- раз, два, три, раз, два, три - ты, горшочек наш, вари.
Каша преет «пых-пых-пых» для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим, и гостей всех угостим.
Каша вышла - то у нас просто класс!
Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки, показали, как кашу варить!
Ну, а теперь я расскажу вам про каши
- Кашу ем я каждый день и здоровым буду,
И, конечно, похвалить кашу не забуду.
С детства кашу кушать надо, она лучше шоколада.
Гречку кушай ты с утра - день пройдёт как на ура.
- Пшенная каша
До чего вкусна она,
Эта каша из пшена!
Из чего взялось оно -
Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено - крупа из проса!
- Кукурузная каша
Утром Катю кормят вкусной
Тёплой кашей кукурузной.
Росли в поле не на грядке
Кукурузные початки.
Кукуруза всякий раз
Вырастает выше нас!
4.Рисовая каша
Каша белая из риса
Полезней всякого ириса,
Зерна белые тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонек,
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко –
И берись за ложку».
- Манная каша
«Кашу манную любят малыши!
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми
И сильными потом!
Оказывается, каждая каша по-своему полезна и вкусна. Много витаминов и микроэлементов полезных для здоровья и роста детей.
Гречневая каша- для формирования нервной и костной систем. Помогает организму вывести из себя соли и холестерин. Пшенная каша - укрепляет волосы и ногти. Овсяная каша- эта каша помогает развиваться мышцам в растущем организме. Манная каша - богата запасом калорий, эта каша прекрасно утоляет голод. Рисовая каша - в ней множество сложных углеводов, которые поддержат энергетический заряд в организме на весь день.
-Ребята наши повара тоже сварили вам кашу. Я предлагаю помыть руки и пройти за стол, где вас ждет полезная и аппетитная каша.
Конспект беседы «Полезная и вредная еда»
Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.
Дети садятся на стульчики полукругом. А о чем мы с вами будем беседовать, ребята, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1..С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин –
Это спелый. (апельсин).
2. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
3. Что за белая водица
С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко —
Это просто…(молоко)
От него — здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.
Из водицы белой –
Всё, что хочешь, делай:
Масло в нашу кашу,
Сливки в простоквашу,
Творожок на пирожок.
Ешь да пей, гостям налей,
И коту не пожалей. (Молоко)
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.
Как можно назвать все эти отгадки, что это? (Продукты питания). Сегодня мы поговорим о здоровой пище, и научимся выбирать полезные продукты питания.
Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. Как вы думаете, какие продукты нужно употреблять, чтобы быть здоровым и сильным?
(Ответы детей)
Правильно, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, яйца. А почему именно их? (в них есть полезные вещества, витамины). Пища должна быть разнообразной. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи — фрукты и овощи — усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. Если в вашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у вас будет хорошее настроение и отличное здоровье.
Витамин А Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Витамин В Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Витамин С От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин Д Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
Воспитатель: Витамины, как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. Кроме полезных и натуральных продуктов есть такие, которые содержат различные вредные вещества, химические добавки и могут принести вред здоровью человека, а особенно ребенка. Это жирная, острая пища, чипсы, сухарики, газированные напитки, жевательные конфеты. Дети, скажите, а каши полезны?
Предлагаю вам поиграть в игру «Светофорчик здоровья». Я показываю картинки с изображением продуктов питания, если они вредные – топайте ногами, а если полезные - хлопайте.
А теперь давайте с вами поиграем в игру: если я буду говорить про полезную еду, вы это подтверждайте и отвечайте на вопрос «Да», если про неполезную — отвечайте «Нет».
Каша - вкусная еда, это нам полезно?
Лук зеленый есть всегда, вам полезно, дети?
В луже грязная вода, пить ее полезно?
Щи - отличная еда, щи - полезны детям?
Мухоморный суп всегда, есть полезно детям?
Фрукты - просто красота! это нам полезно?
Грязных ягод иногда, съесть полезно, детки?
Овощей растет гряда, овощи полезны?
Сок, компот на обед, пить полезно детям?
Съесть мешок большой конфет - это вредно, дети?
Лишь полезная еда, на столе у нас должна быть всегда! А раз полезная еда - Будем мы здоровы? Дети (хором): да
Доброго вам всем здоровья!
Беседа ” Поговорим о правильном питании”
Цель: Формирование представлений детей о полезных продуктах, правильном питании.
Ход:
Воспитатель: Ребята! У меня в руках волшебная коробочка. В ней лежит самое дорогое, что есть у каждого человека. Как вы думаете, что в ней?
Вы увидели свое отражение, себя. Для каждого человека он сам - самое дорогое, его здоровье.
Мы с вами много раз говорили о том, как сберечь здоровье. Как это сделать, напомните, пожалуйста.
А что значит правильно питаться?
- Любому живому организму нужно питание, чтобы расти и не болеть. Без правильного питания человек слабеет, болеет. А какие продукты самые полезные? Как вы думаете?
- Да, в них очень много витаминов, полезных веществ.
Вы помните, мы играли с вами в игру “Полезное – не полезное». Хотите снова поиграть?
- Воспитатель называет продукты питания (суп, чипсы, майонез, огурец, кетчуп, торт, яблоко, газировка…)
- Ребята посмотрите, а что у меня в корзине? (овощи).
Я знаю загадки про овощи, хотите я вам их загадаю. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать какой овощ в корзине:
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась.
А как Осень подошла,
Все одежки отдала.
Сотню одежек сложили мы в бочонок.
- Вы догадались, что у меня в корзине? (капуста). Это капуста белокочанная. Посмотрите, какая она? А как вы думаете какая она на вкус?
- В ней очень много витамина “с”, даже больше, чем в лимоне. Этот овощ чаще других едят в России. Капусту называют Царицей огорода. Витамины в ней сохраняются даже зимой и весной. Капусту с огорода убирают самой последней. В старину даже был праздник “Капустник”. Люди радовались большому урожаю, рубили капусту в бочки, солили, квасили ее на зиму, пели песни, водили хороводы.
Капуста помогает от кашля, улучшает аппетит, капустный лист прикладывают при ожогах, при головных болях.
- А что у меня в руках, посмотрите? Кто знает? Это тоже капуста.
Она называется пекинская, из нее часто делают салаты.
- А это цветная капуста. Ее жарят, запекают. А какие блюда из капусты вы знаете?
- А мы можем “нарубить” капусты? Конечно сможем, целую бочку.
Физкультминутка.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
- Ребята, посмотрите у вас на столах что-то лежит. Это карточки с заданиями. Похожие задания вы уже выполняли. Я думаю и сегодня вы с ними справитесь. Кто хочет, может начинать.
(дидактические игры «Свари борщ» и «Подбери по цвету»).
- Ребята, что запомнилось вам из нашей беседы?
Какие виды капусты вы запомнили?
Чем полезна капуста? Что вам понравилось?
Стихотворение о правильном питании:
«Чтобы быть здоровым, умным и красивым
Нужно кушать много разных витаминов.
Этих витаминов много есть повсюду
Очень много в фруктах и других продуктах.
Любят ребятишки яблоки и груши.
Но капусту тоже надо чаще кушать.
А еще полезны творог и сметана.
Для мозгов и силы чаще кушай рыбу.
Чтобы быть здоровым, умным и красивым
Проще ты запомни - кушай витамины!»
Пальчиковые игры по теме: «Овощи»
«Капуста»
Что за скрип? Сжимать и разжимать пальцы
Что за хруст?
Это что ещё за куст? Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»
Покружить ими.
Как же быть без хруста? Сделать из пальцев шар
Если я капуста!
«Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
«Огород»
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок , указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки
«Овощи»
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка – крошка?
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
«В нашем огороде»
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
«Чищу овощи для щей» (вертикальные движения руками, словно отряхиваем земли)
Сколько нужно овощей?(пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка,(показать большой палец)
Выйди вон!(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)
Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»
«Апельсин»
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
«На базар ходили мы»
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
Этот пальчик – апельсин, (поочередно загибать пальцы)
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»
Тема проекта: «Правильно питайся – здоровья набирайся! Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового пит...
Педагогический проект по формированию первичных представлений о здоровом питании и «Витаминах на грядке и на дереве» у детей 3-4 лет «Здоровое питание»
Цель данного проекта: создание педагогических условий для знакомства детей младшего дошкольного возраста с полезными свойствами овощей, фруктов, злаковых....
Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе "Правильное питание - залог здоровья"
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...
Педагогический проект по формированию представлений о важности здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Формирование основ здорового питания»
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить иммунитет, стать жизнерадостным, улучшить самочув...
Проект по формированию культуры здорового питания "Правильное питание - залог здоровья"
Цель: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания....
Презентация к проекту по формированию культуры здорового питания «Правильное питание – залог здоровья»
Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания....
Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...