"Микробы и вирусы"
проект (подготовительная группа)
Проект «Микробы и вирусы»
Вид проекта:
познавательно-информационный.
Актуальность.
Выбор темы проекта обусловлен тем, чтобы в короткие сроки дети приобрели элементарные знания и умения для сохранения и поддержания своего здоровья.
Многие дети задаются вопросом что же такое вирусы? «А разве микробы, вирусы могут быть полезные?» Что мы знаем? Что хотим узнать? Где взять информацию, что микробы, вирусы плохие. Они нас съедят? Из-за них мы болеем? Они вредные. Из-за них портится кровь. Если мыться, микробов не будет. Какие бывают вирусы, микробы? Что это такое? Где они живут? Как избавиться от вирусов и микробов? Откуда они взялись? Как выглядят? Есть ли какая-нибудь польза от них? Эти вопросы особенно актуальны в данное непростое время, когда весь мир напуган таким непонятным словом -Коронавирус. От самого слова взрослых посещают дурные мысли, а детей терзают вопросы, что такое коронавирус? Почему во всех новостях говорят про этот коронавирус? Почему так взрослые тревожатся? Вопросов у детей много и наша задача их успокоить и обьяснить о непонятном слове, явлении - Коронавирус.
Актуальность проблемы: Сохранение здоровья дошкольника зависит от образа жизни, который он ведёт, поэтому в детском саду, в семье, в учреждении дополнительного образования нужно создать условия для здорового образа жизни каждого ребёнка.
Я считаю, что важно формировать у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и укреплении своего здоровья. Объяснять понятным языком о непонятном явлении и главное оградить детей от всеобщей паники.
Жизнь человека неотделима от микробов. Мы живем с ними взаимосвязано, используем свойства полезных и, нейтрализуем опасные микробы и вирусы, иногда прибегая к лекарственным средствам.
Цель проекта: формирование бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких; желание вести здоровый образ жизни и обеспечение максимальной активности и любознательности детей.
Задачи проекта: Расширение знаний детей о своем здоровье, микробах, бактериях и вирусах; обобщать знания о роли витаминов в жизни человека. Познакомить с причинами болезней. Сохранение и укрепление здоровья детей.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1. Расширение знаний детей о своем здоровье, микробах, бактериях и вирусах
2. Новые знания о роли витаминов в жизни человека.
3. Знакомство с причинами болезней.
Для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
Этапы реализации проекта:
1. Первый этап – создание проблемной ситуации, планирование работы.
Цель: Выявление у детей знаний и представлений о микробах и вирусах, формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни.
Создание проблемной ситуации, планирование работы
Создание проблемной ситуации «Почему нужно мыть руки»
Выявление знаний у детей о микробах.
Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?», «Отчего прокисает молоко?», «Враги микробов», «Чистота – залог здоровья»;
Выращивание лука для отпугивания микробов – вирусов; употребление зеленого лука.
НОД Тема «Микробы и вирусы»
Программное содержание:
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах). Привлечь личный опыт детей, рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку. Напомнить, что следует заботиться не только, о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей, своих близких.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок, знакомство с микроскопом, чтение детям книг: А. Борто «Девочка чумазая» К. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр», посещение медицинского кабинета, беседа с медицинской сестрой.
Материал к занятию.
Микроскоп, картинки, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия.
Дидактическая игра «Ромашка здоровья».
Воспитатель:
– Дети, а знаете ли вы, что при чихании разбрасывается множество капелек слюны /до 40 тысяч/, которые разлетаются на большое расстояние /более трех метров/ и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают окружающие. Капельки опускаются на различные предметы, пищу. Поэтому при кашле и чихании не надо забывать прикрывать нос и рот носовым платком или рукой. Показывает детям рисунки, чтобы лучше объяснить, как опасные для здоровья микробы и вирусы попадают в организм человека.
Опыт: Ребята нам учителя и дети из школы дали микроскоп, чтобы мы с вами смогли провести наблюдение за капелькой воды /или слюны/. Давайте мы по очереди подойдем к микроскопу и посмотрим в этот волшебный глазок, где под большим увеличением мы с вами увидим настоящий микроб. Дети по очереди подходят и смотрят в микроскоп, делятся впечатлениями. Обратите внимание на то, что примерно так выглядит микроб в капле воды /слюны/ под большим увеличением. А теперь дети зарисуйте увиденное.
Работа на листе бумаги.
Физкультминутка с дыхательной гимнастикой:
«Быстро встаньте, улыбнитесь».
Дети выполняют движения по тексту стихотворения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
А теперь остановились, остановили дыхание. Правую руку на грудь, левую на живот: глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.
Воспитатель: Почему нельзя доедать за другим человеком?
Дети: Потому, что он может оказаться больным.
Воспитатель: Чем опасна муха?
Дети: Муха является разносчиком инфекций.
Воспитатель: Почему нельзя есть грязными руками?
Дети: Потому, что на грязных руках могут быть инфекционные микробы.
Воспитатель: Можно ли есть и одновременно играть с животными?
Дети: Нельзя! Кушать нужно чистыми руками и сидя за столом, а если рядом животное, то можно заразиться какой либо инфекцией.
Воспитатель: Можно или нет пить воду из- под крана?
Дети: Пить воду из-под крана нельзя. Потому, что в не кипяченой воде много микробов.
Воспитатель: Почему есть бананы можно в любой ситуации?
Дети: Потому, что банан покрыт защитной корочкой, сняв ее можно спокойно кушать банан /содержимое, защищено корочкой/
Воспитатель: В каких случаях даже на улице можно пить сок?
Дети: Сок на улице можно пить, если коробочка с соком упакована герметично и имеет отдельную /индивидуальную/ трубочку.
Итог:
Воспитатель: Так что мы узнали сегодня на занятии?
Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании /закрывать нос и рот носовым платком или рукой/. Нельзя есть грязными руками. Нельзя допускать мух на продукты питания. Нельзя есть и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из под крана. Все это ведет к угрозе заражения какой либо инфекцией.
НОД Тема «Микробы и Вирусы - ужасные вредилусы»
Цель:
Уточнить представления детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы. Познакомить детей с тем как выглядят микробы, как избежать их попадания в организм человека.
Задачи:
Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма, закреплять правила приёма лекарств. 3акрепить правила личной гигиены.
Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение. Развивать речь, память детей.
Материал:
Ноутбук, презентация “Микробы и Вирусы -Ужасные вредилусы». Текст сказки Савельева В. “Три микроба” Карандаши листы А4 на каждого ребенка.
Ход занятия:
Микробы бывают разные:
Ужасные, опасные,
Страшные и грязные,
Корявые, дырявые,
Противные, заразные.
Какие безобразные.
- Вы догадались, о чем сегодня у нас пойдет речь?
Ответы детей (о микробах)
- Правильно о микробах. Поговорим о том “Почему болеют люди?” Вот расскажите мне, по каким признакам мы может догадаться, что кто-то из нас заболел?
Примерные ответы детей: (усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость).
- Вы сейчас болеете? (ответ детей).
- Почему мы болеем? (не соблюдение правил личной гигиены)
Какая причина? (ответы детей).
- А кто знает - что такое микроб?
-Я вас хочу познакомить со сказкой “3 микроба” Савельева Владислава.
Вы послушайте, а потом мы разберем, что же такое-микробы?
Я сегодня заболела
У меня - простуда
Я сегодня много дел
Дома делать буду.
Накормлю таблеткой кошку,
Поплюю чуть-чуть в окошко,
Нарисую самолёт,
Градусник засуну в лёд.
Буду кашлять и чихать
В общем, буду отдыхать
Я ужасно очень рада,
Что не нужно в детский сад.
Впрочем, хватит о делах!
Тайну знать хотите ли?
У меня в носу в соплях
Завелись вредители!
Не шпионы, не злодеи,
Не артисты-лицедеи,
А микробы-вирусы!
Вирусы-вредилусы.
Вирусы гриппозные
Очень-очень грозные
Быстрые, проворные
И болезнетворные.
Как коровы на полях
Вирусы живут в соплях
Ничего не говорят,
А болезни мне творят.
Рассказал про них толково
Мне наш доктор участковый
Николай Иванович
Таблеткин-Валерьянович.
(Мы его прозвали так,
Потому, что он – чудак.
Ходит в маленьких очках
И в малиновых носках).
В общем, вирусы живут -
И болезни создают,
Вирусят рожают,
Болезни размножают.
Весело смеются,
Всем передаются.
Скажем, ты берешь стакан,
А оттуда пил Иван
Или скажем, Вовка
Выпил газировку.
В общем, ты напился
И потом икнул,
А вирус - притаился
И в тебя нырнул.
Значит, начинается
Грустная картина:
В вас переселяется
Вовкина ангина.
Забудь о физкультуре,
Привет температуре
Были вы – отличники,
А теперь – горчичники!
Если после этого -
Поцелуешь кошку,
Может даже кошка
Заболеть немножко.
Чем-то страшным, типа
Вирусного гриппа
Долго думала, гадала,
Почему ж я не видала,
Этих всех опасных
Вирусов ужасных.
Объясняет мне Таблеткин,
Что таинственный микроб,
Он ужасно очень мелкий,
Видно только в микроскоп.
И теперь я чётко знаю,
Что микробов убивает:
Это – чистая вода
И варёная еда!
Я ещё хочу признаться,
Что теперь люблю сморкаться.
Вот, смотрите: о-ля-ля!
До свидания, сопля!
До свиданья, вирусы,
Вирусы-вредирусы!
А кто про них не знает,
Тот сразу помирает!
Вопросы детям:
-Понравилась Вам сказка?
-Кто главные герои сказки, как их звали?
-Что придумали микробы, чтобы попасть в детский организм?
-Какие ошибки совершили дети?
-Что должны были делать дети, что бы микробы не смогли попасть в их организм?
-Какие еще методы личной гигиены вы знаете, которые могут вас обезопасить от микробов?
«Микроб – это очень опасный злодей,
Не жалко ему ни зверей, ни людей.
Всех страшных болезней причина – микроб,
А разглядишь его лишь ты в микроскоп».
Люди давно знали о существовании разных болезней. Иногда они заболевали, заражаясь друг от друга, а иногда просто потому, что ели немытые овощи и фрукты. Порой болезнь поражала жителей целого города. Но никто не мог сказать в чём её причина, как инфекция переходит от человека к человеку и как от неё защититься. Так происходило до тех пор, пока учёные не изобрели микроскоп. И тогда врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека.
Микроскоп – это прибор с двумя увеличительными линзами, через которые можно увидеть микробов. У ученых мощные микроскопы с помощью которых они могут рассмотреть вирусы, микробы.
Рассматривание слайдов, картинок, какие бывают вирусы, микробы.
— Это и есть возбудители болезней – микробы или бактерии. Их мы не можем увидеть при помощи микроскопа. Несмотря на крошечные размеры, микробы – существа коварные. Стоит им только пробраться в организм человека, они начинают там разбойничать и размножаться. Человеку становится плохо, он заболевает – чихает, кашляет, у него поднимается температура. как известно, никто не любит болеть. И человек объявляет войну микробам - он (при помощи врачей, конечно) начинает лечиться.
- А как правильно лечиться? Что для этого нужно делать? (ответ детей)
- Что бы микробы не одолели и мы с вами не заболели давайте сделаем самомассаж-
Массаж для профилактики простудных заболеваний. Движения по тексту.
Чтобы горло не болело
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком.
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да – да – да, (потирают ладони друг о друга)
Нам простуда не страшна.
- Молодцы ребята, думаю, простуда нам теперь не страшна.
Давайте повторим правила, которые помогут нам не болеть:
Не пить сырую воду.
Не есть немытые фрукты и овощи.
Не забывать часто мыть руки с мылом, не меньше 30 секунд.
Закаляться.
Проветривать помещение.
Гулять на свежем воздухе.
Не кутаться в тёплые одежды.
Одеваться по погоде.
А можно самостоятельно пить лекарства? (ответ детей – Нет.)
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
Вы готовы поиграть со мной в игру?
Игра «Это я, это я, это вся моя семья!».
Правила игры - если вы согласны с тем, что я читаю, то вы говорите:
«Это я, это я, это вся моя семья!».
1. Утром и вечером умываюсь, и чищу зубы.
2. Содержу свои вещи в чистоте.
3. Подбираю все с земли и подношу ко рту.
4. Мою руки перед едой.
5. Ем вкусную, но неполезную пищу (чипсы, сухарики).
6. Занимаюсь по утрам заряддкой.
7. В холодную погоду выхожу на улицу без шапки и шарфа.
8. Ем полезные овощи и фрукты.
-Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем встанем в круг на ковре.
Физкультминутка с дыхательной гимнастикой:
«Быстро встаньте, улыбнитесь».
Дети выполняют движения по тексту стихотворения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
А теперь остановились, остановили дыхание.
Правую руку на грудь, левую на живот:
глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.
-Мы размялись, отдохнули, давайте сейчас проверим ваше воображение.
Я предлагаю вам нарисовать микробов. Как вы их себе представляете.
Рисование микробов.
Итог:
- Чтобы не заболеть и не встречаться с микробами, нужно:
«Убирать свои игрушки, маме дома помогать.
Чистым ушком на подушку ночью лечь в свою кровать.
Кушать кашу чистой ложкой, за обедом не болтать.
Поиграв с пушистой кошкой, руки мыть не забывать.
Фантик, огрызки, обрывки бумаг -
В урну бросай или в мусорный бак.
Тогда сверкает речка, вокруг цветут цветы,
И не страшны микробы, когда чистюля ты.
- Я желаю вам быть всегда здоровыми, бодрыми и веселыми детьми.
Здоровье – самое главное богатство человека. И беречь его надо уже с детских лет. Основное направление нашей деятельности – Сохранение и укрепление здоровья детей. Участвуя в этом проекте дети обрели не только новые знания, но и получили массу удовольствия и радости. С большим интересом включались во все виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Микробы и вирусы»
Конспект занятия«Микробы и вирусы»(подготовительная к школе группа)...
Презентация для детей младшего возраста "Микробы и вирусы- ужасные вредилусы"
Цель: сформировать представления о здоровье и здоровом образе жизни;Задачи: способствовать ознакомлению с элементарными навыками гигиены;подвести детей к выводу о необходимости содержать т...
Методическая разработка познавательного занятия в средней группе на тему: «Микробы и вирусы»
Задачи:1. Дать детям представление о микробах, о местах их обитания.2. Уточнить и закреплять знания детей о правильной чистке зубов, о правилах здоровья.3. Активизировать словарь пo данной ...
«Микробы и вирусы».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 7 Конспект образовательно-игровой ситуациипо ОБЖ.Тема: «М...
Микробы и вирусы
Презентация для подготовительной группы...
Конспект НОД по безопасности "Микробы и вирусы" с использованием ИКТ
Конспект НОД по безопасности с использованием ИКТ( презентация) в подготовительной группе...