Семинар "Подвижная игра как эффективная форма развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста."
консультация (старшая группа)

Иосафова Ирина Александровна

Семинар о роли подвижной игры в сташем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_podvizhnaya_igra.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

Подвижная игра как эффективная форма развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.  Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Целью исследования стало разработать методику развития физических качеств старших дошкольников, основанную на подвижных играх.

Проблемой исследования стало то, что разработка вопроса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности если и затрагивалась в ряде работ, то только фрагментарно.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Разработать методику развития физических качеств старших дошкольников, основанную на использовании подвижных игр.

Оценить эффективность разработанной методики развития физических качеств старших дошкольников.

Гипотеза исследования: эффективное развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика, включающая:

  • Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д.).
  • Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.

Объект исследования: процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет- эффективность методики развития физических качеств старших дошкольников.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

База исследования: подготовительная к школе группа детей «Лучики» МАОУ «СОШ №10» корпус дошкольного образования №5 Гайского городского округа.

Игры и развлечения детей на открытом воздухе в действительности способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма. Всем известен тот факт, что под влиянием правильно производимых движений мускулы увеличиваются и растут. Если упражнения производятся часто, то мышцы постепенно увеличиваются в объеме, вся мускулатура гармонически развивается и крепнет, и в этом - огромное преимущество игр перед гимнастикой, которая развивает мускулатуру односторонне, тогда как подвижные игры, заставляя тело принимать самые разнообразные положения, тем самым способствуют полному, всестороннему развитию всех мышц организма, подчиняющихся произвольным сокращениям.

Игры являются могучим подспорьем в деле гармонического и рационально развития детского организма. В силу врожденного инстинкта, дети сами с большой любовью и охотой предаются играм, - задача родителей и воспитателей - разумно направлять этот драгоценный инстинкт, идущий навстречу здоровым требованиям природы.

  • Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.
  • Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физической культурой с детьми 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.
  • Теоретический и практический материал данного исследования может использоваться при работе с детьми старшего дошкольного возраста в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Игра является спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые - педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Мною были исследованы труды таких ученых, как Данилы Борисовича Эльконина, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры»; Н. Фхилитиса. Он считал, что игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил; Петра Францевича Лесгафта, который отводил игре большое место, определяя её как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, де-тренируется сердце. Длительное воздействие такого состояния приводит к общей де-тренированности организма и возникновению ряда заболеваний.

Факторы, определяющие двигательную активность дошкольников: В настоящее время человек в повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса в детском саду, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем рационального двигательного режима в детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом. Особое значение данное положение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность.

Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, бадминтон.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса ребенка. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

Для того, чтобы выявить влияние подвижной игры на развитие двигательной активности у детей 6-7 лет, было организовано и проведено исследование на базе МАОУ «СОШ №10» Гайского городского округа, корпус дошкольного образования №5, подготовительная к школе группа «Лучики»

В дошкольном корпусе проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и методами, проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения. Для реализации этого блока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря.

В ходе проведения опытно-экспериментальной части исследования была выбраны 10 детей определенной возрастной категории (6-7 лет), из которых были сформированы две группы: первая группа (5 детей) - экспериментальная (ЭГ), вторая группа - контрольная (КГ) - 5 детей.

Исследование проводилось инструктором по физической культуре. Для решения постановленных задач применялись следующие методы исследования:

-теоретический анализ и обобщение литературы;

-педагогическое контрольное исследование (тестирование);

-метод сравнительного анализа;

-математический метод.

Была проведена вводная диагностика ЭГ и КГ

В нашем эксперименте в качестве тестовых упражнений были предложены следующие задания:

-бег на дистанцию 30 м со старта;

-бросок двумя руками набивного мяча (медбола) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед;

-прыжки в длину с места.

-бег 3 х 10 м (челночный бег)

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (ЭГ)

Имя ребенка

Бег 30 м со старта (сек)

Метание набивного мяча (1 кг), см

Прыжок в длину с места, см

Челночный бег 3*10м, сек

Олег

8.0

222

120

12.3

Витя

8.5

227

107

11.1

Миша

7.9

235

113

12.6

Егор

8.1

218

112

11.9

Милана

8.9

165

110

12.0

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (КГ)

Имя ребенка

Бег 30 м со старта (сек)

Метание набивного мяча (1 кг), см

Прыжок в длину с места, см

Челночный бег 3*10м, сек

Саша (м)

8.3

212

122

12.6

Матвей

8.5

232

109

11.4

Руслан

8.2

230

107

12.6

Кирилл

8.1

220

113

11.6

Катя

8.8

171

112

11.9

Затем, на основании изучения особенностей их развития был подобран репертуар подвижных игр различной направленности.

Эффективность методики оценивалась посредством сравнения показателей физического развития и физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента.

Занятия для дошкольников не должны вызывать переутомления.

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка

Степень выраженности утомления

Небольшая

Средняя

Окраска кожи лица, шеи

Небольшое покраснение лица, выражение спокойное

Значительное покраснение лица, выражение напряженное

Потливость

Незначительная

Выраженная потливость лица

Дыхание

Несколько учащенное

Резко учащенное

Движения

Бодрые, задания выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка

Степень выраженности утомления

Небольшая

Средняя

Окраска кожи лица, шеи

Небольшое покраснение лица, выражение спокойное

Значительное покраснение лица, выражение напряженное

Потливость

Незначительная

Выраженная потливость лица

Дыхание

Несколько учащенное

Резко учащенное

Движения

Бодрые, задания выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

Методика развития физических качеств дошкольников должна включать: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования и развития физических качеств дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Данная методика включает упражнения для развития физических качеств детей.

Занятия проводились в течении двух месяцев.

Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие сюжетные подвижные игры и направленные на воспитание двигательных качеств: ловкости и быстроты.

Разработанные комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70 % времени занятий (например, комплекс "Морское царство" направлен на акцентированное развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, комплекс "Любимые игрушки" - координационных способностей, комплекс "Африка" - выносливости и т.д.). Каждый комплекс сюжетных занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 недель, что обосновывается результатами исследований В.К. Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств.

Двигательная активность как в контрольной, так и в экспериментальной группах в первой половине дня соответствовала режиму детских садов (Приказ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).

Результаты работы на контрольном этапе

 После проведенной опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие двигательной активности, у детей наблюдаются изменения. В конце эксперимента детям экспериментальной и контрольной групп были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности.По итогам диагностики выявились различия по всем применявшимся тестам, которые можно пронаблюдать с помощью таблиц 4 и 5.

Таблица 4 - Показатели контрольной диагностики физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (ЭГ)

Имя ребенка

Бег 30 м со старта (сек)

Метание набивного мяча (1 кг), см

Прыжок в длину с места, см

Челночный бег 3*10м, сек

Олег

7.6

225

124

11.6

Витя

7.8

227

113

10.8

Миша

7.4

239

115

11.7

Егор

7.6

220

117

11.0

Милана

8.1

168

115

11.6

Таблица 5 - Показатели контрольной диагностики физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (КГ)

Имя ребенка

Бег 30 м со старта (сек)

Метание набивного мяча (1 кг), см

Прыжок в длину с места, см

Челночный бег 3*10м, сек

Саша (м)

7.9

218

122

12.0

Матвей

8.0

233

112

11.1

Руслан

7.9

232

112

12.4

Кирилл

7.9

220

116

11.3

Катя

8.6

173

115

11.7

За время эксперимента уровень быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, гибкости возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. Этот рост отражает возрастные изменения, связанные с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в этом возрасте.

Однако анализ результатов эксперимента свидетельствует о более выраженных изменениях у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием двигательных качеств с применением подвижных игр.

Сравнительный анализ представлен в таблице

Таблица сравнительного анализа (таблица 6):

Группа

Параметры сравнительного анализа

Бег 30 м со старта (сек)

Метание набивного мяча (1 кг), см

Прыжок в длину с места, см

Челночный бег 3*10м, сек

ЭГ

0.56

2.4

4.4

0.64

КГ

0.32

2.2

2.8

0.32

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие физические качества детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.

В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:

особенности двигательной активности и значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста;

разработали методику применения комплексов подвижных игр.

В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную работу с применением разработанной методики на базе МАОУ «СОШ №10» Гайского городского округа, корпус дошкольного образования №5.

В ходе её проведения мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и контрольную) в возрасте 6-7 лет - по 5 человек в каждой.

В констатирующей части исследования для определения уровня развития физических качеств мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития двигательной активности.

В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр, способствующих развитию двигательной активности.

Затем были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей психофизического развития.

Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования предложенной методики физического воспитания с активным использованием подвижных игр.

Выдвинутая гипотеза о том, что эффективное развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика, включающая целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д.) и более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой, подтвердилась.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Спасибо за внимание!

Иосафова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Представленные игры разбиты на блоки, каждый блок содержит подвижные игры и игровые упражнения на развитие определенных  физических качеств. Все игры адаптированые и апробированные на занятиях по...

Презентация:Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре...