Методическая разработка Проект "Зоркие глазки"
методическая разработка

Мамбетова Гуляра Тазовна

     «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zorkie_glazki.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Зоркие глазки»

                                                         

                                                                     

Актуальность:

Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь с молоду.

     По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и немудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения.

Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для малышей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда малыш спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить «зоркость», стоит уделять своим глазам особое внимание с раннего детства. Один из наиболее удобных и проверенных способов – детская гимнастика для глаз.

     Поэтому для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

     В связи с этим мы разработали комплексы гимнастик и упражнений для глаз, которые помогут укрепить и сохранить зрение малыша. Все они направлены на снятие напряжения с детских глазок, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером.

Тип проекта:

Исследовательско – познавательный, групповой.

Вид проекта:

Краткосрочный.

I этап. Целеполагание:

     «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

      Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – всё это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараемся приспособиться к

сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

    Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель пректа: Укрепление и сохранение зрения детей, формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о здоровье, о важности зрения

Задачи проекта: 

  • формировать у дошкольников представления о функциях зрения, как об одном из способов познания мира, необходимость беречь его;
  • познакомить детей с устройством глаза, как органом зрения;
  • развивать умение детей бережного отношения к глазам и навыки ухода за ними.
  • заинтересовать и обучить родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей, показать важность данной проблемы.
  • формировать навыки снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений зрительной гимнастики, и др.;
  • развивать сохранные анализаторы (зрение, слух, обоняние, осязание), познавательную активность детей.
  • формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз;
  • воспитывать толерантное отношения к людям с ограниченными возможностями, готовность им помогать.

Оборудование,  материал: использование информационно-коммуникативных технологий: ноутбук, интерактивная доска, настольно печатные игры, подборка дидактических игр, иллюстрации, репродукции органов чувств, картотека игр, опыты эксперементирование, подборка художественной литературы, материал для художественного творчества, видеотека с собранием познавательного материала по теме проекта.  

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Дети получат первичные представления о глазах, их назначении и роли в жизни человека.
  2. Дети узнают основы ухода за своими глазами, правила сохранения зрения, будут стремиться следить за своим здоровьем;
  3. Овладеть приемами проведения зрительной гимнастики.
  4. Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение зрения.
  5. Родители расширят представления о зрительных возможностях своего ребенка.
  6. Родители овладеют практическими навыками сохранения и укрепления зрения детей

II этап. Реализация проекта:    

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.
  3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
  4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  5. Подобрать материал для проведения опытов в экспериментальном уголке.
  6. Написать перспективный план мероприятий.

III этап. Выполнение проекта:

Исходя из задач проекта, мы наметили следующие формы работы:

Образовательная  

      область

                                  Формы работы

Социально – коммуникативное

развитие

Дидактические игры и игровые упражнения. Подбор игр и игровых упражнений для развития зрительного восприятия и памяти.

Игровая ситуация - «Что делать для сохранения своего здоровья», «Опасность острых предметов для глаз», «Попадание в глаз чужеродных предметов», «Ожоги глаз».

 Развивающие  игры: «Хорошо – плохо», «Наши помощники», «Отгадай загадку». «Что ты ешь?», «Чудесный мешочек», " Что полезно, а что вредно для глаз», «Угадай настроение», «Где же наши ручки?», «Здоровый малыш» и т.д.

Игровые упражнения: «Собери человека» (из счетных палочек, геометрических фигур и т.д.)

Игра по карточкам «Режим дня».

Игры- эксперементирование по теме «Глаза- орган зрения»

Сюжетно-ролевая игра- «Окулист», «Больница».

Подвижные игры (по выбору детей и педагогов).

Познавательное

развитие

НОД«Наши органы чувств. Орган зрения-Глаза»,  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Мой организм».

Познавательные рассказы педагога: «Зачем человеку глаза? Забота о глазах».

Моделирование ситуаций: «Что полезно, а что вредно для организма», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Страна Микробия», «Я хочу подольше спать», «Я не буду спать сегодня», «После игры – за стол», «Один дома», «Зачем нужны салфетки», пословиц и поговорок по данной теме.

Обсуждение: «Что полезно, а что вредно для организма», «Витамины с грядки», «Если хочешь быть здоров», «Страна Микробия», «Зачем нужно зеркало?»,  пословиц и поговорок по теме.

Опыты и эксперименты: «Вода», «Воздух», «Солнце»,  «Как работает мое сердце», «Свойства материалов»,  (дерево, стекло, пластмасса, ткани).

Игровой тренинг: «Собери все для душа»,  «Собери медвежонка на прогулку», «Что можно делать перед сном», «Один дома», «Почистим зубы», «Как работают мои зубы», «Чем я моюсь» (предметы для купания)

Экскурсии в медицинский кабинет, на прачечную, на кухню, к озеру.

Рассматривание «Анатомический атлас для дошкольников».

Речевое

развитие

Валеологические сказки (по выбору педагога).

Сказкотерапия (по выбору педагога).

Чтение художественной литературы

Э. Мошковская «Доктор, доктор…»,  А. Боске «Для чего нужны глаза?», Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»,

Н. Кнушевицкая «Глаза»

Сказки «Крошечка-хаврошечка»

Разучивание стихотворения «Береги свои глаза»

Н. Орлова «Телевизор» Составление рассказов из личного опыта.

Разбор и составление путаниц и небылиц.

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»,  А. Боске «Для чего нужны глаза?».

Чтение пословиц и поговорок о здоровье, о глазах.

Художественно – эстетическое

развитие

Рисование «Глаза - зеркало души», «Наша медсестра», «Нарисуй свой сон», «Мы делаем зарядку».

Работа в раскрасках.

Лепка «Витамины с грядки», «Человек».

Аппликация «Ягоды, грибы нашего леса», «Мы гуляем на участке»

Конструирование «Детская больница».

Коллаж «Здоровячок», «Веселый хоровод»

Физическое развитие

Физкультурные занятия и паузы. Прогулки. Подвижные игры (по выбору детей и педагогов).

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

Зрительная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Гимнастика после сна.

Гимнастика для глаз «Медведь по лесу бродит», «Белка», «Дождик», «Наши глазки».

Игра «Мигалочки».

Релаксационные упражнения с элементами дыхательной гимнастики.

Работа с

родителями

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Семинары-практикумы ««Развитие зрительного внимания»»,

Папки - передвижки: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Здоровые глаза - здоровый малыш».

Консультации: «Как сохранить глаза здоровыми», «Гимнастика для глаз», «Здоровье ребёнка зависит от вас»,

«Будут здоровыми глазки всегда, если полезная в доме еда»,

«Гигиена органа зрения», «Зрительная гимнастика дома».

Выставка  литературы, пособий и дидактического материала для развития мелкой моторики рук детей.

Мамочкин» справочник:

«Компьютер: за и против».

IV этап. Презентация проекта:

  1. Создание альбомов «Органы чувств»
  2. Выпуск газеты «Берегите зрение»
  3. Оформление папки – передвижки для родителей: «Формируем привычку к здоровому образу жизни»
  4. Творческая  мастерская: «Игры для дыхательной и зрительной гимнастики»
  5. Итоговое  мероприятие «В стране Неболейка»

V этап.  Определение задач для новых проектов.

  • Подбор картинок, загадок, стихов, поговорок о глазах. Выпуск газеты "Глаза. Как их сберечь". Проведение игр, зрительной гимнастики дома.
  • Создание предметно-развивающей среды. Оформить доступную для изучения предметно-развивающую среду. Февраль, март Изготовление панно "Органы чувства", "Правила здоровья", "Массажные точки".
  • Работа с родителями. Привлечь родителей к поиску информации для детей об органе зрения людей и животных, активизировать их к совместной деятельности.

Список литературы

Т. Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» - «Учитель», 2011 г.

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика - Синтез, 2009 - 2010

Гимнастика для глаз. - Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.

Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение

Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. . – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях. - Логопед, №1, 2011. - с.49-56.

Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство-Пресс. 2002

Интернет-ресурсы: http://womanadvice.ru/gimnastika-dlya-glaz-dlya-shkolnikov#ixzz2f9r9dKJJ

Журнал WomanAdvice -советы на все случаи жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Глазки, глазки, что вы делали?"

Образовательные области – Познание, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность.Задачи:Обучающие:Дать детям знания о строении глаза, значении и возможности глаз человека.Расширять словарь...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...