Тренинг для педагогов "Как сохранить в себе гармонию"
методическая разработка
Цель: обогащение опыта педагогов методам и приемам по профилактике и коррекции стрессовых состояний у взрослых
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием «Синдром эмоционального выгорания», его характеристиками;
- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
- Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
- Улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sohranit_v_sebe_garmoniyu.pptx | 1.68 МБ |
trening_kak_sohranit_v_sebe_garmoniyu.docx | 517.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.
Компоненты эмоционального выгорания: В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве. В области Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Тест «Вы умеете быть счастливыми?»
«Помоги себе сам» Психологическая причина болезни В каком органе проявляется болезнь Повторяйте себе несколько раз в день Долгая неразрешенная эмоциональная проблема Высокое давление Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен Самокритика, страх Головная боль Я люблю и одобряю себя Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь Желудок Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого. Черствость, отказ от радости Сосуды Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца. Хроническое нытье Печень Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику . Как это можно сделать в условиях работы в детском саду: - резко встать и пройтись; - быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; - измалевать листок бумаги, измять и выбросить. 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником. 4. Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты . 5. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: «Я не буду думать об этом сегодня. Я буду волноваться об этом завтра».
6 . Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше. 7. Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко. 8. Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь. 9. Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе. 10. Кроме того, каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.
Учитесь управлять собой. Во всем ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала, Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять… Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде, Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Тренинг
«Как сохранить в себе гармонию»
Педагог-психолог С.Ф.Журина
с.Яр-Сале
2023
Цель: обогащение опыта педагогов методам и приемам по профилактике и коррекции стрессовых состояний у взрослых
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием «Синдром эмоционального выгорания», его характеристиками;
- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
- Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
- Улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Ход:
Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев вы ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем.
Потому что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое и социальное благополучие.
«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (Мишель Монтенью). Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.
Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Профессия педагога (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Всем известно, что профессия педагога– одна из наиболее энергоемких.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.
Компоненты эмоционального выгорания:
В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным
В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
В области Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Заметьте 16 столетий вспоминали императора. Для того чтобы вас вспоминали еще дольше и только добрым словом – позаботьтесь о себе прямо сейчас. Я приглашаю всех встать в круг.
Упражнение «Интонация»
Цель: развитие экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы.
Психолог: необходимо произнести свое имя с разными интонациями. Я раздам каждому участнику карточки, в которых написано с какой интонацией он будет произносить свое имя (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно, с обидой, с восхищением, искренне, с восхищением, с осуждением, с сочувствием, радостно, доброжелательно, сухо, официально, с угрозой, ласково, восторженно, нежно, тепло, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично, радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно, с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно, официально, радостно, с восторгом, с чувством страха, удовольствия, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия, весело, удивленно, зло, громко, тихо; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно). Готовы? (педагоги вытягивают листочки с заданием). Молодцы!
Упражнение «Шар». Цель: разогрев, включение всех участников в работу; повышение тонуса группы. Психолог: (все участники стоят в кругу). Сегодня на тренинге мы с вами будем играть с воздушным шаром. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками).
Психолог: у каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет наш тест. Сейчас я раздам вам тест. Ваша задача отметить один из ответов.
Тест «Вы умеете быть счастливыми?» (Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. А.И.Андрианов.)
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что
а) все было скорее плохо, чем хорошо,
б) было скорее хорошо, чем плохо,
в) все было отлично.
2. В конце дня обыкновенно
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрите в зеркало, думаете
а) "О, боже, время беспощадно!"
б) "А что, совсем еще неплохо!",
в) "Все прекрасно!".
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете
а) "Ну мне-то никогда не повезет!",
б) "А, черт! Почему же не я?",
в) "Однажды так повезет и мне!".
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) "Вот так однажды будет и со мной!",
б) "К счастью, меня эта беда миновала!",
в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!".
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,
в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы.
7. Думаете о ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,
в) замечательные люди!
8. Сравнивая себя с другими, находите, что
а) "Меня недооценивают",
б) "Я не хуже остальных",
в) "Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!"
9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов
а) впадаете в панику,
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями.
10. Если вы угнетены
а) клянете судьбу,
б) знаете, что плохое настроение пройдет,
в) стараетесь развлечься.
Слайд. Каждый ответ а — 0 очков, 6—1 очко, а в — 2 очка.
17—20 очков, Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?
13—16 очков, наверное, Вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете "Окружающим с вами удобно.
8—12 очков, счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.
0—7 очков Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби».
- Умение быть счастливым поможет вам противостоять психоэмоциональному выгоранию.
- Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье.
Многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Большинство не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Это проявляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей.
Упражнение «Грузинский хор»
Сейчас мы предлагаем вар разделится на 4 команды.
Каждая команда должна запомнить свою фразу:
1-я группа: О сервер пупа, пупа, пупа….
2-я группа: Дзюмбо квелико микадце…..
3-я группа: пи-пи плясипупа….
4-я группа: Ква-ква, ква-кварадзе…
Первая группа начинает хор со своей фразы, повторяя ее непрерывно, не останавливаясь. Как только 1-я фраза прозвучала один-два раза, в хор вступает 2-я партия. Затем присоединяются друг за другом 3-я и 4-я партии.
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.
Таблица «Помоги себе сам»
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):
Психологическая причина болезни | В каком органе проявляется болезнь | Повторяйте себе несколько раз в день |
Долгая неразрешенная эмоциональная проблема | Высокое давление | Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен |
Самокритика, страх | Головная боль | Я люблю и одобряю себя |
Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь | Желудок | Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого. |
Черствость, отказ от радости | Сосуды | Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца. |
Хроническое нытье | Печень | Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу. |
- Сейчас мы предлагаем упражнение, которое поможет вам раскрепоститься, снять мышечное напряжение и проявить свой артистизм
Упражнение-драматизация «Кинофильм»
Предлагаю вам разделиться на 3 группы.
Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии (условие: задействованы все):
1.Американской – фильм ужасов с юмором.
2.Французской - романтическая комедия.
3.Итальянской – боевик со стрельбой и мафией.
- Таким способом мы с вами выплеснули наши негативные эмоции, подзарядились позитивными. Еще раз убедились, что мы является хорошими актерами.
- И напоследок… Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же! Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.
Рекомендации.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.
Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты.
5. Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: «Я не буду думать об этом сегодня. Я буду волноваться об этом завтра».
6. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
7. Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко.
8. Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.
9. Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.
10. Кроме того, каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.
Закончить наш тренинг я бы хотела следующими словами:
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Список литературы
1.Башлакова Л.Н.,Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Методические рекомендации. Минск,1995.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М,2003.
3.Гутковская Е.Л.. Панько Е.А. Овладение профессиональной психологической культурой как важное условие самосовершенствования воспитателя// Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения/ под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.
4.Панько Е.А.. Семенова Е.М., Чеснокова Е.П. Здоровый педагог – здоровый ребенок: психологический аспект. Психолог в детском саду, №3, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов: «Чтобы лучше себя понять и счастливее всем стать»
Цель тренинга: развитие чувства эмпатии, укрепление психологического здоровья педагога....
Игра-тренинг для педагогов «Сохраним душевное равновесие»
Профессия педагога (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и пс...
Семинар-практикум для педагогов по библиотерапии «Как сохранить в себе человека» (по произведению Р. Бредбери «Вэльд»)
Современный человек испытывает чрезвычайные высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающиеся объемы информа...
Презентация "Сохрани в себе хорошее"
Воспитание ответственности за свое поведение и повышение интереса к знанию современного этикета....
Тренинг на снятие эмоционального напряжения «В гармонии с собой»
Снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы....
Тренинг для родителей "Сохраняем жизнь и здоровье детей через литературные произведения, игры и мультфильмы"
Материал призван помочь родителям, на примере сказок, игр и м/ф, донести до детей всю остроту опасных ситуаций присутствующих в бытовых и жизненных ситуациях....
Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"
Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...