Использование русских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста
консультация

Луданная Светлана Ивановна

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - это разрушение личности человека. Современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Заменителями родителей становятся гаджеты. Теряются традиции, у детей нет возможности брать пример со старшего поколения. Поэтому сейчас особенно актуальной является задача привить любовь к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_igry.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование русских народных игр в работе

с детьми дошкольного возраста

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество — это разрушении личности человека. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, справедливости и патриотизме. Современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом, зачастую не зная бабушек со сказками, мам и пап с настольными играми и примерами из жизни. Заменителями родителей стали мобильный телефон и приставки. Теряются традиции, детей лишают возможности брать пример у старшего поколения.

Поэтому в настоящее время особенно актуальной является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с традициями, обрядами, то есть стоит задача приобщения новых поколений к истокам русского народа. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Через игру дошкольники познают окружающий мир, развивается мышление, память, речь. Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная игра.

Чем так интересна и уникальна русская народная игра?

У каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя представления о чести, смелости, мужестве, об укладе и труде. Русские народные игры прививают желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.

В народных играх много соревновательного задора, они сопровождаются весёлыми моментами, считалками и потешками. Не начнётся игра без зачина, который как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, быстро организовывает игроков, настраивает их на выбор водящего.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Возраст играющих: Для младших дошкольников необходимо выбрать простые игры, постепенно усложняя их за счёт введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых воспитатель выступает водящим, показывает своим примером движения.
  2. Место для проведения игр: Игры могут проводиться в зале, игровой комнате, на площадке.
  3. Количество участников игры: Не нужно проводить игры сразу со всей группой, прежде дети должны освоить правила игры. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, участие в игре должно быть интересным для каждого ребёнка.
  4. Наличие атрибута для игр: мячи, скакалки, флажки, маски и т.д., подготовлены заранее и в достаточном количестве.

Водящим может быть воспитатель, объясняет детям правила игры. Воспитатель должен встать в круг вместе с детьми (не в центре круга), чтобы ни к кому не стоять спиной. Объяснение воспитателя должно быть коротким и понятным, сопровождаться показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми детьми, чтобы дети хорошо усвоили правила игры.

Также водящий может быть определён самими детьми, с помощью считалок. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

к нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

После выбора водящего начинается игра.

Игры русских детей были очень разнообразны. Выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные. Приведём примеры некоторых из них.

«Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей»

Задачи:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие компонентов устной речи детей;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые игры;

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, а также соблюдения общепринятых норм и правил поведения;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, используя стишки - потешки.

«Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».)

«Засолим капусту»

Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трём,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмём.

(Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

«Хороводные игры».
Цели и задачи — развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
— содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.
— формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение.

;Карусели»
Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, — говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Темп речи и движений постепенно ускоряется.
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Карусель меняет направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

;По ровненькой дорожке»
Вместе с ребёнком поводите хоровод со словами:

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
по камушкам,
По камушкам, в яму – бух!

На последней строчке присядьте.

;Раздувайся, пузырь!»
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой,
Оставайся такой, И не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг.
Он летел, летел, летел.
И за веточку задел! (дети бегут по кругу)
«Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!»и сбегаются в кучку.

«Состязательные игры»

Удар по веревочке.

Цель. Развитие внимания и ловкости. Развития навыков общения.

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Большой мяч

Цель: Развитие ловкости, формирование навыков общения.

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга.

Правила игры. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Зайки

Цель: развитие ловкости, выносливости. Приобретение навыков общения со сверстниками.

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

В нашем, современном мире народные игры являются одним из важным моментом воздействия на личность ребенка, наравне с воспитанием и развитием детей в национальной традиционной культуре. Народные игры наиболее интересны и актуальны и в наше время, ведь именно сейчас существует достаточно большое количество искушений в виде компьютерных игр, игр в телефоне и т.п. , явно способствующих проведению малоподвижного образа жизни. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость.

Народные игры способствуют расширению кругозора, пополнению представлений об окружающем мире. Игра увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много интересного и познавательного, способствующего расширению сенсорного развития ребенка, его мышления и самостоятельности. Русские народные игры сохранили свою художественную красоту, эстетическое значение и составляют ценное, неоспоримое игровое наследие.

Русские народные игры для детей оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для воспитателей «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»

Цель:   Познакомить  и заинтересовать педагогов  русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с д...

Особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста

В статье описывается особенности восприятия русской народной сказки детьми дошкольного возраста. Даны рекомендации родителям....

Статья. Русские народные игры с детьми дошкольного возраста.

Эта статья показывает значимость русских народных игр. Их самобытность и неповторимость....

Консультация. Русские народные подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Консультация. Русские народные подвижные игры с детьми дошкольного возраста...

Тема: «Народные игры Поволжья с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Наша память, наше желание чтить и не забывать свои традиции –это  нити которые связывают нас с прошлым. А без прошлого  как говорится, нет настоящего и будущего!Наша задача как  п...