Педагогика.
проект

Культурно-гигиенические навыки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.g.n.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей .

Красноярск 2024

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..        3

1.Пояснительная записка…………………………………………………………4

2.Содержание и реализация  проекта....................................................................8

Заключение        …………………………..13

Литература        …………………………...15

Приложения        ………………………..…16

        

ВВЕДЕНИЕ

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. 
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. 

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

 Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.  

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. 

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

В  возрасте  4 – 5 лет  совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшей группе. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, аккуратно вешают и складывают вещи, моют руки по мере загрязнения, едят, пользуясь ложкой и вилкой.

Большое внимание уделяется формированию исполнительности, умения доводить начатое до конца. Эти задачи решаются при использовании игровых приемов, систематическом напоминании и контроле за действиями детей.

В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи.

Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании. Но одновременно следует помнить, что прием объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место. На конкретных примерах надо учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

В своей деятельности  я разработала проект:  «Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей «.

Цель проекта: формирование культурно–гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста через использование художественной литературы и дидактических игр.

Задачи проекта:

1. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;

2. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком;

3. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи, самостоятельного умывания, мытья руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Объект исследования: процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-7 лет.

Предмет исследования: организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Участники проекта: дети, воспитатель и родители.

Длительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой;
  2. С помощью взрослого приводят себя в порядок;
  3. Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой);
  4. Во время еды дети должны правильно пользоваться столовыми приборами;
  5. При небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.


 

СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

 

Этапы работы

Виды деятельности

Подготовительный

- определение целей, задач;

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Основной

- ознакомление детей с художественной литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− работа с родителя (разработка рекомендаций );

− проведение занятий;

− прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

- составление картотеки дидактических игр;

- составление анкет для родителей.

Заключительный

анализ результатов проекта (мониторинг)

План работы

Дата

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Пн.

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

Воспитатель

Родители

Вт.

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед

Воспитатель

Ср.

Подбор репродукций художественных картин на данную тематику

Воспитатель

Чт.

Организация развивающей среды в группе

Воспитатель

Родители

Основной этап

Пт.

  1. Беседы:«Чтобы быть здоровым». «Сохраним своё здоровье». «Как нужно ухаживать за собой».
  2. Оформление стенда «возрастные особенности детей 3-7 лет».:

Воспитатель

Дети

Пн.

  1. Изготовление картотеки  и дидактических игр.
  2. Одевание и раздевание: Д/и «поучим зайку застёгивать пуговицы», «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик». .
  3. Анкетирование «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок?»

Воспитатель

Дети

Родители

Вт.

  1. Питание: Беседа «Поведение за столом». Презентация «Чайная ложка».
  2. Игровая презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом».
  3. Умывание: Упражнение «Мы правильно моем руки». Беседа и упражнение «В гостях у Мойдодыра». Упражнение «Аккуратная прическа».
  4. Чтение Г. Зайцев «Дружи с водой».

Воспитатель

Дети

Ср.

  1. Одевание и раздевание: Игровая ситуация «Что мы умеем», Игровая ситуация «Научим Машу-растеряшу убирать вещи». «Мы весёлые кружки!
  2. Изготовление д/и «Перемешанные картинки».
  3. Д/и «Накроем на стол». «Как я умею аккуратно кушать. »
  4. Умывание: Игровая ситуация «Купание кукол», «Сделаем Леночке новую причёску»
  5. Д/И «Что нужно кукле?»

Воспитатель

Дети

Чт.

  1. Изготовление алгоритма умывания совместно с детьми.
  2. Умывание с использованием потешек.: Практическое упражнение «Земляничное мыло». Игра: «Мыльные перчатки. Пузырики»

  1. Питание: Дид. упражнение «Расскажем Катюшке, как правильно надо кушать». С. Капутикян «Пожалейте нас». Умывание: Э. Успенский «Мальчик стричься не желает». Александрова «Купание». Г. Зайцев «Дружи с водой».Э. Мошковская «Уши».
  2. Д/И «Чистоплотные дети»

Воспитатель

Дети

Заключительный этап

Пт.

  1. Мониторинг «Культурно-гигиенические навыки у детей  дошкольного возраста»

Воспитатель

Дети

Родители

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К первоочередным задачам воспитания  ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

В процессе моей  работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи . Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

        

ЛИТЕРАТУРА

1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]:

популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ

классик, 200.–С. 114-118.

2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96

3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей,

родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М:

«Просвещение», 2002. С. 52–55.

4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

5. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.

7. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.

8. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст]: методическое пособие / С. С. Прищепа. – М. :ТЦ «Сфера», 2009.–89-90с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры на гигиенические навыки

«Перемешанные картинки»

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

«Чистоплотные дети»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

«Что нужно кукле!»

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка
встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

«Что ты можешь о них сказать!»

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Даша, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Настя, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д

Анкетирование «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок?»

Уважаемые родители, просим ВАС ответить на вопросы, которые помогут нам в работе с вашими детьми! Благодарим за сотрудничество!!!

1. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться столовой ложкой?

да

иногда

нет

другое___

2. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться чайной ложкой?

да

иногда

нет

другое___

3. Крошит ли Ваш ребенок хлеб, когда кушает?

да

иногда

нет

другое___

4. Ваш ребенок пережевывает пищу с закрытым ртом?

да

иногда

нет

другое___

5. Ваш ребенок разговаривает во время еды?

да

иногда

нет

другое___

6. Ваш ребенок говорит после еды «спасибо»?

да

иногда

нет

другое___

7. Ваш ребенок умеет самостоятельно мыть руки и лицо?

да

иногда

нет

другое___

8. Ваш ребенок умеет пользоваться полотенцем?

да

иногда

нет

другое___

9. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться расческой?

да

иногда

нет

другое___

10. Умеет ли Ваш ребенок расстегивать и застегивать пуговицы?

да

иногда

нет

другое___

11. Умеет ли Ваш ребенок самостоятельно раздеваться?

да

иногда

нет

другое___

12. Умеет ли Ваш ребенок аккуратно повесить свою одежду?

да

иногда

нет

другое___

Мониторинг «Культурно-гигиенические навыки у детей  дошкольного возраста»

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки) ;

3. Аккуратно повесить;

4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5. Снять обувь;

6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье) ;

7. Надеть в обратной последовательности.

Оценка

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:

правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла;

действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла;

неумение выполнять действие – 1 балл.

Наибольшее количество баллов, которое мог набрать ребенок по каждому критерию - 21.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (62- 40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...