Консультация "Организация предметно-пространственной среды физкультурного направления"
консультация (старшая группа)
Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Важно научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_predmetno_prostranstvennoy_sredy_fizkulturnogo_napravleniya.docx | 492.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Важно научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая среда должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения ,соответствующие материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
-вариативной- наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования), периодичная сменяемость игрового материала, появление новых предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской деятельности.
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
- безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как СанПиН и Правила пожарной безопасности.
Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по образовательной области
«Физическое развитие» (младший возраст)
Задачи ОО «Физическое развитие» по ФГОС ДО | Пособия (в т. ч. нетрадиционные) | Количество | Дидактические материалы |
Развитие физических качеств - координации гибкости и др. | мячи резиновые разных размеров | по 2 каждого размера | Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала |
мячи фитбольные | 2 | ||
набор мягких модулей | 1 | ||
обруч малый пластмассовый | 2 | ||
дуги для подлезания и проползания | 2 | ||
мини-горка | 1 | ||
мягкая «кочка» с массажной поверхностью | 6 | ||
гимнастическая скамейка | 1 | ||
каталки на палочке | 6 | ||
пирамиды с кольцами | 4 | ||
кольцеброс | 1 | ||
машины-двигатели | 2 | ||
Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | скакалки | 3 | Мозаика крупная, конструкторы объемные, шнуровки, развивающие наборы с пирамидами игры с прищепками и т.п. |
обручи малые платмассовые | 2 | ||
дуги для подлезания и проползания | 2 | ||
султанчики, флажки, погремушки цветные ленты на кольцах для выполнения ОУ | по 2 на ребенка | ||
оборудование для спрыгивания | 1 | ||
бильбоке | 4 | ||
шнуры | 1 | ||
бруски | 4 | ||
подвески в воздушном пространстве для прыжков | 1 | ||
веревка с палочками на концах для игры «Кто быстрее» | 1 | ||
«салютики» для бросания, метания | 6 | ||
мешочки для метания | 2 | ||
лестница для перешагивания и перепрыгивания | 1 | ||
качалки | 4 | ||
кольцеброс | 1 | ||
тоннель | 1 | ||
набор разноцветных кеглей | 1 | ||
неваляшки | 4 | ||
машины-двигатели | 2 | ||
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | куклы-спортсмены | Иллюстративный материал «Виды спорта» | |
Овладение подвижными играми с правилами | мячи резиновые, маски, атрибуты к подвижным играм и т.д. | Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала | |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | мини-горка, кольцеброс, движущиеся игрушки | Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала | |
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами | мячи массажные, следы рук и ног, массажные дорожки, мякиши дорожки «Змейка», «гусеница» из разноцветных мочалок, подвески в воздушном пространстве для вытягивания, корригирующая стенка, ребристая доска, куклы-спортсмены, доктор | Настольно-печатные, дидактические игры типа «Здоровье», «Подбери зубную щетку», «Что нужно для уборки», «Что нужно для умывания», «Мир эмоций», «Собери фигуру человека», «Какое настроение у человечка» |
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.
«Удав»
Цель: профилактика плоскостопия; развитие умения сохранять равновесие на ограниченной плоскости.
Материал: ткань, крупа, пуговицы без ножки.
Упражнение: ходьба по удаву прямо, боком приставным шагом.
Слайд 6.
«Прокати мяч под воротца»
Цель: развивать ловкость, глазомер, меткость.
Материал: сделан из фанеры и самоклейки.
Упражнение: взять мяч, прокатить его под «воротца».
Слайд 7.
«Зрительный экран»
Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, птичка, какой либо сказочный герой) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие.
Слайд 8.
«Гантели»
Цель: развитие мышц плечевого пояса и рук.
Материал: пластиковые бутылочки из под сока, песок.
Слайд 9.
«Мешочки с песком»
Цель: закреплять навыки бросания в горизонтальную и вертикальную цель.
Материал: разноцветная ткань, песок.
Слайд 10.
Слайд 11.
«Массажные варежки»
Цель: для проведения «сухого растирания»:
- профилактика простудных заболеваний;
- закаливание.
Материал: фланелевая ткань.
Слайд 12.
Для развития дыхательной гимнастики имеются: дыхательный тренажер «Бабочки», «Самолётики», «Вертолётики», «Мячики».
Задачи: учить детей правильному дыханию
«Султанчики»
Как легко, просто и красиво сделать своими руками султанчики для танцев, хореографических композиций, утренней гимнастики и подвижных игр,
Материал: цветные ленты.
Цель: способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
Слайд 13.
Имеются атрибуты, маски для подвижных игр и т.п.
«Массажёры»
Материал: капсулы от шоколадных яиц, шнур, шило.
Задачи: укреплять мышцы спины, груди и ног
«Кольцебросс»
Комплектация физкультурных уголков
- Теоретический материал
- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;
- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);
- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);
- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).
- Игры (средние и старшие группы):
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.
- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
- Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).
- Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;
- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
- мешочки с разной крупой для рук;
- эспандер (средний и старший возраст).
- Для игр и упражнений с прыжками:
- скакалки;
- обручи;
- шнуры;
- бруски.
- Для перешагивания, подъема и спуска:
- бруски деревянные.
- Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
- кольцебросс;
- мячи резиновые разных размеров;
- попрыгунчики (средние и старшие группы);
- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
- корзины для игр с бросанием;
- мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
- кегли;
- нестандартное оборудование.
- Выносной материал (по возрасту детей):
- мячи резиновые;
- мяч футбольный (средний и старший возраст);
- бадминтон (старший возраст);
- скакалки;
- обручи;
- лыжи;
- хоккейные клюшки;
- санки и т. д.
В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.
В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.
В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.
Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
Презентация "Художественно-эстетическое направление в предметно-пространственной развивающей среде"
В презентаии представлены работы воспитателя Хлебниковой Т.Н. с детьми 2-7 лет по художественно-эстетическому направлению...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе общеразвивающей направленности по ФГОС ДОО
Методическая разработка ...
Предметно-пространственная развивающая среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности воспитанника и педагога.
В данном материале можно почерпнуть интересную и важную информицию о проектировании предметно-пространственной развивающей среды в групповом пространстве ДОО...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.В статье представлен материал по предметно – ...
Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие
Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...
ПАСПОРТ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ № 3 «ЗАЙКИ» 2021 – 2022 учебный год
Представлена предметно-пространственная среда группы среднего дошкольного возраста...