Консультация для воспитателей. Организация и планирование прогулок с дошкольниками в зимний период.
консультация

Карасева Ирина Леонидовна

В настоящее время одной из наиболее важных проблем детства является

состояние здоровья детей.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – главные цели педагогов дошкольного учреждения. 

Чистый воздух – залог здоровья. Одним из элементов закаливания  является прогулка на свежем воздухе в зимний период. Прогулка доставляет радость детворе, способствует повышению выносливости детского организма, его устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. 

Свежий воздух – весомый фактор, который закаляет, положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка и тонус его нервной системы, улучшает аппетит; в крови повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина.

Кроме пользы для здоровья, ребёнок получает множество новых впечатлений от знакомства с зимней природой.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки в зимнее время года помогают осуществлять задачи всестороннего развития  и организации разнообразной деятельности детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._organizatsiya_progulok_zimoy._27.11.17_.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Организация

и планирование прогулок

с дошкольниками

в зимний период.


                                                 Подготовила:  воспитатель

                                                                                 Карасева И.Л.

                                                            2024

В настоящее время одной из наиболее важных проблем детства является состояние здоровья детей.

Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – главные цели педагогов дошкольного учреждения. 

Чистый воздух – залог здоровья. Одним из элементов закаливания  является прогулка на свежем воздухе в зимний период. Прогулка доставляет радость детворе, способствует повышению выносливости детского организма, его устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. 

Свежий воздух – весомый фактор, который закаляет, положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка и тонус его нервной системы, улучшает аппетит; в крови повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина.

Кроме пользы для здоровья, ребёнок получает множество новых впечатлений от знакомства с зимней природой.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки в зимнее время года помогают осуществлять задачи всестороннего развития  и организации разнообразной деятельности детей.

Итак, систематизируем  имеющиеся  знания об организации прогулок

в зимнее время.

1.Составные части прогулки: 

1. Наблюдение;
2. Трудовая деятельность;
3. Игровая деятельность (подвижные игры);
4. Индивидуальная работа;
5. Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

  • предшествующей деятельности детей

   (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале

   прогулки провести наблюдение, после занятий по познанию и

   коммуникации — подвижные игры).

  • от времени года

   (в холодный период времени предусматривается проведение игр с

   большой подвижностью детей).

  • от индивидуально-возрастных особенностей детей

    (в младшем возрасте  целесообразнее начать прогулку с наблюдения,

    в старшем – с игры и т.д.)

  • от познавательных интересов детей.

 Наблюдения.  

Рекомендуется указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения, и с кем оно проводится:

  • наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными

и хвойными, кустарниками и т.д.);

  • наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
  • наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).

Трудовая деятельность.

Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), можно указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. 

Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В прогулку нужно  включать игры :

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств.

В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого, организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • сюжетные подвижные игры
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующей проводимой образовательной деятельности, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя). В каждой группе необходимо иметь картотеки считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет.

Индивидуальная работа. 

Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Самостоятельная деятельность детей.

Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала.

Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

2. Температурный режим.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить

при температуре воздуха не ниже —15° и скорости ветра не более 15 м/с.

С детьми 5-7 лет — не ниже –20° и скорости ветра не более 15 м/с.

При температуре воздуха ниже –15 ° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

3. При оформлении территории  детского сада большое значение придаётся безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности построек. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Педагоги могут украсить веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками разнообразной конфигурации, упаковками от новогодних подарков, на ветки деревьев прикрепляют вертушки, султанчики, снежинки, шумовые инструменты из бросового материала. Снежные постройки воспитатели украшают орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, тканью, используют бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче.

Всё это способствует развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

В то же время, чтобы разнообразить движения детей на прогулке, на каждом групповом участке можно изготовить  следующие группы снежных фигур:

Первая группа – фигуры для закрепления навыков равновесия.
Вторая группа –
фигуры для прыжков, перешагивания.
Третья группа –
фигуры для упражнений в метании.
Четвёртая группа – фигуры для подлезания.
Пятая группа -
горки для скатывания.

4. Большое значение необходимо придавать  профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся следующих требований:

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.
Во 2 младшей группе – высота 80-90см.
В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.
В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом

5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Ещё одно важное направление – это работа с родителями. 

Исходя из проблем группы, запросов родителей, в приемных ДОУ на информационных стендах размещаем консультации, памятки, буклеты следующего содержания: «Прогулки зимой», « Как одеть ребенка при разных температурных режимах», «Как закаляться», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?».

Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм работы в данном направлении. В рубрике: «Советуем прочитать» можно организовать  подборку художественной литературы на зимнюю тематику: сказки, рассказы о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме

и т.д.


Используемая литература:

Рунова М.А. Характеристика модели оптимально двигательного режима. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №12.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001.

Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет.сада.

- М.: Просвещение, 1992.

Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей"

Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе Воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь представляются...

Консультация для воспитателей «Активизация двигательной активности детей в зимний период»

Материал предназначен для воспитателей ДОУ. Содержит особенности организации двигательной деятельности детей в зимний период....

Консультация для воспитателей "Социально-личностное развитие дошкольников в летний период".

"Социально-личностное развитие дошкольников в летний период"....

Консультация для воспитателей: Методика организации прогулки в осенне-зимний период

Оисание организации прогулки дошкольников осенне-зимний период:- режим длительности проведения прогулок на улице;- оборудование участк в осенне-зимний период;- подготовка детей к прогулке;- составные ...

Консультация для воспитателей. Методика организации прогулки в осенне-зимний период.

Консультация для воспитателей.  Методика организации прогулки в осенне-зимний период....

Консультация для воспитателей "Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни"

Правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взросло...

Консультация для воспитателей «Оздоровительная работа с дошкольниками в летний период».

Консультация для воспитателей«Оздоровительная работа с дошкольникамив летний период».Цель:Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоциональ...