Конспект НОД по валеологии "Я микробов не боюсь!"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Танкова Татьяна Александровна

Конспект НОД по валеологии "Я микробов не боюсь!"

«Здоровые дети- в здоровой семье

Здоровые семьи-в здоровой стране

Здоровые страны- планета здорова

Здоровье-какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!»

 

Цель: Закрепление представлений детей о микробах, вирусах.

Обучающие задачи:

- Дать детям элементарное представление о микробах, как источнике большинства болезней, о свойствах микробов (растут, размножаются, питаются);

- Формировать понимание важности заботы о своем здоровье;

- Познакомить с новыми словами: микробы, лаборатория, учёные,

микробиолог, колбы, пробирки, микроскоп;

- Закрепить правила личной гигиены;

Развивающие задачи:

- Развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, любознательность, координацию движений;

- Развивать познавательный интерес в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности;

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням;

- Воспитывать желание соблюдать культурно гигиенические навыки в повседневной жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по валеологии "Я микробов не боюсь!"

«Здоровые дети- в здоровой семье

Здоровые семьи-в здоровой стране

Здоровые страны- планета здорова

Здоровье-какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!»

Цель: Закрепление представлений детей о микробах, вирусах.

Обучающие задачи:

- Дать детям элементарное представление о микробах, как источнике большинства болезней, о свойствах микробов (растут, размножаются, питаются);

- Формировать понимание важности заботы о своем здоровье;

- Познакомить с новыми словами: микробы, лаборатория, учёные,

микробиолог, колбы, пробирки, микроскоп;

- Закрепить правила личной гигиены;

Развивающие задачи:

- Развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, любознательность, координацию движений;

- Развивать познавательный интерес в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности;

Воспитательные задачи:

- Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням;

- Воспитывать желание соблюдать культурно гигиенические навыки в повседневной жизни.

Способы включения ребёнка в деятельность:

Игровая мотивация (приход доктора), художественное слово, решение проблемных ситуаций,опытно-экспериментальная деятельность, использование проблемных вопросов, практическая деятельность, индивидуальный подход, рефлексия.

Средства: телевизор, презентация, лупа, микроскоп, игра «Полезные и вредные продукты», пластилин, стеки, индивидуальные клеенки, ёмкость с мукой,сред-ва для мытья посуды, черный перец,пробирки, пульверизатор,гигени.платки ,ручки-шпионы,игрушка,бумажные микробы, бумажные колбы, предметы личной гигиены (расчёска, зубная щётка, носовой платок) и предметами общего пользования (игрушки, книги, карандаши), униформа,бейджеки,однораз.шапочки, баночка с мандарином в плесени

Предварительная работа:  Просматривание мультфильмов «Советы мудрой Совушки», чтение художественной литературы Г.Остер «Петька и микробы» о микробах и здоровье, о спорте; загадывание загадок; беседы о гигиене, о здоровом образе жизни, о продуктах питания; выполнение физкультурных разминок, пальчиковых, подвижных игр.

Ход ООД: Воспитатель, в виде учёного-микробиолога, заходит в группу. Здравствуйте, дети! Медицинская проверка, медицинская проверка! Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? они маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни.  (обращаю внимание детей на упавшие из папки ламинированные картинки микробов).

Дети: Микробы, вирусы, инфекции

В.: Я занимаюсь изучением микробов? Кто я по профессии?

Дети:  Учёный, который изучает, исследует микробы (микробиолог)

В: Как вы думаете, зачем мы это делаем?

Дети : Надо знать, как бороться с микробами, чтобы меньше болеть…Изобретение лекарств…Прививок…

В: Посмотрим, где работают микробиологи и что помогает им в работе (просмотр презентации «Лаборатория и микробы). Воспитатель с детьми рассматривают рабочее место микробиологов, называет предметы: колбы, пробирки, растворы, микроскопы, стеллажи

Воспитатель: Откуда берутся микробы? Где они могут быть? Ответы детей:

Воспитатель: А у вас руки грязные? Ответы детей: нет. А как можно узнать есть ли у нас на руках микробы? Ответы детей через микроскоп

Воспитатель: Правильно, микроскоп,

Если посмотреть в микроскоп, то можно увидеть много черточек,

точечек, а ведь все они не стоят на месте, они двигаются. Это и есть микробы

– мельчайшие живые существа.

Воспитатель: Некоторые микробы бывают очень вредными. Когда они

попадают к нам внутрь, наш организм начинает с ними бороться. Человек

помогает себе сам. Он пьет лекарство, ему делают уколы.

Если микробы поселяться в горле, может быть ангина, если в ухе – отит, если

в зубе – кариес.

Воспитатель: Чтобы не болеть, надо делать массаж. Для профилактики

простудных заболеваний помогает.

Массаж Неболейка

Чтобы горло не болело        

Мы погладим его смело (Поглаживаем ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать

Надо носик растирать (Указательными пальцами растираем крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем

Ладошку держим козырьком (Растираем лоб движениями в стороны)

«Вилку» пальчиками сделай

Массируй ушки ты умело (Растирают точки перед ушами и за ушами)

Знаем, знаем, да-да-да!

Нам простуда не страшна! (Хлопаем в ладоши).

Воспитатель: А вы заражались от больных?

Высказывания детей…

Воспитатель: Кто знает, что надо делать, чтобы не заболеть? Микробы

испугаются и убегут?

Ответы детей:

Воспитатель: Чтобы не заболеть, нужно соблюдать чистоту.

Запомните, ребята, всех важнее – чистота.

От хворобы, от болезней защищает нас она.

И не даром говорят в народе… Чистота – залог здоровья.

Воспитатель:Ребята, а какие предметы помогают нам быть чистыми?

Ответы детей:мыло,шампунь и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Мыло бывает разным»

(«Намыливать» руки) 

Мыло бывает             

Разным-преразным:

(Соединять подушечки пальцев по очереди, начиная с указательного) 

Синим,                       

Зеленым,             

Оранжевым,                     

Красным...  

(Приподнять плечи, развести в стороны руки) 

Но не пойму,   

Отчего же всегда 

 (Свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед)

Черной-пречерной 

Бывает вода?

Воспитатель:Верно, предметы гигиены.

Воспитатель:Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими

предметами можно пользоваться вместе, а какими только одному.

Игра «Можно-нельзя». Полотенце, зубная паста, зубная щетка,кисточка

расческа, карандаши, носовой платок, книга, игрушки, шампунь.

Воспитатель:А еще от простуды и ангины нам помогают витамины. Они

находятся в полезных продуктах. (Игра полезные вредные продукты)

Воспитатель: Чтобы не заболеть, надо закаляться и заниматься

физкультурой.

Физкультминутка «Закаляемся».

Мы решили закаляться, раз-два, раз-два!

(приседания, руки вытянуты перед собой)

И водою обливаться, раз-два, раз-два!

(поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз-два, раз-два!

Не забудем растереться, раз-два, раз-два!

(имитация растирания полотенцем).

Предлагаю вам провести опыты над микробами и пройти в лабораторию. Обсудим правила поведения в лаборатории. (Одеваем униформу ученых)

Воспитатель:Вы знаете что микробам нравится, когда у человека насморк,

кашель. А почему?

Воспитатель:Правильно, микробы размножаются вокруг, у них появляется

возможность попасть ко многим другим людям и их заразить.

Налетавшись, микробы оседают на одежде, на игрушках, на пище, на полу,

могут опуститься везде.

Воспитатель:Чтоб не заразить других людей, надо уметь правильно чихать.А как это?

Ответы детей: (Да, чихать в платок).

Воспитатель:У каждого с собой всегда должен быть такой гигиенический

платок. Чихнули в такой платок, поймали всех микробов и выкинули в

мусорное ведро. (Показываю платок, имитирую чихание в платок вместе сдетьми).

Воспитатель:А как чихать, если платка нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Если вдруг оказались без платка, а чихать сильно хочется, то

нужно чихать в локоть. А почему не в ладошку? Потому что микробы пристанут к

пальцам, останутся на ладошке. А грязные ладошки лицо и глаза потрут,

пальцы и в нос, и в рот залезут. Микробы через руки быстро попадут внутрь

нашего тела. Микробы очень маленькие, их нельзя увидеть. Когда они

попадают в организм, человек заболевает.

Опыт 1: нужно ли прикрывать рот платком при чихании, кашле

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент. Вот у меня в руке обычный

пульверизатор, в который я налила кипяченой воды. (Могут ли микробы

жить в кипяченой воде? Верно, нет). Но представьте себе, что этот

пульверизатор – это больной человек, который чихает и кашляет. Если этот

человек закрывает себе рот платком, то его слюна не разлетается повсюду. А

если нет? Давайте проверим. Выставьте все ладошки перед собой, а я нажму

на пульверизатор, как будто человек чихнул. Что вы почувствовали? Верно,

тоже самое происходит, когда человек чихает и не закрывает рот локтем или

носовым платком.

Опыт 2: микробы передаются друг другу

Первый пачкает свою руку в муке, потом здоровается со вторым, второй с третьим…Показывают свою ладошку всем детям.

В . : Вот так и микробы: были у одного человека, а потом сразу у 4-х. Если такими руками взять и съесть яблоко, то микробы оказываются внутри человека и там начинают быстро размножаться и расти.

Опыт 3 Размножение микробов

Слепите из кусочка пластилина шарик. Вот так выглядит микроб. Через

некоторое время микроб просто делится пополам. Разрежьте стекой на 2

части. Сколько уже получилось микробов? Получилось 2 микроба, но вот они

подросли. Добавьте пластилин, как будто ваши микробы выросли. А что

теперь с ними произойдет? Правильно, каждый микроб делится пополам. Вот

видите, что происходит.

Вытрите руки влажными салфетками, пожалуйста.

Опыт 4. «Микробы невидимы, но они существуют»

1. Постановка проблемы.

Если микробы невидимы, существуют  ли они? (…)

4.Проверка гипотезы.

а). Детям предлагается рассмотреть нарисованные на  одноразовом белом полотенце ладошки и ответить на вопрос чистые ли ладошки? Затем дети опускают ладошки в контейнер с водой, и видят, что чистота была кажущейся,  в воде на ладошках вдруг появляются «микробы».Формулирование выводов. Руки надо мыть чаще, даже если они кажутся чистыми.

Б) до проведения эксперимента воспитателю надо незаметно нанести на ладошки детей рисунки невидимой «ручкой шпиона». В ходе эксперимента воспитатель говорит, что на ладошках детей микробы можно рассмотреть в микроскоп или под лучом «волшебного» фонарика. Под лучом УФ-фонарика, дети обнаруживают на своих ладошках «микробов»

Опыт 5. «Микробы бояться мыла»

1. Постановка проблемы. Почему мы моем руки с мылом?

Проверка гипотезы.

а). Детям предлагается контейнеры с водой, на поверхности которой насыпан молотый черный перец это микробыДети опускают ватную палочку в жидкое мыло и притрагиваются ей к поверхности воды с микробами. И обнаруживают, что микробы боятся мыла, расплываясь от ватной палочки в разные стороны.

Воспитатель:А чем питаются микробы? Высказывания детей…

Воспитатель:Правильно, микробы едят все: хлеб, фрукты, овощи, суп,

землю, листья деревьев, краску. Микробы могут поселиться на любых

продуктах. Я хочу показать вам кусочек хлеба, на котором поселились

микробы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту банку,

чтобы микробы не распространились по группе. Они могут быть опасными

для человека. Но через прозрачную банку вы можете их рассмотреть.

Дети рассматривают покрытые плесенью кусочки хлеба.

Воспитатель-микробиолог обнаруживает пропажу микробов в колбе,которые «разбежались» по группе и просит помощи у детей вернуть их на место.Дети ищут микробов в группе. Потом все вместе приклеивают их в импровизированную колбу и возвращают микробиологу.

В.Чтобы вы продолжали нашу деятельность микробиологов дальше,я хочу подарить вам такую игру про микробов. Будете дальше изучать виды микробов. Мне пора идти проверять соседнюю группу на наличие микробов! Будьте здоровы, не забывайте правила и не дружите с микробами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-спортивный праздник ко Дню здоровья в средней группе "Мы микробов не боимся!"

Музыкально-спортивный праздник ко Дню здоровья в средней группе"Мы микробов не боимся!"...

Конспект ООД в 1 младшей группе "Мы микробов не боимся!"

Цель: сформировать у детей элементарные представления о микробах,  о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.Задачи:- расширять представления детей о значении санитарно-гигиеничес...

Конспект занятия по валеологии "Я прививок не боюсь!"

Конспект интегрированного занятия по валеологии, математике в старшей группе. Объяснить детям значение прививок. Элементарные знания о здоровье и функции организма....

Конспект познавательного мероприятия «Мы микробов не боимся!»

Конспект занятия в средней группе по образовательной деятельности «Познание» на тему: «Мы микробов не боимся!»Цель: сформировать у детей элементарные представления о болез...

Конспект занятия по валеологии «Победим микробов»

Конспект  занятия по валеологии «Победим микробов»....