Индивидуальная рабочая программа по обучению плаванию ребенка 5-7 с диагнозом ДЦП и детей с ОВЗ в рамках реализации инновационного проекта «Рука в руке»
рабочая программа (старшая группа)

Чубарова Елена Викторовна

Индивидуальна рабочая программа по обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется по образовательной области «Физического развитие». Образовательная деятельность  осуществляется в процессе организации детской двигательной активности: игровой, коммуникативной и трудовой и  сформирована  на основе программы «Обучение плаванию в детском саду» /под редакцией Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, а так же с учетом рекомендаций , отраженных в таких программах и методических пособиях как: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» А.А.Чеменева, Т.В.Столмакова  «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabochaya_programma_rebenka_ovz.docx84.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Индивидуальная рабочая программа по обучению плаванию ребенка 5-7  с диагнозом ДЦП и детей с ОВЗ в рамках реализации инновационного проекта

«Рука в руке»

Составила: инструктор по физической культуре

Чубарова Е.В.

Нижневартовск, 2023

Индивидуальна рабочая программа по обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется по образовательной области «Физического развитие». Образовательная деятельность  осуществляется в процессе организации детской двигательной активности: игровой, коммуникативной и трудовой и  сформирована  на основе программы «Обучение плаванию в детском саду» /под редакцией Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, а так же с учетом рекомендаций , отраженных в таких программах и методических пособиях как: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы» А.А.Чеменева, Т.В.Столмакова  «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста»

Цель индивидуальной программы – обучение плаванию детей, организация мероприятия с ребенком познавательного, развивающего  и оздоровительного характера направленных на улучшение состояния  здоровья ребенка. В индивидуальной программе учитываются поэтапный метод формирования плавательных навыков, на основе использования системы упражнений и игр. В процессе занятий ребенок приобретает новый социальный опыт – освоение водной среды и приобретение новых двигательных способностей:

  1. Уверенно и безбоязненно держаться на воде
  2. Расширить координационные способности и объединить их с дыханием  
  3. Эффективно использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья ребёнка
  4. Сформировать основу для дальнейшего обучения плаванию, привить интерес и любовь к воде

Задачи

Оздоровительные задачи:

  • Укрепление здоровья ребенка;
  • Формирование правленой осанки;
  • Совершенствование опорно-двигательного аппарата ребенка;
  • Повышать работоспособность детского организма, приобщение к ЗОЖ;

Образовательные задачи:

  • Формирование двигательных умений и навыков ребенка;
  • Знакомство с основными способами плавания;

Воспитательные задачи:

  • Воспитание двигательной культуры;
  • Воспитание нравственно-волевых качеств у ребенка (смелость, настойчивость, уверенность в себе)
  • Воспитывать заботу о своем здоровье.

Принципы и подходы к формированию индивидуальной программы

Основными принципами формирования индивидуальной программы являются:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка с ОВЗ
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
  • Принцип комплексно-тематического построения процесса обучения
  • Принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей и его физического развития на каждом этапе обучения
  • Принцип систематичность – индивидуальные занятия поводятся регулярно.
  • Принцип наглядности- предполагается использования ориентиров, наглядных пособий, образных выражений, показ и совместное выполнение отдельных упражнений;
  • Принцип доступности – необходимо постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности ребенка к обучению с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Принцип повторения – только в результате многократных повторений упражнений в воде и на суше помогут сформировать плавательные навыки у ребенка.

Методы обучения.  

  • Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказы, беседы, указания;
  • Наглядные: показ упражнения целиком, затем по частям.
  • Практические : многократное повторение движений по элементам, а за тем полностью, изучение элементов  плавания в игровой форме, выполнение контрастных движений.

 

Планируемые результаты для детей с ОВЗ

К концу года ребенок сможет:

  • Ходить сохраняя правильную осанку, направление и темп с учетом его индивидуальных особенностей развития;
  • Последовательно  выполнять ОРУ и понимать их оздоровительное значение;
  • Скользить по воде, выполняя задания;
  • Плавать при помощи круга и доски произвольно;
  • Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность
  • Брать дыхание без остановки движения
  • Пытается контролировать эмоциональное возбуждение  

Планируемые результаты для детей с ДЦП

  • Укрепление здоровья ребенка
  • Формирование гигиенических навыков
  • Освоение чувства опоры на воду – ребенок привыкает к ощущению, что вода помогает двигаться, поддерживает;
  • Овладение навыком погружения в воду и ориентировки под водой

При поведении занятий с ребенком с ОВЗ соблюдаются следующие правила безопасности:

  • Прежде чем приступить к занятиям с ребенком – необходимо установить контакт с ребенком при тесном взаимодействии с родителями;
  • Установление доверительных отношений с ребёнком устанавливается через игровую деятельность;
  • Занятия поводятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка и особенностей его заболевания;
  • Упражнения легко выполнимы и не сложнокоординированны;
  • Одно упражнение отрабатывается многократно в течении длительного времени с постепенным увеличением скорости и продолжительности выполнения;
  • Все занятия поводятся в виде игр, вызывающих положительные эмоции;
  • Среда должна быть доступна и безопасна для ребенка;
  • Инструктор всегда находится рядом с ребенком;
  • Внимательно следить за признаками усталости со стороны ребёнка и при необходимости дать ему возможность передохнуть во время занятия;
  • Не допускать переохлаждения. При выходе из бассейна необходимо обернуть ребенка полотенцем;
  • Температура воды должна быть теплой, от 28 градусов и выше;
  • Поверхность пола/ обходных дорожек не должна быть скользкой;
  • При необходимости использовать на занятии плавательные  вспомогательные средства

Календарно -  тематическое  планирование

Период

Содержание работы

Сентябрь - ноябрь

  • оценка физических возможностей ребенка
  • адаптация к воде
  • упражнения на ф/п
  • упражнения на контроль дыхания
  • осваивать пребывание в воде
  • формировать правильное горизонтальное положение тела в воде
  • закреплять навык правильного горизонтального положения тела
  • формировать навык правленого движения ног в воде
  • закреплять навык правленого движения ног в воде
  • познакомить с навыком ныряния в воду с задержкой дыхания
  • формировать навык  ныряния в воду с задержкой дыхания

Декабрь – февраль

  • закреплять  навык  ныряния в воду с задержкой дыхания
  • упражнения на освоение положения тела в воде
  • упражнения на релаксацию
  • познакомить с навыком выдоха в воду
  • формировать навык выдоха в воду
  • закреплять навык выдоха в воду
  • упражнения на отработку контролируемого дыхания
  • познакомить с навыком всплывания и лежания на воде
  • формировать навык  всплывания и лежания на воде
  • закреплять навык  всплывания и лежания на воде
  • упражнения на активацию нижних конечностей, мышц спины и пресса
  • упражнение на снятие спастического перенапряжения
  • упражнения на освоение плавания на спине
  • познакомить с навыком открывания глаз в воде
  • формировать навык  открывания глаз в воде
  • закреплять   навык  открывания глаз в воде
  • формировать навык движения ног с поддерживающими предметами

Март-май

  • закреплять  навык движения ног с поддерживающими предметами
  • упражнения на общее укрепление мышц
  • познакомить с навыком скольжения
  • формировать навык скольжения  
  • упражнения на проплывание без опоры
  • упражнения на отработку навыка дыхания   
  • проплывания без поддерживающих средств
  • упражнения на активацию нижних конечностей, мышц спины и пресса
  • упражнение на снятие спастического перенапряжения
  • познакомить с навыком скольжения на спине с помощью поддерживающих средств
  • формировать навык  скольжения на спине с помощью поддерживающих средств
  • закрепить навык скольжения
  • закреплять навык выдоха в воду
  • закреплять навык открывания глаз в воде
  • закреплять навык плавания на спине  с помощью поддерживающих средств
  • закрепить навык всплывания и лежания на спине

Игры на ознакомление со свойствами воды

Полоскание белья.

Цель игры.  Воспитание чувства опоры о воду во время гребка руками.

Описание. Ребенок  стоят лицом  преподавателю, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, прямые руки опущены вниз. По команде выполняет обеими руками одновременные и попеременные движения в разных направлениях из стороны в сторону, вперед-назад, вверх-вниз, как бы занимаясь «полосканием белья».

Методические указания.  Преподаватель в обязательном порядке дает ребенку задание каждое упражнение выполнить поочередно сначала расслабленными, а затем напряженными руками. Это позволяет почувствовать, что опираться и отталкиваться от воды можно только ладонью напряженной руки

Достань игрушку.

Цель игры.  Показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду; не бояться погрузиться в воду с головой.

Описание. Ребенок  стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу: «Достань игрушку» - ребенок  идет, смотрит на дно через воду, отыскивает игрушки, достает их со дна и приносят их преподавателю.

Правила.    Начинать движения по сигналу, доставать по одной игрушке. Методические указания.  Вначале опускать игрушки на мелко месте, при повторении игры – на более глубоком. Подбадривать ребенка, помогать.

Сядь на дно.

Цель игры.  Дальнейшее освоение с водой, совершенствование навыков погружения в воду с головой.

Описание. Ребенок  стоит  с тренером  лицом друг к другу держа его за руки . По команде ребенок должен сесть на дно: при этом голова скрывается в воде.

Методические указания.  Обязательно похвалить ребенка, если у него это получается выполнить.

Лодочки.

Цель игры.  Ознакомление с сопротивлениями воды. Воспитание умения самостоятельно передвигаться в различных направлениях.

Описание. По первому условному сигналу преподавателя «лодочки» расплываются в разных направлениях, их «разогнал» ветер. По второму сигналу «раз, два, три – вот на место встали мы» играющий спешит занять свое место у условного причала.

Методические указания.  В зависимости от подготовленности ребенка и условий для проведения, игра может разыгрываться в быстром и медленном темпе. Ребёнок передвигаются вперед спиной, помогая себе гребками рук, выполняемыми поочередно и одновременно.

Умывание.

Цель игры.  Знакомить ребенка со свойствами воды; подготавливать к открыванию глаза в воде.

Описание. Ребенок  стоит лицом к преподавателю и по его сигналу «умываются», зачерпнув ладонями воду, брызгает ее себе на лицо.

Методические указания.  Когда вода стекает по лицу, ни в коем случае не надо закрывать глаза. Преподаватель дает указания: «Кто «умывается», смотрят на меня».

Поймай рыбку (лодочку).

Цель игры.  Учить двигаться в воде, преодолевая ее сопротивление.

Описание. Ребенок  стоят у бортика по одной стороне бассейна. Преподаватель пускает пластиковые рыбки (лодочки) и предлагает их поймать. Затем ребенок отдает рыбок преподавателю, и игра повторяется.

Правила.    Можно ловить только по одной рыбке (лодочке).

Методические указания.  На начальном этапе не нужно торопить ребенка.

Поймай воду.

Цель игры.  Научить ребенка  сжимать пальцы рук, делать «ложечку».

Описание. Ребенок  около бортика . По команде: «Поймай воду!» -он  вытягивает руки вперед, опускают их в воду, соединяет под водой кисти рук, сжимает пальцы. Зачерпнув воду. Поднимает руки над поверхностью. Инструктор проверяет наличие воды в руках.

Методические указания.  Если вода течет из рук, инструктор говорит: «Ой, как ложечки дырявые! Ну-ка зачерпни водичку еще раз».

Игры с выдохом в воду

Капитан.

Цель игры.  Учить чередовать длинный плавный и сильный выдох.

Описание.  Ребенок стоит  около бортика. Преподаватель предлагает прокатиться на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик плыл, нужно на него дуть, не торопясь (сложив губы, как для звука «Ф»). Кораблики при этом двигаются плавно. Но вот подул сильный ветер, (губы складываются, как при звуке «П»; можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек) – и кораблик поплыл быстро.

Методические указания.  Преподаватель стоит рядом с ребенком, произносить текст нужно медленно, четко, привлекая к этому ребенка .

Гудок.

Цель игры.  Обучение погружению и выдоху в воду.

Описание. По сигналу ребенок погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком: «У-у-у» (гудок паровоза). По окончании выдоха можно сесть на дно.

Методические указания.  Преподаватель контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в оду. Во время погружения нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.

Насос.

Цель игры.  Учить погружаться под воду, открывать глаза под водой. Учить делать глубокий вдох над водой и продолжительный выдох в воду.

Описание. Тренер и ребенок стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Приседают по очереди, погружаясь под воду с головой. Ребенок, находящийся под водой следит за своим напарником: как только он начинает опускаться в воду, сидящий под водой поднимается; и наоборот, стоящий в воде погружается в воду после того, как поднимается его напарник.

Правила.  Участники игры  должны подниматься и опускаться непрерывно в медленном темпе.

Методические указания.  Инструктор напоминает, что перед погружением нужно сделать глубокий вдох, а в воде – продолжительный выдох.

До пяти...

Цель игры. Дальнейшее освоение с водой. Пребывание более длительного времени под водой. Учить выполнять выдох в воду.

Описание. По команде инструктора ребёнок  делает глубокий вдох и погружаются под воду. Инструктор громко считает до пяти, хлопая в ладоши.

Правила. Погружаться под воду нужно точно по команде инструктора. Методические указания.  После того, как ребенок  выпрямятся и появятся над водой, дать   указание не вытирать руками глаза и лицо.

Игры и упражнения обучающие скольжению

Сердитая рыбка.

Цель игры.  Учить передвигаться в воде известными им способами плавания, менять направление, быстроту движения.

Описание. Преподаватель или ребенок изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика. Один из участников тихонько подходит к «Рыбке», а она в это время говорит:

Сердитая рыбка тихо лежит,

Сердитая рыбка, наверное, спит.

Подойдем мы к ней разбудим

И посмотрим, что же будет.                                                                        

               «Рыбка» начинает догонять, ребенок  плывет удобным способом, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.

Правила.    Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая или уплывая  от сердитой рыбки,

Методические указания.  Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за ребенком. Надо дать   возможность «убежать» на свое место. При многократном повторении можно догонять ребенка.

 

Лодочки плывут.

Цель игры.  Учить двигаться в воде в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.

Описание. Ребенок  становятся вдоль одной из сторон бассейна. Преподаватель показывает яркие мячи, затем бросает их в воду и предлагает их   поймать. Ребенок плывет за мячами, ловят их и приносят преподавателю. Игра повторяется.

Правила.    Начинать «ловить» мячи нужно по сигналу преподавателя. Методические указания.  Мячи не следует разбрасывать слишком далеко от ребенка. При необходимости осуществить страховку. Можно использовать для игры другие надувные игрушки.

Крокодилы на охоте.

Цель игры.  Освоение горизонтального положения, движения ногами, развитие ориентировки в воде.

Описание.. Из положения «упор лежа» ребенок передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные (или по желанию) движения ногами.

Методические указания.  Разрешается и даже поощряется передвижение в воде с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).

Стрела.

Цель игры.  Учить принимать безопасное положение на воде и скользить по ней.

Описание. Ребенок  стоят в воде, поднимают руки вверх, вытягивая их как стрелу (одна ладонь лежит на другой).

Полечу я высоко, полечу я далеко,

Хорошо быть стрелой -  

Вот такой!

Присаживается и наклоняются над водой. Опускает голову в воду, отталкиваются от дна и скользят по воде.

Методические указания.  По желанию ребенок могут взять нарукавники,  ,доску для плавания нудолс…. На начальном этапе лицо в воду можно не опускать.

Догоните меня.

Цель игры.  Учить   передвигаться по бассейну в разных направлениях знакомыми   способами, преодолевая сопротивление воды.

Описание. Ребенок  стоят вместе с инструктором у бортика  инструктор отходит от   и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает ребенка, подбадривая его, если он  испытывает затруднения.

Методические указания. Первое время инструктор не должен быстро передвигаться по бассейну и далеко отходить от ребенка, пока он  не освоиться в воде. При многократном повторении игры инструктор может предложить   убегать, а сам будет догонять их. При этом не следует торопиться. Надо давать ребенку возможность спокойно добираться до своего места.

Я плыву.

Цель игры. Учить принимать горизонтальное положение тела в воде.

Ход игры. Ребенок    шагом передвигаются вдоль стенок бассейна. По сигналу поворачиваются лицом к середине бассейна, старается оторвать ноги от дна и изобразить плавание на груди. По следующему сигналу возвращается на свои места и продолжают продвижение вдоль стенок бассейна.

Объясняя игру, инструктор показывает, какими способами следует достигать горизонтального положения тела в воде. Но эти способы нельзя ребенку навязывать, сковывать его изобретательность.

Буксир

Цель игры.  Учить лежать на воде.

Ход игры. Ребенок ложится на воду на грудь или спину. Тренер удерживает его за руки и продвигается спиной вперед – выполняет "буксировку".  

Можно использовать шест или палку, выполнять разные варианты поддержки.

Звездочка.

Цель игры. Формировать умение удерживать тело в горизонтальном положении на воде.

Ход игры. Ребенок делает глубокий вдох и, задержав дыхание, ложится на воду на грудь или на спину (все тело должно лежать на поверхности). Руки и ноги разводит в стороны. Продолжительность упражнения оговаривается заранее.

Попробуй-ка.

Задача. Учить лежать на воде.

Ход игры. ребенок, лежа на груди или на спине, не спеша, сводят и разводят ноги.

Поплавок.

Цель игры. Учить всплывать на поверхность воды.

Ход игры. Ребенок  делает глубокий вдох, погружаются в воду с головой, приседает, группируется, плотно обхватив руками ноги, и в таком положении всплывают.

Усложнение. Кто продержится в воде дольше? Педагог ведет счет.

План взаимодействия с родителями

Месяц

Наименование мероприятия

Форма проведения

Октябрь

Учим правильно  ребенка плавать

Занятие с участием родителя

Декабрь

«Физические упражнения, как средство профилактики нарушений осанки»

Консультация

Февраль

За здоровьем – босиком

Индивидуальная консультация

Апрель

Я плыву

Занятие с участием родителя

Мониторинг

Объект мониторинга

Формы и методы мониторинга

Периодичность поведения мониторинга

Длительность проведения мониторинга

Сроки проведения мониторинга

Индивидуальные достижения ребенка

наблюдение

2 раза

1-2 занятия

В начале и в конце курса занятий

 

Упражнения для выявления подготовленности детей к плаванию

Водобоязнь: ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно ведет себя в воде.

Погружение в воду с выдохом: стоя в воде , сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, сделать выдох.

Упражнение «звездочка»:  стоя в воде , сделать вдох, лечь на грудь, всплыть на поверхность воды, руки развести в перед в сторону, ноги в стороны, голова опущена в  воду. Лежать более 5 секунд.

Плавание любым способом: стоя в воде, сделать вдох, оттолкнуться ногами от бортика  и проплыть любым способом  без остановки 5-6 метров

Движение ног- вверх-вниз «Фонтан» : Стоя спиной к бортику, держась руками за поручень, приподнять ноги вверх и работать прямыми ногами вверх-вниз образуя брызги.

Плавание ногами способом кроль: стоя спиной к бортику , в руках плавательная доска  или без доски, сделать вдох, оттолкнуться ногами от бортика и скользить 2 сек потом начать работать ногами способом кроль. Проплыть 3-6 метров.

 Уровни усвоения упражнений.

Н –низкий:

Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора-на суше и вводе.

С – средний:

Ребенок владеет основными элементами техники большинства  движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.

В – высокий:

Ребенок проявляет интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и вводе.  

Таблица умений для ребенка с ОВЗ

Форма проявления дидактической задачи

Первое занятие

Последнее занятие

Контакт с тренером

Есть /нет

Есть /нет

В раздевалке

помощь

помощь

Вход, выход в воду

помощь

помощь

Стойка на дне

помощь

Помощь/поддержка

Захват твердой опоры

Есть /нет

Есть /нет

Состояние тревожности/ боязнь воды

Есть /нет

Есть /нет

Информационно-методическое обеспечение индивидуальной программы

Оборудование и инвентарь для зала «сухого плавания»

  • Гимнастические скамейки;
  • Складные маты;
  • «дорожки  здоровья» из разнообразных ковриков, массажных дорожек;
  • Гимнастические палки;
  • Теннисные шарики, листочки, ватные шарики для обучения выдоху;
  • Обручи
  • Наглядные пособия, карточки –схемы
  • Часы

Оборудование, постоянные ориентиры и инвентарь для бассейна

  • Калабашки
  • Мячики-ежики
  • Корзины для мячей
  • Флажки
  • Плавательные доски
  • Резиновые надувные круги
  • Нарукавники
  • Очки для плавания
  • Аквагантели
  • Надувные игрушки
  • Игрушки с  разной плавучестью

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  2. Е.К. Воронова  Программа обучения плаванию в детском саду.  СПб.: 2003
  3. М.В. Рыбак, Занятия в бассейне с дошкольниками, М:2012
  4. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина  Обучение плаванию в детском саду. М.: 1991
  5. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко  Здоровячок: система оздоровления дошкольников.  Воронеж, 2007
  6. Момчилова А. Влияние занятий плаванием в детском саду на состояние здоровья дошкольников /.//Инструктор по физкультуре 2009 №4
  7. Афанасьев В.З  Игры в обучении плаванию /.: М., 1993.
  8. Вареник Е.Н: Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/. М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Настоящая рабочая программа является компонентом 2 части основной образовательной программы МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» формируемой участниками образовательного процесса и разра...

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста Образовательная область «Физическая культура»

Программа разработана на осно учебно методического пособия А.А. Чеменова, Сталмоковой Т.В. "Система обучения плавания в дОУ"...

Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».

Рабочая программа  по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...

Рабочая программа по обучению плаванию детей в ДОУ для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса соответствует ФГОС ДО, рабочая программа по обучению плаванию в ДОУ составлена на основе основной образовательной программы дошкольног...

Статья «Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок»»

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, ниж...

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Содержание образовательной деятельности по направлению физического развития детей дошкольного возраста (обучение плаванию)....