ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Татьяна Добрынина

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Добрынина Татьяна Владимировна 

 

   Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, т.е на организацию здорового образа жизни, с целью  создания устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

   При планировании работы необходимо опираться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций) с изменениями 04.04.2014 .

   И говоря об организации здорового образа жизни, в первую очередь хочется отметить соблюдение режима дня. Ведь гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует именно режим дня.  Рациональный режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Именно это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям.

   Особое внимание в режиме дня необходимо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть оздоровительной работы, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Очень важно правильно и грамотно проводить закаливающие мероприятия, в соответствии с разработанным   методическим сопровождением. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Надо помнить, что чрезмерная интенсивность закаливающих процедур может привести к срывам адаптации, проявляющимся в ухудшении состояния здоровья и самочувствия ребенка. Поэтому при работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

  • Проведение закаливающих процедур только при условии, что ребенок здоров.
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных реакций (страха, плача, беспокойства).
  • Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
  • Разнообразие и новизна физических упражнений.
  • Комплексное использование всех факторов.

   В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

   Одной из действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

  Воспитателю следует помнить, что правильная осанка – это не только внешний вид, это и хорошее здоровье. Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

  Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В этом большую роль оказывает проведение бодрящей гимнастики с элементами коррегирующей. Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка.

   В работе педагог должен использовать разнообразные профилактические меры, предупреждающие нарушение осанки. К ним, прежде всего, относятся: исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, неправильной посадки во время занятий; подбор мебели по росту детей; рациональная двигательная активность детей в течение дня; специальные профилактические упражнения, направленные на формирование правильной осанки.

    Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка и организации здорового образа жизни придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.

  Одним из основных факторов организации здорового образа жизни детей является двигательную активность. Мышечная деятельность как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка. Дети с большей двигательной активностью значительно лучше развиты. Значительная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию. Поэтому в режиме дня необходимо чередовать разные виды активности детей.

   Ребенка невозможно, как взрослого целенаправленно заставить заниматься и выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Так же это способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

   Нужно всегда помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. И поэтому, в проводимые занятия малой подвижности надо тесно вплетать различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, речь с движением, пальчиковые гимнастики. Кроме того, что в разных видах деятельности идет закрепление учебного материала, так же синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивация здорового образа жизни и формирование здоровья.

   В совместной деятельности педагог знакомит детей со строением тела человека, возможностями организма, обучает  простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи;  прививает элементарные культурно – гигиенические навыки. Знания, полученные детьми, они отражают и закрепляют в сюжетно – ролевых играх. Также надо знакомить детей с различными видами спорта и приобщать к спортивному движению.       

    Все выше сказанное способствует формированию жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями; развитию физических качеств; накоплению элементарных знаний о физической культуре; созданию условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия. Таким образом, синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

 

Литература:

1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

2. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии ХХI века / авт. составители Антонов Ю.В., Кузнецова М. Н., Саулина Т.Ф. - М.: «Аркти», 2001г.

3. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под ред. Сократова Н.В. -  М.: «Сфера», 2005г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕМ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Добрынина Татьяна Владимировна  

 

   Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, т.е на организацию здорового образа жизни, с целью  создания устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

   При планировании работы необходимо опираться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций) с изменениями 04.04.2014 .

   И говоря об организации здорового образа жизни, в первую очередь хочется отметить соблюдение режима дня. Ведь гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует именно режим дня.  Рациональный режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Именно это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям.

   Особое внимание в режиме дня необходимо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть оздоровительной работы, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Очень важно правильно и грамотно проводить закаливающие мероприятия, в соответствии с разработанным   методическим сопровождением. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Надо помнить, что чрезмерная интенсивность закаливающих процедур может привести к срывам адаптации, проявляющимся в ухудшении состояния здоровья и самочувствия ребенка. Поэтому при работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:

  • Проведение закаливающих процедур только при условии, что ребенок здоров.
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных реакций (страха, плача, беспокойства).
  • Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
  • Разнообразие и новизна физических упражнений.
  • Комплексное использование всех факторов.

   В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

   Одной из действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

  Воспитателю следует помнить, что правильная осанка – это не только внешний вид, это и хорошее здоровье. Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

  Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В этом большую роль оказывает проведение бодрящей гимнастики с элементами коррегирующей. Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка.

   В работе педагог должен использовать разнообразные профилактические меры, предупреждающие нарушение осанки. К ним, прежде всего, относятся: исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, неправильной посадки во время занятий; подбор мебели по росту детей; рациональная двигательная активность детей в течение дня; специальные профилактические упражнения, направленные на формирование правильной осанки.

    Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка и организации здорового образа жизни придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.

  Одним из основных факторов организации здорового образа жизни детей является двигательную активность. Мышечная деятельность как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка. Дети с большей двигательной активностью значительно лучше развиты. Значительная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию. Поэтому в режиме дня необходимо чередовать разные виды активности детей.

   Ребенка невозможно, как взрослого целенаправленно заставить заниматься и выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Так же это способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

   Нужно всегда помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. И поэтому, в проводимые занятия малой подвижности надо тесно вплетать различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, речь с движением, пальчиковые гимнастики. Кроме того, что в разных видах деятельности идет закрепление учебного материала, так же синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивация здорового образа жизни и формирование здоровья.

   В совместной деятельности педагог знакомит детей со строением тела человека, возможностями организма, обучает  простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи;  прививает элементарные культурно – гигиенические навыки. Знания, полученные детьми, они отражают и закрепляют в сюжетно – ролевых играх. Также надо знакомить детей с различными видами спорта и приобщать к спортивному движению.        

    Все выше сказанное способствует формированию жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями; развитию физических качеств; накоплению элементарных знаний о физической культуре; созданию условий для реализации потребности в двигательной активности; воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия. Таким образом, синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Литература:

1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

2. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии ХХI века / авт. составители Антонов Ю.В., Кузнецова М. Н., Саулина Т.Ф. - М.: «Аркти», 2001г.

3. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под ред. Сократова Н.В. -  М.: «Сфера», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Консультация для воспитателей«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»...

Консультация для воспитателей «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях»

Задачи:1.                      Систематизировать образовательную работу по областям «Физическая...

«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)

Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...

Консультация для воспитателей : "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста".

Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься произ...

Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях

Одним из важнейших направлений в работе коллектива ДОУ является забота о здоровье воспитанников. Инновационность нашего подхода к организации работы по здоровьсбережению в том, что...