КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Подготовительная группа. ТЕМА: «РАСТИ ЗДОРОВЫМ».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Открытое занятие "Расти здоровым" (ознакомление с органами пищеварения, советы по правильному питанию)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamneva_rasti_zdorovym_pitanie.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 153» Ленинского района города Саратова
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Подготовительная группа.
ТЕМА: «РАСТИ ЗДОРОВЫМ».
Воспитатель первой
квалификационной категории
Камнева Е.Н.
г.Саратов
Тема занятия: «Расти здоровым».
Программное содержание:
- Сформировать у детей представление о наличии в человеке системы органов пищеварения, каждый из которых выполняет свою работу
- Стимулировать познавательно-творческую активность ребёнка
- Развивать потребность к познанию своего организма и умение заботиться о нём
- Закреплять у детей представление о необходимости заботиться о собственном здоровье, о составляющих здорового образа жизни
Материал:
- иллюстрации богов Олимпа, гор, моря, человека;
- плакат с рисунками, на которых изображены дети, выполняющие правильные и неправильные действия;
- фломастеры;
- мяч;
- Рисунок «Органы пищеварения»; рисунок, на котором изображены пустой желудок, наполовину заполненный и переполненный желудки;
- Материалы для опытов: тюбик зубной пасты; бутылочка с водой, бумажные салфетки, 3-4 кусочка наждачной бумаги, печенье, воздушный шарик, кусочек хлеба, разрезанное яблоко, кусочек колбасы, лист бумаги;
- Два макета дерева (зелёнок и красное) с крючками (по 5-6 на каждом);
- муляжи фруктов, овощей, продуктов (полезных и «вредных») – всего 10-12;
- кубики с изображением различных продуктов питания (продукты, которые можно и нужно есть каждый день) – 10 шт., на гранях которых прикреплён незаметно двусторонний скотч;
- кубики, имеющих грани с изображением одного продукта – 10 шт.;
- карточки с изображением органов пищеварения для схемы.
Активизация словаря:
органы пищеварения, пищевод, желудок, желудочный сок, тонкий кишечник.
Ход занятия.
- Ребята, как много у нас гостей, давайте поздороваемся. Вы сказали: «Здравствуйте!», и вам ответили: «Здравствуйте!». Значит, подарили друг другу частичку здоровья, потому что «здравствуй» означает «Здоровья желаю!». Недаром русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.
- Сегодня я вам расскажу старую легенду:
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать… Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребёнка), в каждом из нас. Здоровье человека во многом зависит от него самого. Некоторые люди заботятся о своём здоровье, стараясь сохранить этот бесценный дар богов. Каждый день они «строят» сами себя. Стремятся к тому, чтобы стать сильнее, крепче, умнее, добрее. Другие бездумно тратят здоровье, разрушая себя.
- Охарактеризуйте здорового человека (сильный, умный, стройный, счастливый, ловкий, радостный, аккуратный, у него красивая фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, лёгкая походка).
- Охарактеризуйте больного человека (ленивый, мрачный, грустный, , злой).
Игра «Да - нет».
- Давайте поиграем в игру «Да – нет».
На доске прикреплены рисунки: мальчик занимается спортом; девочка ест; мальчик курит; дети в позднее время сидят у телеэкрана; мальчик чистит зубы; девочка причёсывается и др.
З а д а н и е:
- Возле рисунка, который, по вашему мнению, показывает правильные действия, чтобы стать красивым и здоровым, нарисуйте цветочек. Возле рисунка, который показывает, чего делать не нужно, нарисуйте колючку. Поясните каждый рисунок. Скажите, в какое время дня нужно выполнять правильные действия, сколько раз в день?
Органы пищеварения.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, зачем человеку нужна пища? ( Чтобы жить, мы должны есть. С пищей мы получаем энергию и строительный материал для тела). Правильно, сейчас мы с вами посмотрим, что происходит с пищей, которая попадает к нам в организм?
Воспитатель показывает рисунок «Органы пищеварения»
- Чтобы человек мог питаться, у него есть внутренние органы, которые помогают ему переваривать пищу. Все вместе они называются органы пищеварения. (Повторить хором) С некоторыми из них вы уже знакомы.
- Сначала пища попадает в рот. Во рту она смачивается слюной, мы жуём её зубами. Потом размельчённую пищу, язык проталкивает в пищевод. (Повторить с детьми хором новое слово).
- Как вы думаете, если человек встанет на голову, сможет ли он проглотить пищу? (НЕТ) Пищевод «ведёт» пищу, которую мы проглотили, причём сам, независимо от нашей воли. Даже если бы мы, стоя на голове, и сумели проглотить кусочек чего-либо, он по пищеводу всё равно «пошёл» бы в нужном направлении. В стенках пищевода находятся мышцы. Они сокращаются волнообразно, вот так (дети вместе с педагогом совершают волнообразные движения рукой) и проталкивают размягчённый продукт. Это похоже на то, как мы с вами выдавливаем из тюбика зубную пасту (предложить детям (2-3) показать практические действия с тюбиком зубной пасты). Дальше по пищеводу пища попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Сжимаясь и разжимаясь, желудок трёт, мнёт пищу. А ещё желудок вырабатывает специальную жидкость – желудочный сок, который пропитывает пищу и растворяет её. Из желудка пища попадает в тонкий кишечник, там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Тонкий кишечник внутри покрыт малюсенькими ворсинками, которые, как насосики, всасывают жидкую кашицу – то, что осталось от пищи,- и кормят ею все наши клеточки. Каждая ворсиночка тонкой кишки впитывает в себя все питательные вещества вот так. (Воспитатель предлагает детям разлить воду из бутылочки на стол и положить на неё полотенце или бумажные салфетки.)
- Что произошло с водой? Правильно, она впиталась в полотенце, салфетки. То же самое происходит в тонкой кишке. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.
- А куда же дальше отправляет тонкая кишка все ненужные организму вещества и лишнюю воду? Вот в эту широкую, но короткую толстую кишку. Толстый кишечник как хороший хозяин забирает в себя оставшуюся воду, а никому не нужные отходы с помощью мышц выбрасывает из себя. Вот тогда возникает потребность «сходить в туалет». Вот мы с вами и познакомились с органами пищеварения.
ФИЗМИНУТКА.
Золотые правила питания.
- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять несколько условий.
- Первое правило – ешьте в одно и то же время.
Помните, что желудок выделяет желудочный сок, который помогает переваривать и растворять пищу. Но, желудочный сок выделяется не всегда. Если вы привыкли есть в одно и тоже время, то желудок уже знает – скоро обед, пора готовиться и выделяет желудочный сок, в который «ныряет пища» и быстро переваривается. А если организм не привык есть в одно и то же время, то пища попадает в сухой желудок, которому очень трудно переваривать непропитанную желудочным соком пищу. Смотрите, стенки желудка похожи на наждачную бумагу. Мы сейчас посмотрим, как работает желудок. (На кусочке наждачной бумаги несколько детей (3-4) растирает кусочек продукта, например, хлеба). А если мы намочим пищу, она быстрее разотрётся? (Снова пригласить несколько детей для растирания пищи). Поэтому очень вредно перекусывать что-то на ходу.
- Второе правило - тщательно пережёвывать пищу.
Эксперимент.
-Желудок похож на воздушный шар. Когда мы не едим, желудок похож на спущенный воздушный шар. Один воздушный шар наполним крупными кусками пищи, зальём водой, другой – мелкими и тоже зальём водой. Будем осторожно сжимать. Где быстрее пища измельчится? Какой мы можем сделать вывод?
- Третье правило – не есть много сладкой, солёной, жирной, острой и жареной пищи.
Игра «Дерево жизни».
Воспитатель показывает два дерева (зелёное и красное) на которых расположено по несколько крючков (по 5-6). На столе лежат муляжи фруктов, овощей, упаковки от продуктов или их плоскостные изображения (например: пакет молока, пакет кефира, упаковка творога, сметаны, йогурта, творожного сырка, «сникерса», пепси, фанты, чипсов, тортов, конфет, сала, и т.д.)
- Внимательно рассмотрите эти предметы, имитирующие продукты. Подумайте, какие из них укрепляют здоровье, а какие, наоборот, разрушают? Продукты, которые для нас наиболее полезны и их можно употреблять в пищу ежедневно, мы с вами расположим на зелёном дереве. Красное дерево – для продуктов, которые желательно употреблять как можно реже. Выбирайте по одному продукту и вешайте на деревья, объясняя свой выбор.
Проведение опыта.
- А кто знает, как определить, жирная пища или нет? Сейчас я вас научу, как это можно сделать. Давайте возьмём небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т.д. Срезанной частью положим на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотрим. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.
Игра «Рекламный мячик».
- В магазинах продают много разных продуктов, если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру "Рекламный мячик" и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство.
- Жёлтая Фанта - напиток для франта
- Ответ детей: - Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри.
- В мире лучшая награда – это плитка Шоколада
- В мире лучшая награда – это ветка Винограда.
- Знайте, дамы, господа: “Сникерс” - лучшая еда.
- Будешь кушать “Сникерс” сладкий будут зубы не в порядке.
- Если много есть Горчицы – полетишь быстрее птицы
- Будешь много есть горчицы, будешь злей самой волчицы.
- Я собою очень горд, я купил сегодня Торт.
- Фрукты, Овощи полезней, защищают от болезней.
- В благодарность Пепси–Коле самым умным будешь в школе.
- Вкус обманчивый порой, Молоко пей дорогой.
- Даёт силы мне всегда очень Жирная еда.
- Даёт силы нам всегда Витаминная еда.
- Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот дог.
- Будешь часто есть хотдоги, через год протянешь ноги.
- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
- Четвёртое правило - умеренность. Что значит умеренность?
Вспомним стихи «Робин-Бобин-Барабек скушал сорок человек, и корову, и быка, и кривого мясника, а потом и говорит: „У меня живот болит"». Почему заболел живот у Робина-Бобина? Чем опасно переедание? Почему даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в больших количествах? (Показ рисунка, на котором изображены пустой, наполовину заполненный и переполненный пищей желудок). Когда пища попадает в желудок, то желудок раздувается. Если же человек сильно переедает, то желудок раздувается так сильно, что того и гляди лопнет. Очень трудно ходить и делать какие-то упражнения, когда переедаешь. Есть даже такое заболевание, называется ожирение, которое возникает от переедания. Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать.
- Пятое правило - разнообразие. Что значит «разнообразие»?
Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти, развиваться и защищают от инфекций (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
Давайте посмотрим, что будет, если мы будем кушать один и тот же продукт, пусть даже и полезный.
Игра-демонстрация «Питание – дело серьёзное».
Воспитатель демонстрирует детям кубики с изображением различных продуктов питания (продукты, которые можно и нужно есть каждый день).
Из этих кубиков строится пирамида (кубики прикрепляются друг к другу при помощи кусочков пластилина или при помощи двустороннего скотча, которые не должны быть заметны для ребят).
Затем воспитатель демонстрирует кубики, имеющих грани с изображением одного продукта (молоко, яблоко и т.п.). Из этих кубиков также строиться пирамидка (только без «крепежей»).
- Так же, как из кубиков – пирамидка, из продуктов питания строиться наше тело. Давайте проверим построенные пирамидки на «прочность».
Первая пирамидка успешно проходит «испытание», а вторая пирамидка при лёгком толчке сразу разрушается.
- Какая из пирамидок вам больше понравилась – с разными картинками или построенная из одинаковых кубиков?
- Можно ли использовать в пищу только какой-то один продукт, пусть даже очень вкусный и полезный для здоровья?
- Какой мы можем сделать вывод? (Вместе с детьми делается вывод о необходимости разнообразного питания.)
ИТОГ.
- Какие органы пищеварения вы запомнили? Давайте повторим их.
СХЕМА.
- На доске расположены рисунки с органами пищеварения. Какие? Нужно восстановить последовательность органов в пищеварительной системе (Рот, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник).
- Какие правила питания вы узнали?
Подвести итог опыта.
Мы с вами уже знаем некоторые правила, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Давайте повторим их.
Игра «Неоконченные предложения»
- Я буду здоров, если буду… каждый день делать гимнастику.
- Я буду здоров, если буду…мыть руки и чистить зубы (соблюдать правила личной гигиены).
- Я буду здоров, если буду… заниматься физкультурой.
- Я буду здоров, если буду… соблюдать режим дня.
- А теперь мы можем добавить ещё одно правило.
- Я буду здоров, если буду…правильно и вовремя питаться.
- Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе. Тема: «Расти здоровым»
Задачи:1. Повышение педагогической культуры родителей.2. Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.3. Предложить родителям практические рекомендации, памятки, конс...
НОД по физической культуре в подготовительной группе тема: «Рецепт здоровья»
НОД по физической культуре в подготовительной группе тема: «Рецепт здоровья» ...
Проект в подготовительной группе - Хочу расти здоровым.
Проект для подготовительной группы на тему «Хочу расти здоровым ».Автор проекта: Федорова Л.В.Продолжительность проекта октябрь - ноябрь.Вид проекта: познавательно-исследователь...
Конспект занятия по физическому развитию в подготовительной группе. Тема: «В здоровом теле – здоровый мозг».
Конспект занятия по физическому развитию "В здоровом теле - здоровый мозг" является авторской разработкой. Занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной части и имеет систем...
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе, тема: «Каша - здоровье наше»
Занятие для детей 5-7 лет старшего дошкольного возраста по питанию....
Проект в подготовительной группе «Я РАСТУ ЗДОРОВЫМ!»
Проект в подготовительной группе «Я РАСТУ ЗДОРОВЫМ!»...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Душевное здоровье»
Конспект занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Душевное здоровье»...