Гражданско-патриотическое воспитание детей средствами физической культуры
учебно-методический материал

Нурмухамбетова Эльвира Жексенгалиевна

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vystuplenie_patriot_vospit.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад «Аленушка» р. п. Дергачи





Гражданско-патриотическое воспитание детей

средствами физической культуры



составил:

инструктор по физической культуре

Нурмухамбетова Э.Ж.

р. п. Дергачи

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей : они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:

• Формировать положительное отношение к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат.

• Содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности.

• Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

• Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

Организацию детей во всех формах работы по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

В строевых упражнениях различают:

- построение в колонну, круг, шеренгу, врассыпную;

- перестроение из колонны по одному в колонну по два, три, четыре; из колонны в круг, несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т. д. ;

- повороты налево, направо, кругом;

- размыкания и смыкания;

- передвижения строем.

Элементы строевой подготовки обязательно включаются в спортивные мероприятия, досуги, праздники.

Опыт моей работы показал, что двигательная активность детей на занятиях зависит от способов организации. Проведение физкультурных занятий в традиционной форме, использование подвижных игр, сюжетов, зачастую не обеспечивало на мой взгляд высокую моторную плотность. В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий нового типа по принципу круговой тренировки. Именно сюжетные занятия по типу круговой тренировки являются одним из универсальных способов развития выносливости детей, повышения общей физической подготовки. Система работы на развитие физической подготовленности через использование мотивации на сюжетных занятиях по принципу круговой тренировки позволило обеспечить:

- высокую общую моторную плотность занятия;

- формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств;

- индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;

- проявление личностных качеств «Я – хочу, и я могу это сделать!».

Задачи, поставленные перед нами по патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп :

1. Соревнования - важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты.

2. В своей работе особое внимание я уделяю народным играм для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеет игры - состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих Россию.

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности.

Мы надеемся, что посредством совместной деятельности формируется модель выпускника - патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из "Лучшего опыта семейного воспитания" по физической культуре

Фотоотчет о реализации проекта на оформление "Лучшего опыта семейного воспитания в рамках физического развития"...

Проект «Патриотическое воспитание средствами физической культуры в условиях ФГОС» Для воспитанников 5 – 7 лет.

Цель проекта заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами музыки и физической культуры...

Мастер - класс для педагогов Тема: «Патриотическое воспитание средствами физической культуры» (через народные подвижные игры)

Цель: привлечь внимание педагогов к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников, повышения знаний в области народных игр....

Нравственное воспитание средствами физической культуры

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание средствами физической культуры»

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитан...

«Патриотическое воспитание средствами физической культуры»

Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Необходимо с раннего детства воспитывать ...

Патриотическое воспитание средствами физической культуры

Статья о пратриотическом воспитании средствами физической културы в ДОУ...