«Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений»
статья по логопедии

Фоминова Екатерина Владимировна

пед.совет. «Дыхательная гимнастика  как средство профилактики речевых нарушений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 «Исток»

Выступление на педагогическом совете

 Тема: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»

Составитель:

учитель-логопед

Фоминова Е.В.

Смоленск

2019г.

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи и  влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Дыхательная функция у детей формируется спонтанно, а речевое дыхание – в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью.

Однако, у большинства детей с нарушениями речи, отмечаются различные  расстройства физиологического и речевого дыхания. С целью выработки у данных детей правильного речевого дыхания необходимо проводить целенаправленную комплексную работу по его развитию.

Развитие дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Увеличивается объем легких, усиливается газообмен и улучшается  кровообращение, под действием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что естественно, способствует общему оздоровлению организма и улучшению самочувствия. Мотивируют интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

В связи с тем, мной был реализован проект «Послушный ветерок».

Цель:  формировать у детей умение управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание, выработать у ребенка интенсивный выдох достаточной продолжительности.

Задачи:

1.Развить дифференцированный речевой и ротовой выдох у детей.

2.Развить сильный, плавный, направленный выдох без участия речи.

3.Развить сильный плавный выдох:

 - на материале гласных звуков,

 - на материале согласных звуков

 - на материале слогов, слов

 - на материале предложений и фраз.

4.Формировать и закрепить нижнедиафрагмальное дыхание.

Ожидаемый результат: дети  научатся правильному дыханию  при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться: 
- сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. 
Проект состоял из 3 этапов.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1 этап  Организационный

     1.

Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания

сентябрь

2.

Составление перспективного плана работы над дыханием.

сентябрь

3.

Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания

сентябрь

2 этап Внедренческий

Работа с детьми:

1.

Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь

2.

Выработка глубокого вдоха

ноябрь

3.

Формирование физиологического дыхания, развитие его силы

декабрь

4.

Развитие силы голоса и речевого дыхания

январь,

5.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных  и согласных звуков

февраль, март

6.

Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

апрель, май

3 этап Итоговый

1.

Подведение итогов работы

март, май

2.

Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания

апрель

План реализации проекта:

месяц

Темы занятий

октябрь

«Осенние листочки»

«Пароходы»

«Федорины помощники»

«Прогулка в лес»

ноябрь

«Путешествие по цветущему саду»

«Узнай фрукт»

«Узнай овощ»

«Приключение Буратино»

декабрь

«Зоопарк»

«Свистульки»

«Произнеси так, как я»

январь

«В гостях у дедушки Мороза»

«Узнай по голосу»

февраль, март

«Звуковые дорожки»

«Поезд»

«Шаловливые котята»

«Веселые клоуны»

«Мы едем в цирк»

«Поможем Кате и Вите»

апрель, май

«Поездка в деревню»

Инсценировка сказок  «Колобок»

«Три медведя»

«Теремок»

Весенний праздник

Упражнения по развитию воздушной струи у детей использовались как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Перед проведением гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

2. Соблюдение  количества и темпа проведения упражнений. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному.

3. Не следует проводить упражнения после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

4. Выполнять упражнения необходимо в свободной одежде, которая не стесняет движения.

5. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. При недомогании гимнастику лучше не проводить.

6. Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении.

7. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

8. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

9. Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

 Дыхательные упражнения можно разделить на статические и динамические (включают ходьбу, медленный бег, движения рук, ног, туловища; сочетание движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний на выдохе и включает элементы лечебной физкультуры).

На слайдах представлены некоторые из них.

Вывод:

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность.

Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствовали воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволило получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В данной статье представлен материал, раскрывающий значимость проведения дыхательной гимнастики, основные требования к ее проведению, а также игровые упражнения....

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников

Для профилактики нарушений речи  мы  используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной....

Логоритмические упражнения как средство профилактики речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте

Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка, однако с каждым годом у детей становится все больше трудностей с ее освоением. В данном материале рассматривается мето...

Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».

Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....

"Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений" (Консультация для педагогов ДОУ)

quot;Дыхательная гимнастика как средство профилактики речевых нарушений" (Консультация для педагогов ДОУ)...