ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ СОГЛАСНО ФОП ДО
консультация
В статье рассматривается понятие здоровьесберегающих технологий, задачи их использования в ДОУ, а также основные виды. Материал предназначен для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou_soglasno_fop_do.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ СОГЛАСНО ФОП ДО
С 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО [2]. Согласно ней проблема сохранения и укрепление здоровья, развития и воспитания детей остаётся приоритетной государственной задачей.
На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и такая тенденция просто обязывает педагога к применению здоровьесберегающих технологий в своей работе.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора [1].
Главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- совершенствовать физические способности, физические качества, умения и навыки в совместной двигательной деятельности детей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности, реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы;
- приобщение к спорту и физической культуре, формирование стойкой мотивации к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности [4].
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них – физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей физкультурно-оздоровительной работе.
Методики сбережения здоровья применяют в двух направлениях:
- реализация образовательной программы в ДОУ без отрицательного воздействия на здоровье детей;
- создание у детей базы валеологической культуры. формирование внимательного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающие технологии при работе с дошкольниками реализуют в следующей очередности:
- Исследуют первичное физическое и психическое состояние детей, оценивают способность участвовать в разных видах тренировок. Изучают условия здоровьесбережения в саду, анализируют валеологические представления и навыки детей.
- Создают в ДОУ здоровьесберегающую среду
- Привлекают к сотрудничеству социальных партнеров для реализации проектов здоровьесбережения.
- Отправляют воспитателей ДОУ на переподготовку по освоению методов и приемов сохранения здоровья детей.
- Используют в работе с детьми разные техники здоровьесбережения в соответствии с их возрастом
- Привлекают родителей для участия в совместных проектах валеологической направленности, проводят профилактические беседы о важности ведения здорового образа жизни, привития ценности здоровья детям с самых ранних лет [5].
В целом же, здоровьесберегающая деятельность в дошкольном учреждении осуществляется с помощью следующих технологий:
- медико-профилактических;
- физкультурно-оздоровительных;
-технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающих образовательные технологии в детском саду [3].
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется инструктором по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей - обеспечение валеологической компетентности родителей воспитанников ДОУ.
Без сомнения, фундамент здоровья закладывается с детства. Положительное эмоциональное отношение к физической культуре и спорту – тоже. Первые впечатления и чувства всегда сильнее, всегда оставляют неизгладимый след в памяти. Поэтому есть основание надеяться, что оздоровительная работа, проводимая в детском саду, не окажется напрасной. Сформировавшиеся у детей знания о том, что крепкое здоровье, сила, ловкость, гибкость необходимы человеку для полноценной успешной жизни, безусловно, положительно скажутся на их отношении к здоровью.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика [5].
Таким образом, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в необходимости использования здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, способствует формированию у педагогов и родителей ценностных ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающих технологии в итоге формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в р...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО
Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его...
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...