Мастер - класс для педагогов: "Современные формы поддержки детской инициативы двигательной активности".
консультация
Мастер - класс для педагогов: "Современные формы поддержки детской инициативы двигательной активности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11
МАСТЕР-КЛАСС
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»
Подготовил:
инструктор по физической культуре
Щепаняк О.В.
г. Боготол, 2023
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: Современные формы поддержки детской инициативы двигательной активности.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития активного взаимодействия детей друг с другом в двигательной активности при поддержке инициативы и самостоятельности.
Задача: познакомить воспитателей с формами поддержки детской инициативы.
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Инициатива – первый шаг в каком-либо деле, внутреннее побуждение к новым формам деятельности.
Детская инициатива – спонтанное, самостоятельное проявление ребёнком своей активности, его включение в тот или иной вид деятельности по собственной воле.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.
Основные сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнову).
- Творческая;
- Целеполагания и волевого усилия;
- Коммуникативная;
- Познавательная.
Творческая
Рассмотрим такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:
1 уровень
Ключевые признаки: в предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых двигательных действий (роль в действии); вариативно использует спортивные предметы в условном игровом значении.
2-й уровень
Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).
3-й уровень
Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новое двигательное действие; использует развернутое словесное комментирование игры и двигательного действия через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном - история, предметном - макет, сюжетный рисунок).
Целеполагание и волевое усилие
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.
Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание – умение ставить цель деятельности.
Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием.
Волевое действие отличает то, что оно является собственным, инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Коммуникативная
Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов. Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее".
Познавательная
По отношению к деятельности:
1. Потенциальная активность, характеризующая личность со стороны готовности, стремления к деятельности.
2. Реализованная активность характеризует личность через качество деятельности, выполняемой в данном конкретном случае. Основные показатели: энергичность, интенсивность, результативность, самостоятельность, творчество, сила воли.
По длительности и устойчивости:
1. Ситуативная активность, которая носит эпизодический характер.
2. Интегральная активность, определяющая общее доминирующее отношение к деятельности.
По характеру деятельности:
1. Репродуктивно - подражательная. Характеризуется стремлением запомнить и воспроизвести готовые знания, овладеть способом их применения по образцу.
2. Поисково-исполнительская. Характеризуется стремлением к выявлению смысла явлений и процессов, определению связей между ними, овладению способами применения знаний в измененных условиях. Средства для выполнения поставленной задачи отыскиваются самостоятельно.
Развитие детской инициативы у детей в разные периоды жизни
3 – 4 года
Приоритетная сфера: исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира; игровая и продуктивная деятельность.
4 -5 лет
Приоритетная сфера: познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками
5 – 7 лет
Приоритетная сфера: ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива; расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности,
Условия для проявления и поддержки инициативы
- Создание центра «Двигательная инициатива» - это стенд, который размещается на стене в групповом помещении в доступном для детей месте. Утром дети выставляют свою фотографию напротив любой двигательной деятельности, где бы им хотелось проявить инициативу на текущий день.
- Двигательное пространство в группе организуется в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка.
- Спортивное оборудование должно быть разнообразно по своему содержанию.
- Спортивный инвентарь подобран с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы.
- Красочное и интересное что привлекает внимание и побуждает желание выполнить двигательное действие.
- Нетрадиционное оборудование (фантики, крышки, карандаши, шишки).
- Оборудование спортивного центра настолько разнообразно, что дети свободно могут использовать в свободной двигательной деятельности и в сюжетно- ролевых играх.
- Подборка детской музыки, песен интересная, привлекает, запоминается и вызывает интерес вспомнить выполняемое движение под ту или иную песенку и выполнить двигательное действие.
Основные формы поддержки инициативы
- физкультурное занятие,
- утренняя гимнастика,
- подвижные игры,
- физкультурные паузы,
- самостоятельная двигательная деятельность,
- праздники, развлечения.
Создавая условия для развития инициативы дошкольников, нельзя забывать о том, что на первом месте должна стоять потребность детей в двигательной деятельности. В основе любой деятельности всегда лежит мотив. Другими словами дети должны быть заинтересованы. А чем можно повысить интерес к двигательной деятельности? С помощью различных приемов. Сейчас мы покажем друг другу способы применения того или иного приема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Детский совет», как форма поддержки детской инициативы в совместном планировании образовательной деятельности
Деткий совет...

"Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Для дошкольников...

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»
Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Конспект мастер - класса "Использование мнемокарт как средства поддержки детской инициативы в танцевально- игровой деятельности детей"
Конспект мастер - класса...

Детский совет как важнейшая форма поддержки детской инициативы.
Детский совет - это обучения, которая обьединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»
Как много изменений и новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни, понимая, что нужно меняться самим: менять свой образ жизни, свои ценн...

Мастер -класс для студентов на тему: «Детский совет как форма поддержки детской инициативы»
Программа «Вдохновения» решает задачи, обусловленные новыми веяниями современного мира, новые тенденции в области дошкольного образован...