Дыхательная гимнастика как средство профилактики простудных заболеваний
консультация

Пашкова Екатерина Алексанровна

Хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания является дыхательная гимнастика, которая развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika.doc553.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие взрослые!

Хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания является дыхательная гимнастика, которая развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой.

При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. При выполнении дыхательных упражнений кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка. Также такая гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

Упражнения дыхательной гимнастики являются хорошим дополнением к традиционному лечению (медикаментозному, физиотерапевтическому).

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто:

  • имеет травмы головного мозга,
  • травмы позвоночника,
  • выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника,
  • при кровотечениях,
  • высоком артериальном давлении,
  • внутричерепном или внутриглазном давлении.

Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие.

Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

Дети могут выполнять упражнения дыхательной гимнастики 2 раза в день по 10 - 15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Такие упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если же занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Дыхательная гимнастика должна проходить в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать и свои упражнения, аналогичные стандартным, а так же выполнять их с использованием любимых игрушек. Вам, уважаемые родители, неплохо увлечь ребенка своим личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе с ним.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета  будут видны только после длительного курса.

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Ребенку необходимо лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Нужно попрость его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно нужно надуть шарик -животик, задержать дыхание, и потом шарик сдуть – медленно выдыхать воздух.

Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох - через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

«ВОЛНА»

Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".

«ВОДОЛАЗ»

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. А для этого нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

«ЧАСИКИ»

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Необходимо попросить его изобразить часы.

Он должен, размахивая прямыми руками вперед и

назад, произносить «тик-так».

«ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»

Дошкольник встает прямо, ноги вместе. Поднимает руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо тянется, поднимаясь на носки, затем опускает руки вниз, опускается на всю ступню, выдыхает воздух, произнося: «у-х-х-х»!

«ЛЕТЯТ МЯЧИ»

Для выполнения этого упражнения, необходимо

встать прямо, руки с мячом перед грудью.

Выдыхая, бросить мяч от груди вперед.

На выдохе произносить: «У-х-х-х-х!».

«НАСОС»

                                 

                                  Предложить ребенку слегка расставить ноги и

                                  опустить руки. Затем сделать носом вдох. А,

                                  затем, выдыхая, наклонить туловище в сторону,

                                  скользя руками по ногам. При этом громко

                                  произносить: «с-с-с-с».

«ПЕТУШОК»

Ребенок стоит, слегка расставив ноги и

опустив руки. На вдохе, он поднимает

руки в стороны. Затем, выдыхая, похлопывает

себя руками по бедрам и произносит:

«Ку-ка-ре-ку!».

«МАЯТНИК»

                                 Ребенок стоит прямо, ноги - на ширине плеч,

                                 И держит палку за головой ближе к плечам.

                                 На выдохе - наклоняет туловище в стороны и

                                 Произносит: «Т-у-у-у-х-х».

«КТО ДОЛЬШЕ ДЫШИТ ЧЕРЕЗ НОС»

Цель:

  • Научить ребенка дышать через нос.
  • Вырабатывать самоконтроль.

Предложить ребенку закрыть рот, вдыхать и выдыхать через нос, пока идет чтение потешки.

Например:

Ани, бани, барабани,

Маша едет на баране,

Тыр, стоп, не скачи,

Продаются калачи.

Калачи горячи,

На, Ванюша, получи.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Ребенок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Затем, на счет: «1, 2» выполняет носом вдох и подносит сложенные ладошки ко рту.

На счет: «3, 4, 5, 6» - выдыхает воздух через рот, сделав губы «трубочкой», и разводит кисти рук в стороны, округляя пальцы (надувает вот такой круглый шарик)

«ПЕСЕНКА БЕЗ СЛОВ»

Упражнение направлено на восстановление носового дыхания. Ребенок должен сделать глубокий вдох. Затем, выдыхая, напевать мотив любимой песенки звуком «м-м-м».

(Выдох должен быть в 2 раза длиннее вдоха).

С более старшими детьми можно проводить следующие упражнения:

«ВОРОНА»

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох и разводит руки широко в стороны, как крылья.  На выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

«ЛЫЖНИК»

Имитация ходьбы на лыжах в течение

1,5-2 мин.

На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

«РОЗА И ОДУВАНЧИК»

Выполняется в положении стоя.

Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат.

Затем максимально выдыхает ртом - «дует на одуванчик».

«НА ТУРНИКЕ»

                          Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку

                          держать обеими руками перед собой.

                          Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох,

                          палку опустить назад за голову - долгий выдох.

                          Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

«РЕГУЛИРОВЩИК»

Ребенок стоит, слегка расставив ноги; правая

рука поднята вверх, а левая отведена в сторону.

Он вдыхает воздух носом и, с удлиненным

выдохом, меняет положение рук.

При этом произносит звук «р-р-р».

«ХОМЯЧОК»

Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таким образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

«ТРУБАЧ»

                                  Кисти рук сложить в трубочку, поднять почти

                                  вверх.

                                  Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф».

«ДРАКОН»

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

«ВЬЮГА»

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-пш-пш-пш».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

«ОСЕНЬЮ»

  • Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!»
  • Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!»
  • Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
  • Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся.
  • Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
  • Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
  • Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».

«ШАГОМ, МАШ!»

                              Ходьба, высоко поднимая колени:

                                                                                  на 2 шага – вдох;

                                                                                  на 6–8 шагов – выдох.

                              Выдыхая, произносить: «Ти-ш-ш-ше»

«ЦВЕТОК»

Ребенок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки.

На счет: «1, 2» - поднимает руки через стороны вверх, напрягается и делает вдох.              

На счет: «3» - расслабляет кисти рук;

               «4» - расслабляет предплечья, голову наклоняет вперед;

           «5, 6» - расслабляет, наклоняет туловище вперед, руки

                    опускает вниз.

Каждое упражнение выполняется 4 - 6 раз.

Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В данной статье представлен материал, раскрывающий значимость проведения дыхательной гимнастики, основные требования к ее проведению, а также игровые упражнения....

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как одно из средств профилактики простудных заболеваний". Первая младшая группа.

Обучив малыша простым и весёлым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ...

«Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений»

пед.совет. «Дыхательная гимнастика  как средство профилактики речевых нарушений»...

Презентация мастер-класса «Дыхательная гимнастика как средство профилактики и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

Преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами - несомненно. Это очень простой и вместе с тем эффективный способ сохранения и укрепления здоровья детей, который не требует...

Фонопедические упражнения для развития певческого голоса как средство профилактики простудных заболеваний.

Фонопедические упражнения для развития певческого голоса как средство профилактики простудных заболеваний....

Дыхательные игры и упражнения, как средства профилактики простудных заболеваний

Дыхательные игры и упражнения, как средства профилактики простудных заболеваний...