Программа по здоровьесбережению в подготовительной группе №5 "Звездочки"-"Растем здоровыми!"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Программа по здоровьесбережению в подготовительной группе №5 «Звездочки» - «Растем здоровыми!»
Перфильева М.Н.
г. Санкт – Петербург
2024
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Цели и задачи программы………………………………………………………...4
Принцип системы работы по здоровьесбережению воспитанников…………..5
Работа с родителями……………………………………………………………....7
Содержание и реализация программы…………………………………………..9
Литература……………………………………………………………………….10
Приложения……………………………………………………………………...11
Пояснительная записка.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей. В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Цели и задачи программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей внимательного отношения к здоровью.
Основные задачи:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
Принцип системы работы по здоровьесбережению воспитанников.
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа должна осуществляться на основе следующих направлений:
1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний.
С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности.
4) Оздоровительного – направлено на устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления, организация и проведение комплекса мероприятий по физкультуре, проведения индивидуальных занятий.
Известно, что здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье дошкольников есть у родителей, дошкольных учреждениях, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье.
Критериями представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются:
- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом;
- помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни;
- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здорового поколение, то должны решать эту проблему вместе, семья, детский сад, общественность.
Задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
5. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
1. Консультации для родителей (по запросу родителей).
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам вновь прибывших воспитанников.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольногообразовательного учреждения;
2. Улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
3. Успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ;
4. Активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье;
5. Снижение количества, наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;
6. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию;
7. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Содержание и реализация программы.
№ | Содержание | Место проведения | Время в режиме дня, длительность, частота | Ответственный |
1 | Ходьба по массажным коврикам, дорожкам здоровья. | Групповая комната | Ежедневно после дневного сна. | Воспитатели |
2 | Полоскание горла | Умывальная комната | После обеда, 2 мин. | Воспитатели |
3 | Дыхательная гимнастика в центре с фитонцидами | Групповая комната | Ежедневно, во второй половине дня, 10 мин. Пн. -лимон Вт. -лук Ср. – имбирь Чт. -чеснок Пт. – растение хлорофитум. | Воспитатели |
4 | Оздоровительный бег | Улица | 2 раза в неделю, 10 мин, в конце прогулки. Вт. и Пт. | Воспитатели |
Литература:
1. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007
2. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
3. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
4. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
Приложение 1.
Методики проведения закаливающих мероприятий.
1. Методика закаливания носоглотки (Авторы Белостоцкая Е.М. и др.). Адаптировано к условиям ГБДОУ. Для её закаливания надо использовать следующие приёмы: Полоскание горла водой. Начинать следует с воды комнатной температуры, снижая через каждые 10 дней её температуру на 1 – 2гр, в конце курса. Ослабленным детям полоскания можно начинать водой с t 36 – 37гр. С последующим снижением каждые 3 – 4 дня на 1 – 2 гр. вплоть до 8 – 10 гр. Объём – не менее 100 грамм (полстакана), полоскательные движения должны быть продолжительными (своеобразная гимнастика для миндалин). В дошкольном учреждении полоскания целесообразно проводить – после завтрака и после обеда, совмещая гигиеническую процедуру с закаливанием.
2. Методика проведения оздоровительного бега.
Оздоровительные пробежки проводим 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки. При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг. Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга. Оздоровительный бег заканчиваем постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты).
3. Методика проведения дыхательной гимнастики в центре с фитонцидами.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:
- перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его;
- упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
- перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться;
- дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи.
Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час.
Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
.
Приложение 2.
Лист здоровья воспитанников подготовительной группы №5 «Звездочки».
№ | Фамилия имя ребенка | Дата рождения | Группа здоровья | Рост | Вес | Закаливание |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Комплексы дыхательных упражнений, рекомендуемые для занятий в центре фитоцидотерапии.
1.«Трубач» И.п. — о.с.Имитация игры на трубе с произношением разных звуков на выдохе («м-м-м», «ля-ля –ля», «ш-ш-ш», «бум-бум-бум», «динь-динь») 1,5 —2 минуты. Можно организовать оркестр.
2. «Ходим на лыжах». И.п. — о.с, ноги в коленях слегка согнуты,, одна нога впереди. Имитация ходьбы на лыжах. Активные движения руками в плечевых суставах с одновременным выполнением полуприседания и сильным выдохом с произношением слов «шух-шух-шух» (5 — 8 раз). Постепенно увеличивая амплитуду движения и силу выдоха.
3. «Охотник». И.п. — в ходьбе. На два шага вдох через нос, на выдохе за-медлить шаг, наклониться вперед и произнести «тих-х-х-хо» (3 раза).
4. «Погреемся». И.п. — о.с, руки в стороны на уровне плеч. Вдох через нос — живот выпятить как можно больше (диафрагмальное дыхание); обхватить себя за плечи, похлопать по лопаткам — резкий выдох через рот (5 — 6 раз). Постепенно увеличивать продолжительность выдоха и похлопываний. Добавить на выдохе наклоны вниз.
5.«Прыжки». И.п. — о.с. Присесть, грудную клетку прижать к коленям — выдох; резко подпрыгнуть вверх, ногу поставить на пятку — вдох. То же другой ногой (5 — 6 раз). На выдохе сильней прижиматься к коленям.
6. "Каша кипит». И.п. — о.с, руки на грудной клетке и животе. На выдохе живот выпятить вперед, на вдохе втянуть живот и сильно выговорить звук «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).
7. «Принюхаемся». И.п. — о.с. Выполнять прерывистый вдох через нос — «принюхаемся», затем протяжный выдох через нос. Выдох выполнять как можно дольше (5 — 6 раз).
8.«Щенок хочет с нами поиграть». И. п. – о. с. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».
9. «Ароматы природы» И.п. — о.с. После выдоха закрыть глаза, медленно втягивать воздух. Делаться попытка уловить тончайшие ароматы природы. Ребенок добивается ощущение, что он дышит не только носом, но и всем телом (4 раза в медленном темпе).
10. «Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 – 12 раз.
11.«Трубачи»
Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз.
12.«Помаши крыльями, как петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 – 6 раз.
13. «Каша кипит»
Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и
набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот –
выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.
14. «Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6 – 8 раз.
15. «На турнике»
Стоя, ноги вместе, гимнастическую пачку держать в обеих руках перед собой. Поднять пачку вверх, подняться на носки – вдох, пачку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.
16. «Регулировщик»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4 – 5 раз.
17. «Летят мячи»
Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5 – 6 раз.
18. «Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у- х-х-х-х». Повторить 4 – 5 раз.
19. «Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».
Повторять 1,5 – 2 минуты.
20. «Маятник»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3 – 4 наклона в каждую сторону.
21. «Гуси летят»
Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1 – 2 минуты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu_v_podgot._gruppe_perfileva_m_n.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Программа по здоровьесбережению в подготовительной группе №5 «Звездочки» - «Растем здоровыми!»
Перфильева М.Н.
г. Санкт – Петербург
2024
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Цели и задачи программы………………………………………………………...4
Принцип системы работы по здоровьесбережению воспитанников…………..5
Работа с родителями……………………………………………………………....7
Содержание и реализация программы…………………………………………..9
Литература……………………………………………………………………….10
Приложения……………………………………………………………………...11
Пояснительная записка.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей. В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
Цели и задачи программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей внимательного отношения к здоровью.
Основные задачи:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
Принцип системы работы по здоровьесбережению воспитанников.
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа должна осуществляться на основе следующих направлений:
1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний.
С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности.
4) Оздоровительного – направлено на устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления, организация и проведение комплекса мероприятий по физкультуре, проведения индивидуальных занятий.
Известно, что здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье дошкольников есть у родителей, дошкольных учреждениях, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье.
Критериями представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются:
- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом;
- помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни;
- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здорового поколение, то должны решать эту проблему вместе, семья, детский сад, общественность.
Задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
5. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
1. Консультации для родителей (по запросу родителей).
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам вновь прибывших воспитанников.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения;
- Улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
- Успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ;
- Активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье;
- Снижение количества, наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию;
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Содержание и реализация программы.
№ | Содержание | Место проведения | Время в режиме дня, длительность, частота | Ответственный |
1 | Ходьба по массажным коврикам, дорожкам здоровья. | Групповая комната | Ежедневно после дневного сна. | Воспитатели |
2 | Полоскание горла | Умывальная комната | После обеда, 2 мин. | Воспитатели |
3 | Дыхательная гимнастика в центре с фитонцидами | Групповая комната | Ежедневно, во второй половине дня, 10 мин. Пн. -лимон Вт. -лук Ср. – имбирь Чт. -чеснок Пт. – растение хлорофитум. | Воспитатели |
4 | Оздоровительный бег | Улица | 2 раза в неделю, 10 мин, в конце прогулки. Вт. и Пт. | Воспитатели |
Литература:
- Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.:
ТЦ Сфера,2007 - Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
- Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
- Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
Приложение 1.
Методики проведения закаливающих мероприятий.
1. Методика закаливания носоглотки (Авторы Белостоцкая Е.М. и др.). Адаптировано к условиям ГБДОУ. Для её закаливания надо использовать следующие приёмы: Полоскание горла водой. Начинать следует с воды комнатной температуры, снижая через каждые 10 дней её температуру на 1 – 2гр, в конце курса. Ослабленным детям полоскания можно начинать водой с t 36 – 37гр. С последующим снижением каждые 3 – 4 дня на 1 – 2 гр. вплоть до 8 – 10 гр. Объём – не менее 100 грамм (полстакана), полоскательные движения должны быть продолжительными (своеобразная гимнастика для миндалин). В дошкольном учреждении полоскания целесообразно проводить – после завтрака и после обеда, совмещая гигиеническую процедуру с закаливанием.
2. Методика проведения оздоровительного бега.
Оздоровительные пробежки проводим 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки. При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг. Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга. Оздоровительный бег заканчиваем постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты).
3. Методика проведения дыхательной гимнастики в центре с фитонцидами.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:
- перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его;
- упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
- перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться;
- дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи.
Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час.
Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
.
Приложение 2.
Лист здоровья воспитанников подготовительной группы №5 «Звездочки».
№ | Фамилия имя ребенка | Дата рождения | Группа здоровья | Рост | Вес | Закаливание |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 | ||||||
26 | ||||||
27 | ||||||
28 | ||||||
29 | ||||||
30 |
Приложение 3.
Комплексы дыхательных упражнений, рекомендуемые для занятий в центре фитоцидотерапии.
1.«Трубач» И.п. — о.с.Имитация игры на трубе с произношением разных звуков на выдохе («м-м-м», «ля-ля –ля», «ш-ш-ш», «бум-бум-бум», «динь-динь») 1,5 —2 минуты. Можно организовать оркестр.
2. «Ходим на лыжах». И.п. — о.с, ноги в коленях слегка согнуты,, одна нога впереди. Имитация ходьбы на лыжах. Активные движения руками в плечевых суставах с одновременным выполнением полуприседания и сильным выдохом с произношением слов «шух-шух-шух» (5 — 8 раз). Постепенно увеличивая амплитуду движения и силу выдоха.
3. «Охотник». И.п. — в ходьбе. На два шага вдох через нос, на выдохе за-медлить шаг, наклониться вперед и произнести «тих-х-х-хо» (3 раза).
4. «Погреемся». И.п. — о.с, руки в стороны на уровне плеч. Вдох через нос — живот выпятить как можно больше (диафрагмальное дыхание); обхватить себя за плечи, похлопать по лопаткам — резкий выдох через рот (5 — 6 раз). Постепенно увеличивать продолжительность выдоха и похлопываний. Добавить на выдохе наклоны вниз.
5.«Прыжки». И.п. — о.с. Присесть, грудную клетку прижать к коленям — выдох; резко подпрыгнуть вверх, ногу поставить на пятку — вдох. То же другой ногой (5 — 6 раз). На выдохе сильней прижиматься к коленям.
6. "Каша кипит». И.п. — о.с, руки на грудной клетке и животе. На выдохе живот выпятить вперед, на вдохе втянуть живот и сильно выговорить звук «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).
7. «Принюхаемся». И.п. — о.с. Выполнять прерывистый вдох через нос — «принюхаемся», затем протяжный выдох через нос. Выдох выполнять как можно дольше (5 — 6 раз).
8.«Щенок хочет с нами поиграть». И. п. – о. с. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».
9. «Ароматы природы» И.п. — о.с. После выдоха закрыть глаза, медленно втягивать воздух. Делаться попытка уловить тончайшие ароматы природы. Ребенок добивается ощущение, что он дышит не только носом, но и всем телом (4 раза в медленном темпе).
10. «Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 – 12 раз.
11.«Трубачи»
Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз.
12.«Помаши крыльями, как петух»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 – 6 раз.
13. «Каша кипит»
Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и
набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот –
выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.
14. «Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6 – 8 раз.
15. «На турнике»
Стоя, ноги вместе, гимнастическую пачку держать в обеих руках перед собой. Поднять пачку вверх, подняться на носки – вдох, пачку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.
16. «Регулировщик»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4 – 5 раз.
17. «Летят мячи»
Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5 – 6 раз.
18. «Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у- х-х-х-х». Повторить 4 – 5 раз.
19. «Лыжник»
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».
Повторять 1,5 – 2 минуты.
20. «Маятник»
Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3 – 4 наклона в каждую сторону.
21. «Гуси летят»
Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1 – 2 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по здоровьесбережению в подготовительной группе "Где прячется Здоровье"
На занятии дети продолжают знакомиться с понятием "витамины, закрепляют знания о необходимости наличия витаминов в организме человека. В процеессе занятия у детей формируются представления о зав...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Подготовительная группа. ТЕМА: «РАСТИ ЗДОРОВЫМ».
Открытое занятие "Расти здоровым" (ознакомление с органами пищеварения, советы по правильному питанию)...
Конспект НОД по ОБЖ и здоровьесбережению в подготовительной группе детского сада НОД в подготовительной группе по ЗОЖ «Страну здоровья
Цели: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....
Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе «Надо беречь здоровье»
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей....
Проект в подготовительной группе - Хочу расти здоровым.
Проект для подготовительной группы на тему «Хочу расти здоровым ».Автор проекта: Федорова Л.В.Продолжительность проекта октябрь - ноябрь.Вид проекта: познавательно-исследователь...
Программа по здоровьесбережению детей подготовительной группы
Программа по здоровьесбережению детей подготовительной группы...
Проект в подготовительной группе «Я РАСТУ ЗДОРОВЫМ!»
Проект в подготовительной группе «Я РАСТУ ЗДОРОВЫМ!»...