Тема: «Народные игры Поволжья с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС»
проект (подготовительная группа)
Наша память, наше желание чтить и не забывать свои традиции –это нити которые связывают нас с прошлым. А без прошлого как говорится, нет настоящего и будущего!
Наша задача как педагогов приобщить дошкольников к истокам национальной культуры.
В раннем детстве ребенок как губка впитывает все что он видит .Именно в это время мы должны приобщать его к народным традициям и народной музыкальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_doklada.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Народные игры Поволжья с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС»
1.Вход под песню «Ты заря моя зоренька»
Добрый день вам и поклон,
Гости дорогие!
Вижу собрались со всех сторон
Девицы удалые.
Я смотрю на ваши лица:
Хорошо, отрадно мне,
Словно мы в огромной, дружной
И приветливой семье.
2.(татарская музыка)-Исәнмесез кадерле кунаклар!
Как приятно приветствовать вас сегодня здесь, вот этими добрыми словами, в этих народных костюмах и ощущать себя при этом маленькой частью нашего национального наследия, нашей народной культуры.
СЛАЙД 1
Связь времён сегодня ляжет перед вашим взглядом,
Станет ближе прошлое мгновенно!
Помнить «корни», свой родной народ, родную землю
Должен каждый я считаю, непременно.
Наша память, наше желание чтить и не забывать свои традиции –это нити которые связывают нас с прошлым. А без прошлого как говорится, нет настоящего и будущего!
СЛАЙД 2
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны стали
Нам полеты на Луну,
Вспомним мы народные обычаи,
Вспомним с вами нашу старину
СЛАЙД 3
Когда -то стародавние времена жил народ работал без устали, а когда заканчивались полевые работы, или когда начинались праздники, устраивал народ долгожданные посиделки, гулянья .
- В народе говорят «Маленькое дело, лучше большого безделья», а сделал дело - (ответы гостей) гуляй смело!
И люди гуляли, пели, плясали, да в игры играли!
Именно Игры были неотемлимым элементом народных праздников.
СЛАЙД 4
Наша задача как педагогов приобщить дошкольников к истокам национальной культуры.
В раннем детстве ребенок как губка впитывает все что он видит .Именно в это время мы должны приобщать его к народным традициям и народной музыкальной культуре.
СЛАЙД 5
Всякая традиция живет благодаря интерпретации. ПольРикер
французский философ, один из ведущих представителей философской герменевтики, новой ветви философии.
Я не зря привела эти слова. Бывает, что некоторые игры сложны для понимания и для исполнения детьми , а познакомить с ними нужно. Так вот, некоторые игры мы интерпретировали, или скажем адаптировали для наших детей, детей дошкольного возраста, что бы было более понятнее, интереснее и проще.
Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми из множества народных игр.
Поиграть я приглашаю
И друзей всех зазываю
А кого не примем,
За уши поднимем
Уши будут красные
До того прекрасные.
Ну-ка люди не зевайте
В круг скорее вы вставайте
СЛАЙД 6
Русская народная игра«Дударь»
- В игре «Дударь» видно ее обрядовое значение, призванное привлечь к здоровью водящего. И конечно эта игра очень хорошо показывает знание своего тела и умение двигаться под музыку в различных положениях.
Выбирается ведущий, вокруг него водится хоровод,все берутся за руки, начинают движения посалонь ( по часовой стрелки)со словами:
«Дударь, дударь – дударище,
старый, старый старичище,(хоровод по солнцу во круг дударя)
Его во колоду, его во сырую, его во гнилую.
Дударь, дударь, что болит?»
Дальше ведущий называет часть тела, например локоть, каждый играющий берет правой рукой впереди стоящего за локоть, все двигаются по кругу, произнося текст.
«Дударь, дударь – дударище,
старый, старый старичище,(хоровод по солнцу во круг дударя)
Мы тебя полечим,
чтоб расправил плечи.(сужаются к центру)
Мы тебе поможем,
станешь ты пригожим.(расходятся)
Ты омолодишься,
и развеселишься!(хлопают в ладоши)
Как выкрикнет слово «Здоров» все разбегаются, а ведущий старается поймать того, кто хочет занять его место.
СЛАЙД 5
Древняя славянская игра «Вербохлёст».
Считалка
Катился горох по блюду
Ты води а я не буду
Сюжет игры «Вербохлест» прост: сначала выбирают голящего (догоняшку, пятнашку), дают ему в руку вербу, завязывают глаза и водят во круг него хоровод.После слов: Вербохлёст! Бей до слез!»
«Вербохлест» по звуку музыкальных инструментов догнать его и ударить, точнее — исхлестать его пучком из вербовых веток. Ребенок, которого «Вербохлёст» хлестнул первым, становится водящим..
Драматургия игры строится на противоречии: каждому из игроков хочется, чтобы верба даровала ему счастье, здоровье, но голящий бьет довольно крепко , поэтому не так-то хочется, чтобы тебя догнали. В народе говорили: "Вербы хлест — бей до слез!» И это была правда. Но правда была и в другой поговорке: «Бьем, чтобы был здоровым!»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу, приговаривая:
Верба свята! Верба свята!
Верба-хлёст бит до слез,
Верба бела бьет за дело!
Верба красна бьет напрасно!
Вербохлёст! Бей до слез!»
СЛАЙД 7
Башкирская народная игра Курай (Дудочка)
Считалка башкирская:
Ак сук, кара сук,
Бында торма, йукер сык!
Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он сидит на пеньке и играет в курай. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
«Ты, курай задорный, наш веселей для нас играй.
На зеленом, на лугу
Мы пляшем под курай,
За тем звучит башкирская музыка, кураист встает и вместе с детьми начинает танцевать и выполнять движения башкирского танца по кругу. Когда заканчивается музыка нужно быстро суметь занять место кураиста после окончание музыки.
СЛАЙД 8
Казахская игра «Хвосты» или «Пастух и овцы»
Старинная казахская считалочка:
Бас бармақ,
балаң үйрек,
ортан терек,
сылдыр шүмек,
кішкентай бөбек.
В начале игры с помощью считалочки выбирается водящий - «Пастух», он в руках держит много ленточек - хвостиков. Остальные игроки – овечки, они берутся левой рукой каждый за свою ленточку и встают по кругу во круг «пастуха». С началом музыки начинается движение по кругу (как бы катаясь на карусели).
Суть игры заключается в том, что в итоге игрок должен выдернуть 'хвостик' у как можно большего количества соперников, одновременно следя, что бы у него самого ни кто не выдернул хвостик .
На лугу зеленом
Я пасу овечек
Отпущу кудрявых
Погулять у речки
Пусть овечки погуляют
И друг с другом поиграют
1,2,3, кто ловчее покажи!
Овечки быстро прикрепляют ленточки (хвостики)сзади за пояс так, по сигналу (можно включить веселую музыку)
Играющие начинают отбирать друг у друга хвосты и одновременно защищают свой собственный. Оставшийся без хвоста считается проигравшим,они выбывают из игры. В конце игры останется игрок, у которого остался «хвост». Он и становится пастухом.
СЛАЙД 9
Татарская народная игра «Тюбитейка»
Считалка: татарская
Эке пэке, кыек сэке,
Эремчек, син торып тор, э син чык.
Для начала определяется один ведущий, всем нужно встать в круг . Ведущий идет с внешней стороны круга и говорит:
Туп-туп-тубэтэй,
Тубэтэен укалы.
Чиккэн матур тубэтэен
Менэ кемдэ тукталды.
Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий с окончанием слов одевает тюбетейку на кого-то из детей и убегает. Тот на кого одели тюбетейку должен как можно скорее догнать ведущего и надеть ему на голову тюбетейку, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге.
СЛАЙД 9
Русская народная игра «Жаворонок»
Роль «жаворонка» выполняет ребенок, у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют дети. «Жаворонок» идет в кругу навстречу движению детей. Все проговаривают:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Все останавливаются.
- «Жаворонок» - педагог обращается к стоящему напротив него ребенка и проговаривает слова:
Если сможешь повторить
Будем мы с тобой дружить.
- Ребенку предлагается с помощью колокольчика повторить ритмические разные упражнения.
СЛАЙД 10
Русская народная игра "Клубочек"
Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник(узелок) ведёт за собой всю цепочку ,не спеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком».
Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их и за узелком выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных. Во время игры поется песенка:
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла
Клубок катится, перекатится
Нитка тянется, перетянется
Клубок дале, дале, дале
Нитка доле, доле, доле
Тонка ниточка не рвись, поскорее раскрутись!
Когда клубок раскрутился и все встали в круг, поются слова
Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!
все участники демонстративно «разрывают» руки.
СЛАЙД 11
В игры с вами поиграли
Что- то новое узнали
Вспомнили что позабылось
Мы на славу потрудились —
Спасибо большое за участие!
Всем спасибо за терпенье
И за творческое рвенье
Рады были встрече с вами
С распрекрасными гостями!!!
До свиданья не скучайте
Угощенье получайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС "
Презентация на тему "Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС "...
Семинар-практикум на тему: "Народные игры в развитии детей дошкольного возраста"
Значение игры в развитии детей, уровни развития игровой деятельности по возрастам, классификация народных игр...
Тема: Развивающая игра В.В.Воскобовича « Коврограф Ларчик» в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС». Воспитатель: Василенко Н.И.
Познакомить родителей с развивающей игрой В.В.Воскобовича:пособие является универсальным так как : способствует сенсорному развитию , развитию психических процессов (память, внимани...
Развивающая игра В.В.Воскобовича « Коврограф Ларчик» в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».
Развивающая игра В.В.Воскобовича « Коврограф Ларчик» в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС»....
МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».
Задачи:- познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.- развивать творческий познавательный интерес к играм В. ...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
«Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Введение ФГОС ДО дало толчок к интенсивному применению педагогами инновационных универсальных игровых технологий методов и форм работы, являющихся уникальными, так как в них заключены элементы познава...