Консультация "Организация предметно-пространственной среды физкультурного направления"
консультация (старшая группа)

Лощакова Наталья

Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Важно научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Важно научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера.

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая среда должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения ,соответствующие материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

-вариативной- наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования), периодичная сменяемость игрового материала, появление новых предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской деятельности.

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;

- безопасной – все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как СанПиН и Правила пожарной безопасности.

Также при организации развивающей предметно-пространственной среды взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по образовательной области

«Физическое развитие» (младший возраст)

Задачи

ОО «Физическое развитие» по ФГОС ДО

Пособия

(в т. ч. нетрадиционные)

Количество

Дидактические материалы

Развитие физических качеств - координации гибкости и др.

мячи резиновые разных размеров

по 2 каждого размера

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

мячи фитбольные

2

набор мягких модулей

1

обруч малый пластмассовый

2

дуги для подлезания и проползания

2

мини-горка

1

мягкая «кочка» с массажной поверхностью

6

гимнастическая скамейка

1

каталки на палочке

6

пирамиды с кольцами

4

кольцеброс

1

машины-двигатели

2

Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

скакалки

3

Мозаика крупная, конструкторы объемные, шнуровки, развивающие наборы с пирамидами игры с прищепками и т.п.

обручи малые платмассовые

2

дуги для подлезания и проползания

2

султанчики, флажки, погремушки цветные ленты на кольцах для выполнения ОУ

по 2 на ребенка

оборудование для спрыгивания

1

бильбоке

4

шнуры

1

бруски

4

подвески в воздушном пространстве для

прыжков

1

веревка с палочками на концах для игры «Кто быстрее»

1

«салютики» для бросания, метания

6

мешочки для метания

2

лестница для перешагивания и перепрыгивания

1

качалки

4

кольцеброс

1

тоннель

1

набор разноцветных кеглей

1

неваляшки

4

машины-двигатели

2

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

куклы-спортсмены

Иллюстративный материал «Виды спорта»

Овладение подвижными играми с правилами

мячи резиновые, маски, атрибуты к подвижным играм и т.д.

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

мини-горка, кольцеброс, движущиеся игрушки

Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

мячи массажные, следы рук и ног, массажные дорожки, мякиши дорожки «Змейка», «гусеница» из разноцветных мочалок, подвески в воздушном пространстве для вытягивания, корригирующая стенка, ребристая доска, куклы-спортсмены, доктор

Настольно-печатные, дидактические игры типа «Здоровье», «Подбери зубную щетку», «Что нужно для уборки», «Что нужно для умывания», «Мир эмоций», «Собери фигуру человека», «Какое настроение у человечка»

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

«Удав»

Цель: профилактика плоскостопия; развитие умения сохранять равновесие на ограниченной плоскости.
Материал: ткань, крупа, пуговицы без ножки.
Упражнение: ходьба по удаву прямо, боком приставным шагом.

Слайд 6.

«Прокати мяч под воротца»
Цель: развивать ловкость, глазомер, меткость.
Материал: сделан из фанеры и самоклейки.
Упражнение: взять мяч, прокатить его под «воротца».

Слайд 7.

«Зрительный экран»

Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, птичка, какой либо сказочный герой) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие.

Слайд 8.

«Гантели»

Цель: развитие мышц плечевого пояса и рук.

Материал: пластиковые бутылочки из под сока, песок.

Слайд 9.

«Мешочки с песком»

Цель: закреплять навыки бросания в горизонтальную и вертикальную цель.

Материал: разноцветная ткань, песок.

Слайд 10.


Слайд 11.


«Массажные варежки»


Цель: для проведения «сухого растирания»:

- профилактика простудных заболеваний;

- закаливание.

Материал: фланелевая ткань.



Слайд 12.


Для развития дыхательной гимнастики имеются: дыхательный тренажер «Бабочки», «Самолётики», «Вертолётики», «Мячики».
Задачи: учить детей правильному дыханию





«Султанчики»


Как легко, просто и красиво сделать своими руками султанчики для танцев, хореографических композиций, утренней гимнастики и подвижных игр,

Материал: цветные ленты.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Слайд 13.


Имеются атрибуты, маски для подвижных игр и т.п.


«Массажёры»


Материал: капсулы от шоколадных яиц, шнур, шило.
Задачи: укреплять мышцы спины, груди и ног






«Кольцебросс»

Комплектация физкультурных уголков

  1. Теоретический материал

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

  1. Игры (средние и старшие группы):

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

  1. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).
  2. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук;

- эспандер (средний и старший возраст).

  1. Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

- бруски.

  1. Для перешагивания, подъема и спуска:

- бруски деревянные.

  1. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцебросс;

- мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики (средние и старшие группы);

- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

- корзины для игр с бросанием;

- мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

- кегли;

- нестандартное оборудование.

  1. Выносной материал (по возрасту детей):

- мячи резиновые;

- мяч футбольный (средний и старший возраст);

- бадминтон (старший возраст);

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

- санки и т. д.

В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.

Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Презентация "Художественно-эстетическое направление в предметно-пространственной развивающей среде"

В презентаии представлены работы воспитателя Хлебниковой Т.Н. с детьми 2-7 лет по художественно-эстетическому направлению...

Предметно-пространственная развивающая среда – комплекс условий, направленный на всестороннее развитие личности воспитанника и педагога.

В данном материале можно почерпнуть интересную и важную информицию о проектировании предметно-пространственной развивающей среды в групповом пространстве ДОО...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО -  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.В статье представлен материал по предметно – ...

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие

Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...