Проект «Мой веселый, звонкий мяч»
проект
Цель: Способствовать познавательному и физическому развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности по средствам взаимодействия с мячом индивидуального характера при сотрудничестве педагога и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_veselyy_zvonkiy_myach.docx | 321.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ «ЗАДОНО-КАГАЛЬНИЦКИЙ 2» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Проект
«Мой веселый, звонкий мяч»
Подготовила:
И. о. инструктора по физической культуре Финота А.Н.
ст. Задоно-Кагальницкая, 2024 г.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Проблема. В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора, компьютера. Поэтому наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно сказывается на здоровье. Для того чтобы мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их играть в разнообразные игры с мячом. Именно мяч является одним из самых доступных спортивным инвентарем и есть у каждого ребенка.
Актуальность. Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление, способствуют общей двигательной активности. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч!
Мяч-это удивительное изобретение человечества. Мяч присутствует практически во всех спортивных играх: баскетбол, волейбол, футбол, гандбол, регби, поло.
Вид проекта: Спортивно-познавательный.
Участники проекта: Воспитанники, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Место проведения: Спортивный зал, спортивная площадка и прогулочные участки на территории детского сада.
Продолжительность: с 11 апреля 2024г по 31 мая 2024г.
Цель: Способствовать познавательному и физическому развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности по средствам взаимодействия с мячом индивидуального характера при сотрудничестве педагога и семьи.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
Пропаганда здорового образа жизни по средствам организации активного досуга с использованием мяча;
Актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
Повышать двигательную активность детей при помощи игр с мячом;
Образовательные задачи:
Создать условия для обогащения знаний детей и родителей об истории мяча разных народов и его видах.
Способствовать развитию интереса у родителей в использовании мяча в играх с детьми.
Познакомить детей с подвижными играми с мячом, привлечь к употреблению в самостоятельной деятельности.
Обучать детей действиям с мячом, заинтересовать в использовании мяча в играх
Развивающие задачи:
Совершенствовать двигательные умения детей в процессе упражнений с мячом.
Развивать двигательные способности, умения и навыки в процессе игры с мячом.
Воспитательные задачи:
Содействовать воспитанию культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях образовательной, игровой и соревновательной деятельности
Способствовать воспитанию эмоционально - положительного отношения к мячу.
Предполагаемый результат: Улучшеные показатели физического развития детей: общая моторика, двигательные навыки, координация движений, мышечный тонус.
Родители и дети познакомились с историей мяча разных народов и его видами.
Возросшее желание родителей в дальнейшем обогатить дома спортивный центр традиционными мячами разных народов.
Появилось увлеченное использование мячей детьми в самостоятельной деятельности: отмечаются хорошие спортивные показатели работы с мячом.
Этапы реализации проекта
I Этап - Подготовительный
- Изучение литературы по данной теме.
- Определение проблемы.
- Постановка цели и задач.
- Подбор материала.
- Подбор и оформление демонстрационного материала для детей.
II Этап – Основной
Работа с детьми:
- Занятия по физической культуре с использованием разных видов мячей в ОРУ, ОВД, п/и).
- Утренняя гимнастика с использование разных видов мячей (большой, малый).
- Дыхательная гимнастика «Задуй мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч». Дыхательные упражнения: «Мяч», «Шарик», «Шарик лопнул».
- Подвижные игры с мячом.
- Физкультминутки «Мяч подскакивает вверх», «Мой веселый звонкий мяч».
- Дидактические игры.
- Презентации «Виды мячей и их применение в спорте», «История развития мяча».
- Создание картотеки «Игры и упражнения с мячом».
- Беседы с детьми: «Какие мячи есть в детском саду», «Как мяч помогает нам быть здоровыми», «История развития мяча».
- Чтение стихотворения С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч».
- Просмотр мультфильма вместе с детьми «Как утенок-музыкант стал футболистом».
- Рисование «Мячик для Тани».
- Лепка «Большой и маленький мяч».
Работа с родителями:
Наглядная информация для родителей:
- Консультации «Знакомьтесь, Мяч!», «Захватив с собою мяч», «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т.д.
- Консультация на сайте ДОУ «Мяч в жизни дошкольника»
- Памятки в уголке для родителей «Игры с мячом для развития речи ребенка» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.).
III Этап – Заключительный
Фотовыставка «Мы играем в мяч дома».
Физкультурный досуг «В стране веселых мячей» (с использованием мяча).
Список литературы:
1. Е А. Бабенкова, О.М. Федоровская «Игры, которые лечат», М., 2010 г.,
2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТСфера, 2007.
3. Л.Н.Волошина «Играйте на здоровье», М., 2004 г.,
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Воронеж, 2005 г.,
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Учеб. Пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. Изд. Центр «Академия»,2002.
7. Н.И. Николаева «Школа мяча».
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 160 с.
9. Хабарова Т. В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекс утренней гимнастики с мячом
(младшая группа)
Ходьба в колонне по одному, легкий бег.
Построение в круг с помощью инструктора.
1. «Покажи мяч»
И.П. О.С. руки с мячом внизу
1. Поднять мяч вперед, показать
2. И.П.
2. «Наклонились и выпрямились»
И.П. ноги на ширине плеч, руки с мячом внизу
1. Наклон вперед, вытянуть руки с мячом вперед
2. И.П.
3. «Потянулись к солнышку»
И.П. ноги на ширине плеч, руки с мячом внизу
1. Присесть, коснуться мячом пола
2. встать, руки с мячом поднять вверх, потянуться к солнышку
4. «Зайчики»
И.П. О.С. руки на поясе, мяч лежит на полу
1. Прыжки на двух ногах около мяча
5. Ходьба по кругу.
Речевка: По утрам не ленись,
На зарядку становись!
Комплекс утренней гимнастики
(старшая группа)
Построение
Повороты на месте - ходьба обычная;
Ходьба в приседе с обычной ходьбой;
Ходьба спиной вперед;
Ходьба на носках;
Перестроение в колонну по три.
1. Потягивание (4 раза в каждую сторону).
И. П. – ноги вместе, мяч в правой руке;
1- шаг вправо, руки в стороны /выдох/,
2. потянуться на носках, руки вверх, передать мяч в левую руку
3. опуститься на полную стопу, руки в стороны
4. приставить правую ногу, руки вверх, темп средний
2. Поднимание согнутой ноги (6 раз каждой ногой).
И. П. –ноги вместе, мяч в правой руке, руки в стороны
1 – поднять правую ногу, согнутую в колене,
передать мяч в левую руку под коленом /выдох/.
2. опустить ногу, руки в стороны
3 -4. то же левой ногой. темп средний
3. Прокати мяч (по 5 раз вокруг каждой ноги).
И. П. – ноги врозь, руки с мячом вверху;
1-2-3 –наклониться к правой ноге, прокатить мяч вокруг правой ноги
4. Подбрось - поймай.
И. П. – ноги врозь, руки с мячом внизу;
1. подбросить мяч вверх;
2. поймать мяч. Дыхание не задерживать, темп средний.
5. Прокати мяч.
И. П. - сидя, руки в стороны, мяч в правой руке
1- согнуть ноги в коленях, прокатить мяч под ногами / выдох /.
2. выпрямить ноги, руки в стороны, мяч в левой руке.
6. Повороты (5 раз в каждую сторону).
И. П. - стоя на коленях, мяч в правой руке
1- поворот влево, правую руку с мячом вправо - вверх / вдох /.
2. и. п. перебросить мяч в левую руку. темп средний
7. Прыжки.
И. П. – ноги вместе, руки с мячом внизу;
1- ноги врозь, руки с мячом вверх;
поворот влево, правую руку с мячом вправо - вверх / вдох /.
2. и. п. темп быстрый
8. Ходьба в колонне по одному.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Комплекс гимнастики пробуждения
(младшая группа)
Ход гимнастики пробуждения
1. Разминка в постели, самомассаж
1. Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.
2. Поворот головы вправо, влево.
3. Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.
4. Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.
Упражнение «Черепаха» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
(дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь.
(дети катают Су-Джок между ладоней).
Упражнение «Ёжик» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.
(дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
Очень-очень колкие
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
Нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
На ежа похожи.
(дети катают Су-Джок между ладонями)
Улыбнулись! Потянулись!
Вдох – выдох 3 раза.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Дыхательные упражнения
«Мяч»
И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем вверх, делаем носом вдох. Выдыхаем, опускаем руки вниз, наклоняемся и говорим «мяч».
«Шарик»
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись.
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш.»
«Шарик лопнул»
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Картотека игр с мячом
«Мяч об пол».
Цель игры. Ловить отскочивший от пола мяч.
Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги лицом друг к другу. У детей одного звена каждой команды по мячу. Они ударяют мяч несильно об пол, ловят его двумя руками и прокатывают партнерам своей команды, стоящим в шеренге, напротив.
Методические приемы. Взрослый находится в таком месте, чтобы он мог сразу видеть всех, помогает ловить далеко укатившиеся мячи, напоминает, как правильно ловить мяч (нужно сделать из двух рук глубокую корзиночку и успеть подставлять ее вовремя под мяч после его отскока от пола, намечает новые варианты (те же, что и в игре «Подбрось-поймай»).
«Мяч вдогонку»
Цель игры. Быстро передавать и принимать мячи, не роняя их.
Описание игры. Дети встают в два круга (две команды). Воспитатель раздает 3-4 детям, стоящим в разных местах круга, цветные мячи. По сигналу «Мяч вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребенка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После 3-4-кратного повторения игры ребенок играет со всеми вместе. Сначала игра проводится с двумя мячами. Выигрывает команда, которая четко соблюдала правила игры.
Методические приемы. Воспитатель наблюдает за правильностью передачи мяча (можно передавать мяч перед собой, за спиной, но нельзя передавать через одного или нескольких игроков, сходить с места). Воспитатель следит, чтобы дети не задерживали мячи у себя, отмечает ловких, внимательных, сообразительных, вводит новые варианты: играть сидя на корточках; в колоннах по одному; сидя на скамейках; на полу; на коленях; передавать только определенной рукой, а принимать другой.
«Перехвати мяч».
Для проведения этой игры вам понадобятся: большой мяч, безопасное пространство (все игры с мячом лучше проводить на улице, компания детей и взрослых (три человека — это уже группа). Участники игры становятся в круг на расстоянии двух шагов друг от друга. С помощью считалки выбирается один игрок, который остается в центре круга. Участники бросают друг другу мяч (в любом направлении, задача водящего — перехватить мяч. Вам нужно соблюдать некоторые правила: стоящие в кругу должны оставаться на своих местах и стараться бросать мяч прямо в руки другим игрокам, а перехватчик не должен подходить на расстояние ближе, чем 3—4 шага от бросающих. Если перехватчику удалось завладеть мячом, он становится на место того, кто сделал неудачный бросок.
«Выстрел мячом»
Цель игры. Закреплять навык катания мяча друг другу.
Описание игры. Дети распределяются на подгруппы и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу один мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним, резко нажать на него и пустить по полу - «выстрелить». Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та подгруппа, у которой «выстрелы» мячом достигали цели.
Методические приемы. Воспитатель переходит от круга к кругу, показывает, как правильно выполнять задание, вводит новые варианты игры: выполнять задание в ином построении - кто дальше прокатит мяч (в положении стоя); один «выстреливает» мяч, другой ловит, не давая коснуться пола; «выстрелить» мяч вверх над собой, поймать двумя руками.
«Поймай зайчика».
Для проведения этой игры вам понадобится неограниченное количество игроков и маленький мячик, который можно удержать в одной руке. Это и будет «зайчик». Все участники становятся в круг, руки прячут за спиной. Один из игроков остается в кругу, его задача — перехватить мячик, то есть поймать «зайчика». По команде ведущего (взрослый) дети начинают передавать мячик из рук в руки за спиной. Водящий может потребовать показать руки, и если он заметит у кого-то мячик (или «зайчика» случайно уронили, игроки меняются ролями. У игры может быть интересное развитие. Объясните участникам дополнительные правила. Если кто-то становится в круг и становится по собственной невнимательности водящим, его могут «запятнать», то есть прикоснуться к нему мячиком (прикасаться только к спине). Водящий должен быстро схватить мячик и в ответ прикоснуться к тому, кто его «запятнал». Если ему это удается, участники снова меняются ролями. Эта игра развивает внимательность и ловкость. Завершайте ее, когда почувствуется утомление в массах. Также вы можете изменять, упрощать игру, используя саму идею — «поймай зайчика».
«Охота на уток».
Все участники игры делятся на две команды: одни — «охотники», другие — «утки». Чертится большой круг. В кругу находятся «утки», за его чертой — «охотники». Задача «охотников» — выбить всех «уток», задача «уток» — увернуться от мяча. Игроки меняются местами, когда в кругу не останется ни одной «утки». Для этой игры вам понадобится легкий мяч среднего размера. Предупредите игроков, что нельзя бросать мяч с большой силой, чтобы не травмировать бедных «уток». Ведь это всего лишь игра!
«Не урони мяч»
Нужно начертить на асфальте старт и финиш. На старте дети стоят в шеренгу, так чтобы не мешать друг другу. В руках у каждого по мячу. Как только прозвучит команда «Марш!» детям нужно бежать и подкидывать мячик вверх. Побеждает тот, кто первым прибежал на финиш и не уронил мячик.
«Мяч в сетку».
На площадке на высоте 110—120 см натягивается волейбольная сетка. Дети также распределяются на команды и встают по обе стороны сетки. Каждый ребенок из команды поочередно бросает мяч в любую клеточку сетки, стоящий напротив - ловит.
Игры в кругу для подготовительной группы.
«Друг»
Материал: Баскетбольный мяч.
Ход игры: Дети стоят свободно в кругу на расстоянии 50 см. Считалочкой выбирают у кого будет в руках мяч. Ребенок начинает по кругу кидать мяч другому и произносит текст, дети повторяют движения и текст.
Мяч сегодня выбирает,
С кем в игру он поиграет,
Он по кругу побежит,
К другу быстро прибежит.
Как только слова проговорили у кого мяч говорит и показывает игровое упражнение с мячом в паре. Затем слова повторяются, но с другими движениями.
«Попробуй отгадай»
Материал: Резиновый мяч.
Ход игры: Дети стоят плотно друг другу руки находятся за спиной в центре стоит ребенок-это водящий. Одному из играющих инструктор дает в руки мяч. С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной со словами:
Стали мы, плотнее в круг
Чтоб не видно было рук.
Мяч соседу передай,
Да смотри, не прозевай
Наш водящий, острый глаз
Не пропустит мячик наш.
По окончанию слов водящий стоя внутри круга старается угадать, у кого мяч. Водящий обращается к ребенку показать «Руки». По просьбе играющий должен показать ладошками вверх. Тот, у кого оказался мяч, или тот кто уронил мяч, становится в середину. А на его место встает водящий.
Игра на развитие ловкости.
«Самый ловкий»
Материал: Баскетбольный мяч.
Ход игры: Инструктор дает команду, «Стать парами» мяч при этом посередине на полу. Инструктор называет любые части тела, дети дотрагиваются их, внезапно произносится слово «мяч» дети должны быстро взять мяч. Тот, кто успеет взять мяч первым, тот и победил.
Игры на развитие глазомера, меткости и ловкости.
«Кто выше прыгнет»
Материал: Мяч резиновый (средний).
Ход игры: На стене нарисованы три горизонтальные черты (1м, 1,5м, 2м) Играющие стоят в колонне, кидают мяч о стенку до первой линии при прыжке мяч не должен задеть играющего, если мяч задел, то играющий подходит к стене, а если мяч удачно перепрыгнут переходит на вторую линию, когда все дети проходят три этапа, выбивают игроков, которые стоят у стены, дети должны подпрыгнуть чтобы их не задел мяч и уйти для начало продолжение игры.
Правило игры: При выбивании игроков нужно целится мячом только в ноги.
«Точно в цель»
Материал: Мяч резиновый. (Диаметр 11см)
Ход игры: На мишени нарисованы мячи (маленький, средний, большой). В центре мяча нарисованы баллы (5,3,2) необходимо попасть по мишени, каждая мишень имеет определённое количество очков для победы нужно набрать 10 очков. Тот, кто наберет быстрее очков тот и выиграл.
Правило игры: На полу черта, следить чтобы не было заступа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Картотека подвижных игр с мячом «Играем дома»
Игра «Дождик и палатка»
Настало время, отдохнуть! А если пойдёт дождь? Спрячемся в палатке! Вы должны её вместе придумать и над мячиком построить!
По полянке ходят, между цветов (мячей): медведь, заяц, волк, бабочка, птица, гусеница и т.д. Все имитируют их повадки. По сигналу «Дождь» родители и дети образуют палатку из разных положений: стоя, сидя, на коленях и т.д.
Игра «Ручеёк с мячом»
Родители и дети выстраиваются колонной и передают один мяч по верху, вытянутыми руками. Последний переходит вперёд. Игра повторяется, пока первый не вернётся в начало.
Ручеёк бежит наш вниз, ноги шире, берегись!
Вариант: Родители и дети выстраиваются колонной и передают мяч между ног из рук в руки. Последний бежит вперёд и передаёт снова. Игра повторяется, пока первый не вернётся в начало.
Игра «Апельсин»
Все встают в круг. Выбирают ведущего, для него подбрасывают мяч и разбегаются врассыпную. Его задача поймать мяч, крикнуть «Апельсин». По этой команде все замирают на месте (шевелиться нельзя). А ведущий пытается мячом выбить кого-то. Если попал, тот становится ведущим - бежит за мячом и как только мяч попал в руки, снова кричит «Апельсин» и все повторяется снова.
Игра «Ловишки с мячом»
Стрелочкой выбирается ловишка, который берёт мяч и бегает с детьми по кругу. На сигнал «Лови» начинает ловить, задевая мячом. Кого поймают, бежит дальше. После сигнала стоп, поднимают руки те, кого задели.
Игры-эстафеты
«Передай мяч поверху».
Для этой и последующих двух эстафет необходимо собрать 2 команды и построить их в две колонны, на небольшом расстоянии друг от друга. Ноги чуть шире плеч. Руки вверху. Мяч у капитанов команды. По команде ведущего участники передают мяч поверху. Как только мяч попадет к участнику, стоящему последним, задание меняется. Теперь нужно передавать мяч из рук в руки понизу. Катить мяч по полу запрещено правилами. Побеждает та команда, у капитана которой раньше окажется мяч.
«Передай мяч сбоку».
Участники становятся в шеренгу, плечом к плечу. Мяч у капитанов команды. По команде его начинают передать друг другу. Как только мяч попадает к участнику, стоящему последним, все участники поворачиваются кругом, и мяч возвращается к капитану команды с другой стороны. Побеждает та команда, у капитана которой раньше окажется мяч.
«Ловкий мяч».
В этой эстафете задание усложняется - объединяются первые две игры.
(рекомендуется сначала повторить все задания).
«Перенеси мячи».
На одной стороне площадки в обруче или корзине выложить мячи по количеству человек в команде. Необходимо перенести мячи с одной стороны площадки на другую. Каждый участник может взять только один мяч.
«Веселый мяч».
Для эстафеты набрать две команды. В одну сторону участники двигаются на четвереньках, толкая мяч головой (руками не помогать). Докатив мяч до конуса, передать следующему участнику, прокатив мяч по полу.
«Гори-гори ясно» с мячом.
Участники игры встают в круг. Ребенок-ведущий с мячом в руках - за кругом. Дети и ведущий идут противоходом, произнося слова:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
После этих слов ведущий незаметно кладет мяч за кем-нибудь из игроков. Все дети считают: «Раз, два, три! Беги!» Ведущий и участник, около которого был положен мяч, бегут вокруг круга в разные стороны. Тот, кто первым оббежал и занял место в кругу, победил. Второй же игрок становится ведущим.
«Горячая картошка».
Дети встают в круг. По команде ведущего, начинают передавать мяч из рук в руки по кругу. Как только ведущая скажет: «Стоп!», игра останавливается. Игрок, у которого мяч оказался в руках выходит из игры. Играют до тех пор, пока не победит последний игрок.
«Полет на ядре».
Построить для игры две команды. В одну сторону игроки передвигаются прыжками, с мячом, зажатым между колен. Обратно – взять мяч в руки и вернуться бегом. Победит та команда, которая первой справится с заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Беседа «История мяча»
с использованием презентации.
Инструктор: Здравствуйте ребята! Рассаживайтесь поудобней на ковре в виде круга.
Я вам сейчас загадаю загадку, и вы сразу поймёте, о чем мы сегодня с вами поговорим.
Он в игре не заменим,
Мы гоняемся за ним.
Он капризен и горяч
Наш упругий звонкий … Мяч
Инструктор: Молодцы ребята! А кто-нибудь из вас знает загадки про мяч?
Дети загадывают загадки.
Инструктор: Молодцы! Какие интересные загадки про мяч знаете.
А вы догадались почему его так называют? (Ответы детей)
Происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». Мяч- это мягкий шар.
Инструктор: История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.
Мяч считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит, по мнению греков, обладал его волшебной силой.
Инструктор: А древние индейцы вообще не касались мяча руками, а только ракетками, потому что у них он читался символом Солнца и Луны.
Первые мячи были из камня. Они были очень тяжелые и небольшого размера. Хотя и встречались археологам большие каменные мячи. Посмотрите на картинку как они выглядели.
Инструктор: Так же были мячи из глины. Они были так же тяжелые и распадались на куски во время игры с ним. После древние люди придумали делать их из травы. Они были легче предыдущих, но также были не упруги.
Инструктор: Посмотрите, какие мячи были из тростника. Его прутья спутывали между собой и формировали в виде шара.
Инструктор: Первый мяч из дерева придумали Египтяне. И вырезали его из легких пород дерева.
Инструктор: А в Японии дети в древности забавлялись мячами кемари (мальчики пинали его ногами) и темари (обшитыми шёлковыми нитями мячи бережно играли в них девочки и только руками).
Крестьянские дети нашей страны играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми туго свёрнутыми из тряпок.
Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовали для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры типа футбола.
Римляне наполняли кожаные мячи зернами плодов инжира. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр.
Инструктор: Однажды, 2 тыс. лет назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на большой бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный веревкой, он висел над входной дверью для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стену, а он отскакивал. Тут Атциуса и осенило. Он купил пузырь, принес домой и обшил его кожей, получился мяч – легкий и прыгучий. Вот таким было открытие!
Спустя много лет, в Америке, появился первый резиновый мяч. Местные индейцы научились делать его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев. Такой мяч назывался «каучу» (от слов «као» - дерево, «о-чу –плакать»). Этот мяч был очень прочный и прыгучий. Каучуковый (резиновый) мяч первым из европейцев увидел знаменитый путешественник Христофор Колумб и первый привез его в Европу. Резиновый мяч быстро раскатился по всему миру. Так же пробовали делать мячи из шерсти, но такой мяч не прижился так как играть с ним не так удобно, как другими придуманными мячами.
Инструктор: С тех пор люди придумали еще много, много разных мячей.
Шло время, мячи менялись, менялись и материалы, из которых делали мячи. Теперь каждой спортивной игре соответствует свой мяч.
Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.
Вот такая интересная история у мяча!
Инструктор: А теперь немного разомнёмся и поиграем с нашим героем.
Игра с мячом «Прокати мяч»
Команды построены в колонны по одному, в стойке ноги врозь, мяч в руках у направляющего. По сигналу первый номер наклоняется вперед и толчком двумя руками посылает мяч между ног назад. Игрок, стоящий сзади, ловит катящийся мяч, бежит в начало колонны и повторяет то же самое. Игра заканчивается в тот момент, когда первый номер вернется с мячом на место направляющего.
Игра с мячом «Салки с мячом»
Участники находятся на площадке, у одного игрока мяч. Он гоняет ударами ноги мяч и старается осалить им кого-нибудь из играющих.
Дети бегают, увертываются от мяча. Тот игрок, которого задел мяч, становится салкой, и игра продолжается.
После игры отмечаются игроки, которые ни разу не были салкой.
Инструктор: Молодцы ребята! Отлично поиграли.
Вам понравилась сегодня наша беседа?
А какой мяч вам большего всего понравился? И другие вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Конспект итогового физкультурного занятия
«В стране Весёлых мячей»
Инструктор: Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну. Где мы будем играть и соревноваться. А всё это время рядом с вами будут ваши старые знакомые, а кто они отгадайте.
Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет.
(Мяч)
Я красивый и большой
Я прозрачный и цветной
Чтоб со мной играть меня надувают.
А иногда полетать отпускают.
(Воздушные шары)
Инструктор: Для того чтобы туда попасть нужно встать вкруг взяться за руки, закрыть глаза, и ветер нас унесёт в страну весёлых мячей.
Инструктор: Я рада приветствовать вас в стране весёлых мячей. Все жители этой страны любят играть, прыгать, скакать, кататься и кувыркаться. Раз мы сюда попали, предлагаю вам поиграть и посоревноваться. Разделитесь на команды и поприветствуйте своих соперников.
Команда «Мячи»:
Мой весёлый звонкий мяч
(Хлопают в ладоши)
Ты куда помчался в скачь
(Прыгают на месте)
Красный, синий, голубой
(Поочерёдно поднимают ноги)
Не угнаться за тобой.
(Бегут на месте)
Команда «Шары»:
Мы шарики воздушные
(Поочерёдно поднимают руки вверх)
Очень, очень шустрые,
(Поочерёдно прыгают на месте)
Отпустили мы летим
(Поднимают руки вверх, встают на носочки)
А поймали мы сидим
(Приседают)
1,2,3,4,5
(Маршируют на месте)
Будем с вами мы играть
(Прыгают ноги вместе, в стороны)
Инструктор: Перед соревнованиями сделаем разминку.
(Звучит аудиозапись ритмичной музыки. Дети выполняют комплексы упражнений ритмической гимнастики с мячами и шарами.)
Инструктор: 1,2,3,4,5 начинаем мы играть. Оценивать результаты игр и соревнований будут весёлые мячи – малыши. За каждую победу команда получит один мяч.
Эстафета «Ловкий мяч»
Команды встают в колонны. Каждый участник должен пробежать дистанцию: оббегая стойки, прокатывая большой мяч до финиша, вернуть к месту старта по прямой и передать мяч следующему игроку. Выигрывает команда участники которой прошли дистанцию, не сбив ни одной стойки.
Эстафета «Пронеси мячи»
Участники команд разбиваются на пары. Каждая пара, зажав мяч между головами, должны оббежать стойки змейкой и вернуться к месту старта по прямой. Выигрывает команда, участники которой прошли дистанцию, не уронив мяч.
Эстафета «Кочки»
Каждый участник, переступая по кочкам (плоским кругам), должен добраться до обруча с мячами, взять мяч, вернуться к месту старта и опустить его в корзину. Выигрывает команда, участники которой первыми закончили эстафету.
Эстафета «Забрось мяч»
Каждый участник проходит дистанцию взяв мяч, перепрыгивает из обруча в обруч, боком пролезает под дугой. Затем забросив мяч в корзину, возвращается к месту старта. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Эстафета «Передай мяч»
Команды выстраиваются в колонну. Перед каждой командой встаёт один из участников, бросает мяч ребёнку, стоящему первым. Ребёнок, поймав мяч, бросает его обратно и встаёт в конец колонны и т.д. Выигрывает команда, участники которой быстрее закончили эстафету и не уронили мяч.
Эстафета «Кто быстрее встанет в круг»
Участники встают вокруг обручей в которых лежат мячи. (В каждом обруче мячи определённого цвета). Звучит музыка. Дети берут по одному мячу и произвольно ходят по залу. По окончании музыки кладут мячи на пол. Звучит снова музыка, все бегают между мячами. По окончании музыки каждый участник должен взять мяч своего цвета и встать рядом с обручем, в котором лежит такой же мяч. Выигрывает команда, члены которой быстрее собрались вокруг своего обруча.
Подвижная игра «Салют»
По залу рассыпаны мячи. По сигналу все члены команд начинают собирать мячи, каждая в свой обруч. Побеждает команда, набравшая больше мячей.
Подвижная игра «Загадки и отгадки»
По залу разложены картинки с символическим изображением разных видов спорта. Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети произвольно бегают по залу. Ведущий поднимает над головой мяч (теннисный, футбольный, волейбольный, баскетбольный). По окончании музыки игроки встают вокруг картинки, на которой изображён символ того вида спорта, в котором используется мяч.
Малоподвижная игра «Передай мяч по кругу»
Участники образуют большой круг. Дети через одного держат в руках обручи. Дети передают по кругу мячи, пропуская их через обруч сверху вниз. При смене мелодии дети меняются – одни держат обручи , другие передают мячи.
Инструктор: Как же вы славно сегодня играли:
Ловко метали и в цель попадали.
Рад я, что вы с физкультурой дружны.
Спортивные навыки в школе нужны.
Подсчитываются мячи, полученные командами, называется победитель и вручаются всем участникам воздушные шары.
Звучит запись весёлой музыки. Дети танцуют с шарами, затем прощаются со странной весёлых мячей, возвращаются к себе в группу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Консультация для родителей.
«Поиграйте с ребенком»
Игры с мячом активизируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве, глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функции мозга ребенка, развития речи.
Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма - легких, сердца, улучшают обмен веществ. Они вызывают положительные эмоции. Совместные действия в играх сближают детей и родителей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Выбор мяча: мяч должен быть удобен и не вызывать у ребенка слез от ощущения собственной неловкости.
Коротко об играх с мячом:
- «Брось мяч»: бросание мяча друг другу и ловля его двумя руками;
- «Прокати в воротики»: прокатывание мяча через воротики, ноги родителей;
- «Быстро по кругу»: передача мяча друг другу с боку, над головой, снизу;
- «Попади в корзину»: бросание мяча в корзину (двумя руками из-за головы, от себя)...
Подвижные игры с мячом:
- «Съедобное-несъедобное»: съедобное - ловим мяч, несъедобное - не ловим;
- «Школа мяча»: различные упражнения с мячом (консультация с педагогом);
- «Сбей кеглю»: мячом сбиваем кегли (по горизонтали, в шахматном порядке Боулинг)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует ...
Проект «Мой веселый звонкий мяч!»
Проблема: Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним....
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Проект направлен на повышение у детей интереса к многообразию мячей, на заинтересованность родителей в использовании мяча в играх....
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Образовательный проект по образовательным областям "Здоровье" и "Физическая культура"...
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Образовательный проект по образовательным областям "Здоровье" и "Физическая культура"...
Образовательный проект "Мой веселый, звонкий мяч"
Образовательный проект«Мой веселый звонкий мяч»Актуальность: К сожалению, современные дети ведут малоподвижный образ жизни и все реже играют с мячом. Мяч знаком всем с раннего детства. Одн...
Проект "Мой веселый звонкий мяч"
Проект "Мой веселый звонкий мяч" расчитан для работы с детьми первой младшей группы...