Программа по здоровьесбережению в подготовительной группе №5 "Звездочки"-"Растем здоровыми!"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Перфильева Мария Николаевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

Программа по здоровьесбережению в подготовительной группе №5 «Звездочки» - «Растем здоровыми!»

 

 

 

 

                                                                              

                                                                          Перфильева М.Н.

 

 

 

 

г. Санкт – Петербург

2024

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Цели и задачи программы………………………………………………………...4

Принцип системы работы по здоровьесбережению воспитанников…………..5

Работа с родителями……………………………………………………………....7

Содержание и реализация программы…………………………………………..9

Литература……………………………………………………………………….10

Приложения……………………………………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

  В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.    В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья  дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.  Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.  

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи программы.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей внимательного отношения к здоровью.

Основные задачи:

1) Воспитание у детей потребности в здоровье.

2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип системы работы по здоровьесбережению воспитанников.

 

С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная  работа должна осуществляться на основе следующих направлений:

1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.

2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. 

С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности.

4) Оздоровительного – направлено на устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления, организация и проведение комплекса мероприятий по физкультуре, проведения индивидуальных занятий.

Известно, что здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье дошкольников есть у родителей, дошкольных учреждениях, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье

Критериями представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются:

- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;

- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом;

- помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;

- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни;

- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здорового поколение, то должны решать эту проблему вместе, семья, детский сад, общественность.

 

Задачи работы с родителями:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

4. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

5. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

 

Формы работы с родителями:

1. Консультации для родителей (по запросу родителей).

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам вновь прибывших воспитанников.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1.    Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольногообразовательного учреждения;

2.    Улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;

3.    Успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ;

4.    Активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье;

5.    Снижение количества, наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;

6.    Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию;

7.    Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание и реализация программы.

Содержание

Место проведения

Время в режиме дня, длительность, частота

Ответственный

1

Ходьба по массажным коврикам, дорожкам здоровья.

Групповая комната

Ежедневно после дневного сна.

Воспитатели

2

Полоскание горла

Умывальная комната

После обеда, 

2 мин.

Воспитатели

3

Дыхательная гимнастика в центре с фитонцидами

Групповая комната

Ежедневно, во второй половине дня, 10 мин.

Пн. -лимон   

Вт. -лук         

Ср. – имбирь

Чт. -чеснок   

Пт. – растение хлорофитум.

Воспитатели

4

Оздоровительный бег

Улица

2 раза в неделю, 10 мин, в конце прогулки.

Вт. и Пт.

Воспитатели

 

 

 

Литература:

           1.   Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007

2.    Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009

3.    Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.

4.    Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методики проведения закаливающих мероприятий.

1. Методика закаливания носоглотки (Авторы Белостоцкая Е.М. и др.). Адаптировано к условиям ГБДОУ. Для её закаливания надо использовать следующие приёмы: Полоскание горла водой. Начинать следует с воды комнатной температуры, снижая через каждые 10 дней её температуру на 1 – 2гр, в конце курса. Ослабленным детям полоскания можно начинать водой с t 36 – 37гр. С последующим снижением каждые 3 – 4 дня на 1 – 2 гр. вплоть до 8 – 10 гр. Объём – не менее 100 грамм (полстакана), полоскательные движения должны быть продолжительными (своеобразная гимнастика для миндалин). В дошкольном учреждении полоскания целесообразно проводить – после завтрака и после обеда, совмещая гигиеническую процедуру с закаливанием.

2. Методика проведения оздоровительного бега.

Оздоровительные пробежки проводим 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки. При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг. Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга. Оздоровительный бег заканчиваем постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты).

 

 

3. Методика проведения дыхательной гимнастики в центре с фитонцидами.

Дыхательная и звуковая гимнастика. 
Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:

- перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его;

- упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;

- перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться;

- дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. 

Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час.

Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. 

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

 

.

 

 

Приложение 2.

 

Лист здоровья воспитанников подготовительной группы №5 «Звездочки».

 

Фамилия имя ребенка

Дата рождения

Группа здоровья

Рост

Вес

Закаливание

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Комплексы дыхательных упражнений, рекомендуемые для занятий в центре фитоцидотерапии.

1.«Трубач» И.п. — о.с.Имитация игры на трубе с произношением разных звуков на выдохе («м-м-м», «ля-ля –ля», «ш-ш-ш», «бум-бум-бум», «динь-динь») 1,5 —2 минуты. Можно организовать оркестр.

 

2. «Ходим на лыжах». И.п. — о.с, ноги в коленях слегка согнуты,, одна нога впереди. Имитация ходьбы на лыжах. Активные движения руками в плечевых суставах с одновременным выполнением полуприседания и сильным выдохом с произношением слов «шух-шух-шух» (5 — 8 раз). Постепенно увеличивая амплитуду движения и силу выдоха.

 

3. «Охотник». И.п. — в ходьбе. На два шага вдох через нос, на выдохе за-медлить шаг, наклониться вперед и произнести «тих-х-х-хо»  (3 раза).

 

4. «Погреемся». И.п. — о.с, руки в стороны на уровне плеч. Вдох через нос — живот выпятить как можно больше (диафрагмальное дыхание); обхватить себя за плечи, похлопать по лопаткам — резкий выдох через рот (5 — 6 раз). Постепенно увеличивать продолжительность выдоха и похлопываний. Добавить на выдохе наклоны вниз.

 

5.«Прыжки». И.п. — о.с. Присесть, грудную клетку прижать к коленям — выдох; резко подпрыгнуть вверх, ногу поставить на пятку — вдох. То же другой ногой (5 — 6 раз). На выдохе сильней прижиматься к коленям.

 

6. "Каша кипит». И.п. — о.с, руки на грудной клетке и животе. На выдохе живот выпятить вперед, на вдохе втянуть живот и сильно выговорить звук «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).

 

7. «Принюхаемся». И.п. — о.с. Выполнять прерывистый вдох через нос — «принюхаемся», затем протяжный выдох через нос. Выдох выполнять как можно дольше (5 — 6 раз).

 

8.«Щенок хочет с нами поиграть». И. п. – о. с. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».

 

9. «Ароматы природы» И.п. — о.с. После выдоха закрыть глаза, медленно втягивать воздух. Делаться попытка уловить тончайшие ароматы природы. Ребенок добивается ощущение, что он дышит не только носом, но и всем телом (4 раза в медленном темпе).

 

10. «Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 – 12 раз.

11.«Трубачи»

Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз.

12.«Помаши крыльями, как петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 – 6 раз.

13. «Каша кипит»

Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и

набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот – 

выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

14. «Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6 – 8 раз.

15. «На турнике»

Стоя, ноги вместе, гимнастическую пачку держать в обеих руках перед собой. Поднять пачку вверх, подняться на носки – вдох, пачку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

16. «Регулировщик»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4 – 5 раз.

17. «Летят мячи»

Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5 – 6 раз.

18. «Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у- х-х-х-х». Повторить 4 – 5 раз.

19. «Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».

Повторять 1,5 – 2 минуты.

20. «Маятник»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3 – 4 наклона в каждую сторону.

21. «Гуси летят»

Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1 – 2 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Программа по здоровьесбережению в подготовительной группе №5 «Звездочки» - «Растем здоровыми!»

                                                                             

                                                                        Перфильева М.Н.

г. Санкт – Петербург

2024

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Цели и задачи программы………………………………………………………...4

Принцип системы работы по здоровьесбережению воспитанников…………..5

Работа с родителями……………………………………………………………....7

Содержание и реализация программы…………………………………………..9

Литература……………………………………………………………………….10

Приложения……………………………………………………………………...11

Пояснительная записка.

  В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.    В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья  дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.  Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.  

Цели и задачи программы.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей внимательного отношения к здоровью.

Основные задачи:

1) Воспитание у детей потребности в здоровье.

2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

Принцип системы работы по здоровьесбережению воспитанников.

С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная  работа должна осуществляться на основе следующих направлений:

1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.

2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний.

С этой целью предполагается внедрение новых технологий.

3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности.

4) Оздоровительного – направлено на устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.

Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления, организация и проведение комплекса мероприятий по физкультуре, проведения индивидуальных занятий.

Известно, что здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье дошкольников есть у родителей, дошкольных учреждениях, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье.

Критериями представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни являются:

- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;

- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом;

- помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;

- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни;

- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здорового поколение, то должны решать эту проблему вместе, семья, детский сад, общественность.

Задачи работы с родителями:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

4. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

5. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

1. Консультации для родителей (по запросу родителей).

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам вновь прибывших воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  2. Улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
  3. Успешное освоение образовательной программы воспитанниками ДОУ;
  4. Активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье;
  5. Снижение количества, наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;
  6. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию;
  7. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Содержание и реализация программы.

Содержание

Место проведения

Время в режиме дня, длительность, частота

Ответственный

1

Ходьба по массажным коврикам, дорожкам здоровья.

Групповая комната

Ежедневно после дневного сна.

Воспитатели

2

Полоскание горла

Умывальная комната

После обеда,

2 мин.

Воспитатели

3

Дыхательная гимнастика в центре с фитонцидами

Групповая комната

Ежедневно, во второй половине дня, 10 мин.

Пн. -лимон   Вт. -лук         Ср. – имбирь Чт. -чеснок   Пт. – растение хлорофитум.

Воспитатели

4

Оздоровительный бег

Улица

2 раза в неделю, 10 мин, в конце прогулки.

Вт. и Пт.

Воспитатели

Литература:

  1. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.:
    ТЦ Сфера,2007
  2. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009
  3. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
  4. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.

Приложение 1.

Методики проведения закаливающих мероприятий.

1. Методика закаливания носоглотки (Авторы Белостоцкая Е.М. и др.). Адаптировано к условиям ГБДОУ. Для её закаливания надо использовать следующие приёмы: Полоскание горла водой. Начинать следует с воды комнатной температуры, снижая через каждые 10 дней её температуру на 1 – 2гр, в конце курса. Ослабленным детям полоскания можно начинать водой с t 36 – 37гр. С последующим снижением каждые 3 – 4 дня на 1 – 2 гр. вплоть до 8 – 10 гр. Объём – не менее 100 грамм (полстакана), полоскательные движения должны быть продолжительными (своеобразная гимнастика для миндалин). В дошкольном учреждении полоскания целесообразно проводить – после завтрака и после обеда, совмещая гигиеническую процедуру с закаливанием.

2. Методика проведения оздоровительного бега.

Оздоровительные пробежки проводим 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки. При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг. Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга. Оздоровительный бег заканчиваем постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты).

3. Методика проведения дыхательной гимнастики в центре с фитонцидами.

Дыхательная и звуковая гимнастика.
Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:

- перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его;

- упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;

- перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться;

- дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи.

Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час.

Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

.

Приложение 2.

Лист здоровья воспитанников подготовительной группы №5 «Звездочки».

Фамилия имя ребенка

Дата рождения

Группа здоровья

Рост

Вес

Закаливание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Приложение 3.

Комплексы дыхательных упражнений, рекомендуемые для занятий в центре фитоцидотерапии.

1.«Трубач» И.п. — о.с.Имитация игры на трубе с произношением разных звуков на выдохе («м-м-м», «ля-ля –ля», «ш-ш-ш», «бум-бум-бум», «динь-динь») 1,5 —2 минуты. Можно организовать оркестр.

 

2. «Ходим на лыжах». И.п. — о.с, ноги в коленях слегка согнуты,, одна нога впереди. Имитация ходьбы на лыжах. Активные движения руками в плечевых суставах с одновременным выполнением полуприседания и сильным выдохом с произношением слов «шух-шух-шух» (5 — 8 раз). Постепенно увеличивая амплитуду движения и силу выдоха.

 

3. «Охотник». И.п. — в ходьбе. На два шага вдох через нос, на выдохе за-медлить шаг, наклониться вперед и произнести «тих-х-х-хо»  (3 раза).

 

4. «Погреемся». И.п. — о.с, руки в стороны на уровне плеч. Вдох через нос — живот выпятить как можно больше (диафрагмальное дыхание); обхватить себя за плечи, похлопать по лопаткам — резкий выдох через рот (5 — 6 раз). Постепенно увеличивать продолжительность выдоха и похлопываний. Добавить на выдохе наклоны вниз.

 

5.«Прыжки». И.п. — о.с. Присесть, грудную клетку прижать к коленям — выдох; резко подпрыгнуть вверх, ногу поставить на пятку — вдох. То же другой ногой (5 — 6 раз). На выдохе сильней прижиматься к коленям.

 

6. "Каша кипит». И.п. — о.с, руки на грудной клетке и животе. На выдохе живот выпятить вперед, на вдохе втянуть живот и сильно выговорить звук «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).

 

7. «Принюхаемся». И.п. — о.с. Выполнять прерывистый вдох через нос — «принюхаемся», затем протяжный выдох через нос. Выдох выполнять как можно дольше (5 — 6 раз).

 

8.«Щенок хочет с нами поиграть». И. п. – о. с. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».

 

9. «Ароматы природы» И.п. — о.с. После выдоха закрыть глаза, медленно втягивать воздух. Делаться попытка уловить тончайшие ароматы природы. Ребенок добивается ощущение, что он дышит не только носом, но и всем телом (4 раза в медленном темпе).

10. «Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 – 12 раз.

11.«Трубачи»

Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз.

12.«Помаши крыльями, как петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 – 6 раз.

13. «Каша кипит»

Сидя на стуле, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и

набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот – 

выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

14. «Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с!» Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. Повторить 6 – 8 раз.

15. «На турнике»

Стоя, ноги вместе, гимнастическую пачку держать в обеих руках перед собой. Поднять пачку вверх, подняться на носки – вдох, пачку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

16. «Регулировщик»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, одну руку поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произнесением звука «р-р-р-р-р». Повторить 4 – 5 раз.

17. «Летят мячи»

Стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5 – 6 раз.

18. «Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у- х-х-х-х». Повторить 4 – 5 раз.

19. «Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».

Повторять 1,5 – 2 минуты.

20. «Маятник»

Стоя, ноги расставить на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х». Повторить 3 – 4 наклона в каждую сторону.

21. «Гуси летят»

Медленная ходьба по комнате. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у». Повторять 1 – 2 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по здоровьесбережению в подготовительной группе "Где прячется Здоровье"

На занятии дети продолжают знакомиться с понятием "витамины,  закрепляют знания о необходимости наличия витаминов в организме человека. В процеессе занятия у детей формируются представления о зав...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Подготовительная группа. ТЕМА: «РАСТИ ЗДОРОВЫМ».

Открытое занятие "Расти здоровым"  (ознакомление с органами пищеварения, советы по правильному питанию)...

Конспект НОД по ОБЖ и здоровьесбережению в подготовительной группе детского сада НОД в подготовительной группе по ЗОЖ «Страну здоровья

Цели: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе «Надо беречь здоровье»

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей....

Проект в подготовительной группе - Хочу расти здоровым.

Проект для подготовительной группы на тему «Хочу расти здоровым ».Автор проекта: Федорова Л.В.Продолжительность проекта октябрь  - ноябрь.Вид проекта: познавательно-исследователь...

Программа по здоровьесбережению детей подготовительной группы

Программа по здоровьесбережению детей подготовительной группы...

Проект в подготовительной группе «Я РАСТУ ЗДОРОВЫМ!»

Проект в подготовительной группе «Я  РАСТУ  ЗДОРОВЫМ!»...