Открытое занятие по физическому развитию
методическая разработка

Виноградова Елена Александровна

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_fiicheskoy_kulture.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №115»

Конспект занятия

«Движение – это жизнь»

Образовательная область

«Физическое развитие»

Образовательная деятельность

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Подготовила:

Виноградова Елена Александровна, воспитатель

МБДОУ №115

Оренбург 2024

Организационная информация

 1.Доминирующая образовательная область: физическое развитие

2. Вид деятельности детей: двигательная, музыкальная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы

Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности:  «Движение – это жизнь»

2. Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности:

Приемы постановки цели и мотивация деятельности детей: работа с куклами, создание проблемной ситуации; упражнение «Согни и разогни руку»

Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия:  беседа, использование музыкального сопровождения, показ слайдов; упражнение «Отжимаемся от пола»; упражнение с лентами

Прием организации практической деятельности детей: объяснение, показ электронной зрительной гимнастики, включение группового способа организации детей «Встань в паре», использование художественного слова, танец «Зажигай», пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Прием поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, чтение стихотворений, чередование видов детской деятельности, игровые упражнения

Приемы оценки и самооценки: поощрение, оценивание занятия человечками (выбор детей)

3. Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

4. Возрастная группа: группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет.

5. Цель: Формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни

6. Задачи:

      6.1.Развивающие:

  • Развивать у детей желание заботиться о своем здоровье.
  • Развивать интерес к физическим упражнениям.

     6.2. Образовательные:

  • Расширять представления детей об организме человека.
  • Познакомить детей с мышцами, их строением, их ролью в двигательной активности человека и умением использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
  • Совершенствовать знания детей о правилах профилактики травматизма локтей и коленей, роли мышц в этом.
  • Дать понятие, как на здоровье человека влияет двигательная активность.
  • Формировать у детей осознание того, что тренировка мышц влияет на укрепление здоровья человека.
  • Упражнять детей в выполнении упражнений в паре, в синхронности движений.
  • Активизировать в речи слова: мышцы, виды мышц.
  • Учить детей самостоятельно делать выводы, умозаключения.

6.3. Воспитательные:

  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.
  • Воспитывать желание быть здоровым, интерес к выполнению физических упражнений для укрепления разных групп мышц.

7. Планируемые результаты:

Дети вспомнят о строении тела человека и о том, как тренировка укрепляет мышцы и помогает человеку быть здоровым

8. Организация среды для проведения образовательной деятельности

Подбор литературного материала, подбор музыки,    подбор  пальчиковой гимнастики, кукла, кукла – марионетка, ленточки, слайды с изображением мышц на теле человека, картинки с изображением спортивной площадки и скамейки, силуэты человека из картона (по количеству детей) для оценки детьми занятия, мольберт 2 шт.

9. Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты.

Заучивание пальчиковой гимнастики, беседы с детьми о ЗОЖ, рассматривание иллюстраций на тему «Строение человека»; загадывание загадок о ЗОЖ; чтение стихотворений, дидактическая игра «Назови части тела человека», игры и упражнения с оборудованием физкультурно-оздоровительного центра

Ход занятия:

Части занятия

Содержание

Вводная часть

Дети входят под музыку в зал.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хочу, чтобы вы все взялись за руки. Давайте друг другу улыбнемся, пожелаем друг другу мысленно удачи и здоровья, ведь улыбка дарит хорошее настроение, а хорошее настроение дарит нам здоровье!

К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали,

И улыбнулись!

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними. Дети говорят «Здравствуйте».

Воспитатель: Знаете, ребята, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте».  А это значит «Здоровья желаю».

Ребята, предлагаю вам присесть на стулья.

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть.

Дети: Кукла.

Воспитатель: Кукла очень похожа на человека. Тогда почему это только игрушка, а не человек?

Дети: Она не может сама ничего делать, она не может двигаться.

(Воспитатель достает куклу – марионетку, приводит ее в движение)

Воспитатель: А вот у меня еще одна кукла. Посмотрите, эта кукла двигается.

Дети: Она не сама двигается, Вы ее дергаете за ниточки.

Воспитатель: Да, я натягиваю ниточки и руки поднимаются. Хорошо, куклой мы можем управлять. А что помогает человеку поднимать руки, ноги, двигать туловищем, головой?

Дети: Мы сами, когда захотим, двигаем их.

Введение в тему

Воспитатель: Да, ребята, это мы даем разным частям тела задание согнуться, повернуться. Как вы думаете, а кто нам в этом помогает? (Ответы детей)

Дети: Мышцы.

Воспитатель: Правильно, помогают нам в этом мышцы. Они соединяют кости между собой и как резинка могут сокращаться и растягиваться.

Давайте разберемся, как они это делают? Попробуйте с силой согнуть руку. Что сжалось в комочек?

Дети: Мышцы.

Воспитатель: Да, это мышцы сократились. А сейчас выпрямите руку, что чувствуйте?

Дети: Мышцы расслабились, стали мягкими.

Воспитатель: Верно, это мышца сначала сократилась, сжалась в комочек, стала маленькой, а затем растянулась – стала длинной, расслабленной. Покажите мне еще раз Ваши «комочки». Ребята, а вы мне можете показать, где ваши уши, а стопы? (Дети показывают) А где у вас находятся мышцы?

Дети: Уши мы видим, стопу тоже, а мышцы не видим, они у нас внутри.

Основная часть

(Показ слайдов)

Воспитатель: Посмотрите, сколько мышц у человека, они расположены по всему телу человека: и спереди, и сзади?

Лицо человека тоже все покрыто мышцами. Если работают челюстные мышцы, то наша челюсть открывается и закрывается (Воспитатель предлагает открыть и закрыть рот).

Воспитатель: С помощью глазных мышц открываются и закрываются глаза. (Воспитатель предлагает открыть и закрыть глаза).

Воспитатель: Мимические мышцы помогают улыбаться и грустить (Воспитатель предлагает улыбнуться, загрустить, улыбнуться).

Воспитатель: Когда мы сгибаем руку – мышцы сокращаются, а когда рука разгибается – мышцы расслабляются.

Воспитатель: С помощью слайдов вы увидели, что мышцы находятся везде, но мы их не видим, а только чувствуем. Как вы думаете, для чего они покрывают кости?

Дети: Для того, чтобы мы могли двигаться.

Воспитатель: А еще для чего?

Дети: Чтобы было не больно, когда ударяешься.

Воспитатель: Правильно, мышцы защищают кости от повреждения. Мышцы мягкие, и поэтому при ударе становится не так больно. Потрогайте, пожалуйста, свои локти и колени. Что вы можете сказать?

Дети: Они жесткие и незащищены мышцами.

Воспитатель: Значит, они больше подвержены травмам. Что происходит, когда мы ими ударяемся?

Дети: Нам очень больно, мы можем их повредить.

Воспитатель: Скажите, а что нужно делать, чтобы защитить локти и колени?

Дети: Надо беречь колени: по полу надо ползать, аккуратно ставя колени, лучше ползать по ковру. На локти сильно не опираться, будет больно. Когда катаешься на роликах, коньках – надевать наколенники и налокотники.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Скажите, а любой человек может поднять, например, тяжелую гирю?

Дети: Нет, она тяжелая.

Воспитатель: А почему не каждый человек сможет это сделать?

Дети: Потому что нет сил, тренировки.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы мышцы были сильными?

Дети: Надо заниматься гимнастикой, тренироваться, накачивать мышцы.

Воспитатель: Да, мышцы крепнут, когда они хорошо работают, а когда бездельничают, делаются слабыми.

Если спортом заниматься

Постоянно много лет,

Значит, будут укрепляться

Наши мышцы и скелет!

Наше здоровье напрямую зависит от того, насколько крепкие наши мышцы. В народе говорят: «Движение – это жизнь, движение – это здоровье, движение – это сила».

Человек всегда должен быть сильным, ведь сила укрепляет здоровье человека. Предлагаю вам начать тренировать наши мышцы!

Воспитатель: Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Предлагаю сейчас нашим мальчикам отжаться от пола (Мальчики выходят на середину зала, отжимаются).

Воспитатель: Какие у вас крепкие мышцы: «Силушка по жилушкам огнем бежит!» А что вы делаете для того, чтобы ваши мышцы были сильными?

Дети: Делаем зарядку, выполняем упражнения, бегаем.

Воспитатель: А теперь я предлагаю мальчикам присесть на стулья, чтобы уступить место девочкам. Посмотрите на наших девочек! (Девочки берут ленты, встают врассыпную, выполняют под музыку танцевальные движения с ленточками)

Воспитатель: Спасибо, девочки, присоединяйтесь к мальчикам! (Девочки садятся на стульчики)

Воспитатель: Какой же можно сделать вывод?

Дети: Мышцы могут быть не только сильными, но и делать красивые движения.

Воспитатель: Да, еще мышцы могут делать плавные, красивые движения, которые мы выполняем чаще всего в танцах. Давайте мы это проверим.

Танец «Зажигай!»

(Дети остаются на местах)

Воспитатель: А что нужно делать, чтобы ноги крепли?

Дети: Больше бегать, прыгать, выполнять приседания… (Дети выполняют упражнения для укрепления мышц ног: бег на месте, приседания, прыжки на месте, ходьба на месте)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, с помощью которой мы проверим насколько ваши мышцы сильные и какие вы дружные

Проводится игра «Встань в паре»

Дети встают спиной друг к другу в паре, сцепляются в районе локтей и садятся на ковер, вытянув ноги вперед. По команде воспитателя пытаются, не расцепляя рук встать на ноги.

Воспитатель: Кто зарядкой занимается,

Тот здоровья набирается!

Действительно, такие упражнения делают сильными наши мышцы.

Еще мышцы бывают крупными и мелкими. Крупные мышцы – сильные, а мелкие – слабее. Подвигайте, пожалуйста, только пальцами. Как вы думаете, какие мышцы в наших кистях?

Давайте их потренируем.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Пальчиковая гимнастика  «Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,(сжимаем и разжимаем кулачки)

Пять хватальцев, пять держальцев. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Чтоб строгать и чтоб пилить,  (имитируем)

Чтобы брать и чтоб дарить. (имитируем)

Их не трудно сосчитать: (хлопаем)

Раз, два, три, четыре, пять! (считаем)

Воспитатель: Как вы думаете, нужно ли, чтобы мелкие мышцы были сильными, зачем это надо?

Дети: Мы не сможем долго рисовать, писать.

Воспитатель: Правильно, ведь нам приходится рисовать, мастерить что-нибудь, лепить, а если мышцы рук слабые, у нас не будет получаться поделка или рисунок. Да и руки будут сильно уставать.

Предлагаю вам присесть на стульчики. (Дети садятся)

Воспитатель: Мы с вами уже говорили, что мышцы располагаются по всему телу, есть у нас и глазные мышцы и эти мышцы надо тоже тренировать. Закройте глаза, а теперь откройте их. Не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, а теперь на экран, следите за движением предметов. (Проводится электронная гимнастика для глаз) 

Воспитатель: Что помогает нам двигать глазами? 

Дети: Мышцы 

Воспитатель: Правильно, молодцы. Мышцы позволяют нам прыгать, поворачиваться, размахивать руками, жмуриться, говорить, улыбаться, петь.

Послушайте стихотворение:

Мы без мышцы жить не можем. 

Мышцы спрятались под кожу.

Оплели скелет умело,

Составляют наше тело.

Ведь без мышцы руки наши.

Не поднимут ложку каши,

И без мышцы силачи.

Отдыхали б на печи.

Мышцы сердцем управляют,                                                                   

Биться сердцу помогают   

И у мышцы пищевода     

Повседневная работа   -        

Ты глотаешь,  а она           

Пищу отправлять должна,                          

И желудок, это точно,                                                   

Переварит её срочно.                                                          

Наш желудок – скороварка,    

Тут кипит всё, очень жарко.   

3.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, о чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: О мышцах.

Воспитатель: Да, мы сегодня много узнали о мышцах и не надо забывать, что их нужно постоянно тренировать, т.к. тренировка мышц делает человека сильным, ловким, поэтому он долго не устает от любой работы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам оценить наше занятие. А для этого взять по одному человечку со стола и если вам понравилось наше занятие, и вы узнали много нового, поместите своего человечка на доску, где спортивная площадка, а если не понравилось, и вам было не интересно, ничего нового вы не узнали, то посадите человечка на скамеечку грустить. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Я рада, что вы выбрали для своих человечков спортивную площадку. Спасибо за работу!

Длительность: 30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по физическому развитию в средней группе "Экскурсия по нашему городу."

Занятие предназначено для проведения в средней группе в спортивном зале....

конспект открытого занятия по физическому развитию квест-игра "В поисках сокровищ"

Занятие очень интересное и увлекательное. Дети очень любят загадки, сюрпризы и приключения. Педагогу всегда необходимо создавать сюрпризный момент в занятиях, играх.  И квест-игра помогает в этом...

Конспект открытого занятия по физическому развитию

Упражнять в ползании по скамейке на ладонях и ступнях, упражнять детей в ходьбе со сменой темпа движения...

Открытое занятие по физическому развитию в средней группе «Путешествие за здоровьем»

Укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности...

Открытое занятие по физическому развитию "Бабушкин сундук"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад № 7»Черняховск       Конспект ООД по физическому развитию с использованием...

Конспект открытого занятия по физическому развитию в средней группе "Дорога к солнцу".

Задачи: Способствовать развитию скорости, ловкости, гибкости,силы и т.д. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, чувства сострадания и взаимопомощи формировать умение действовать в команде...