Что такое АКВАТЕРАПИЯ
консультация

Виноградова Екатерина Вячеславовна

Акватерапия, как игровая технология в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.09.24_akvaterapiya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Акватерапия, как игровая технология в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

В статье рассматриваются возможности использования акватерапии, как игровой технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), игры с водой, акватерапия.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
А. М. Горький.

В настоящее время постоянно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с особыми потребностями. У большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционной работе игровых технологий. В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам акватерапии. Акватерапия является эффективным методом психологической работы с детьми с ОВЗ, в основе которой лежит «игра ребенка с водой». Это естественная, ненавязчивая и доступная форма деятельности. Вода, как особенный, естественный пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Игры с водой на занятиях педагога-психолога – одни из любимых детских забав, которые не только доставляют детям радость, но и знакомят с окружающим миром, стабилизируют эмоциональный фон, развивают коммуникативные навыки, благотворно влияя на психику. Игры с водой — мощное средство самовыражения ребенка, средство познания, особенностей мышления, воображения, волевой сферы. В работе с детьми вода дает много возможностей. Акватерапия формирует положительный эмоциональный настрой, способствует снижению эмоционального напряжения и скованности, развивает произвольность и самоконтроль, развивает мелкую моторику, память, внимание, воображение. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии. Следует отметить, что игры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами. Их спектр широк и разнообразен.   При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

  • соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
  • учет структуры дефекта;
  • подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  • соответствие коррекционной цели знания;
  • учет принципа смены видов деятельности;
  • использование ярких игрушек и пособий;
  • соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям безопасности.

Для работы используется стол-ванна, которую можно поставить в любом удобном месте. Так же подбираются разные инструменты для игр. Это совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, разноцветные камешки, резиновые игрушки, наборы рыбок, поролоновые губки, водяные мельницы, ведёрки и многое другое. Выбор игрушек зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка: способности сохранять позу и использовать руки; умственного развития в целом, способности понимать речь и концентрировать внимание, в частности. Лучше всего подобрать игрушки и игры, подходящие именно конкретному ребенку. На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:

  • игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
  • игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);
  • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;
  • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины). [ 4,с.10]

На занятиях по акватерапии можно организовать следующие игры-упражнения:

  1. «Здравствуй водичка»- опускаем руки ребенка в емкость с теплой водой, шевелим пальчиками.
  2. «Тепло — холодно» — опускаем руки ребенка в емкость с прохладной и теплой водой.
  3. «Хлопни ладошкой» — ударяем ладошкой по поверхности воды.
  4. «Веселые капельки» — опускаем руки ребенка в емкость с водой, потом вынимаем и видим «дождик».
  5. «Утята» — игра с резиновыми утятами.
  6. «Тонет-не тонет» — помещаем игрушки различной плотности в емкость с водой.
  7. «Кораблики» — помещаем кораблики в емкость с водой.
  8. Игры с заводными плавающими игрушками.
  9. «Достань игрушку» — достаем игрушки со дна емкости с водой.
  10. «Налил-вылил» — переливаем воду различными емкостями [5,с.26]. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (3-4 человека). Перед играми с водой дети надевают фартук, тем самым приучаясь содержать место в чистоте. Если ребёнок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятия. К каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово (потешки, стихи). Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей — шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество. Таким образом, акватерапия является эффективной игровой технологией в коррекции и реабилитации. Вода не только доставляет детям большое удовольствие, но и развивает, знакомит с окружающим миром, стабилизирует психоэмоциональное состояние, снимает напряжение. Используя игровые технологии в работе с детьми ОВЗ, мы оказываем огромную помощь детям в укреплении здоровья, корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Морские волны"

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения....

Конспект занятия по акватерапии для детей старшего дошкольног возраста "Планета мыльных пузырей"

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и инструктора по плаванию для детей старшего дошкольного, имеющих нарушение зрения....

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

Акватерапия для дошкольников

Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Игра с водой- это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Приемы акватер...

Конспект занятия в первой младшей группе с использованием акватерапии « В гости к рыбке».

Задачи  1. Добиться снижения психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации.2. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.3.Развивать речь детей, актив...

Акватерапия как средство адаптации к детскому саду

В образовательной области существует немало проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, где всякая практическая работа, направленная на укреплени...

Статья Занятие "Узоры в воде" с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

занятие с элементами акватерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи или имеющими ОНР...