«Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни средствами реализации кружка по валеологии «Будь здоров!»
материал (старшая группа)
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого.
Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
Программа кружка рассчитана для детей 4-7 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_mo.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни средствами реализации кружка по валеологии «Будь здоров!»
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого.
Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
Согласно ФОП ДО и ФГОС ДО образовательной области "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
В связи с этим мы в группе стали еще больше уделять внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной была разработана программа кружка по валеологичекому воспитанию детей «Будь здоров!».
Программа кружка рассчитана для детей 4-7 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.
Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:
Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.
Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическая деятельность и т.д.
Занятия с детьми проходят в учебном году с октября месяца по май, 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут.
Диагностика валеологической культуры ребенка помогает нам выявлять осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
Мною был разработан диагностический материал по выявлению сформированности представлений об организме человека и здоровом образе жизни у старших дошкольников. Диагностику провожу в начале учебного года и в конце.
На первом этапе работы провела диагностику знаний детей по валеологии, в результате чего выяснила, что знаний у детей недостаточно, и их надо углублять.
На основании данных диагностики знаний детей по валеологии составила учебно –тематический план программы кружка.
План по валеологическому воспитанию состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на темы, рассчитанных на 1 месяц.
«Человек – живое существо».
Цель - ознакомление детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования.
«В гостях у Мойдодыра».
Цель - формирование у детей элементарных гигиенических умений и навыков.
«Овощи и фрукты - полезные продукты».
Цель – расширение представлений детей о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека»
«Золотые правила питания».
Цель – формирование представлений о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет, закрепление правил поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
«Человек и природа».
Цель - знакомство детей с охраной окружающей среды, учить называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.
«Откуда берутся болезни».
Цель - формирование правильного отношения к своему здоровью.
«Помоги себе сам».
Цель - Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в необходимые службы (звонок по номеру 101,102,103).
По первому разделу плана провела с детьми: беседы «Из чего мы состоим?» (наличие основных жизненноважных органов и систем), «Органы чувств», «Что необходимо для роста и развития человека» (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение); посмотрели серию развивающих мультфильмов о строении человека «Планета Человека»; занятие по экспериментированию «Великий невидимка – воздух».
По завершению раздела провела итоговое мероприятие – викторину «Я и моё тело».
В рамках реализации второго раздела «В гостях у Мойдодыра» прошли следующие мероприятия: игра-практикум «Как я чищу свои зубы», где дети познакомились с правилами ухода за зубами. Посмотрели познавательный мультфильм «Добрый доктор Стоматолог»; Ситуативная беседа: «Почему опасно не мыть руки с мылом»; выставка рисунков «Мы аккуратисты».
Как итоговое мероприятие было изготовление лепбука «Гигиена и тело человека».
При реализации третьего и четвёртого раздела в группе прошли: игра-развлечение «Именины витаминов»; беседы: «Еда Здоровячков и Хлюпиков» (вред и польза продуктов), «Лук от семи недуг», д/и «Угадай по запаху».
Итоговое мероприятие прошло совместно с инструктором по физической культуре в виде игры-квеста «Путешествие в поисках секретов здоровья», который помог закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках, о соблюдении режима дня, о витаминах и полезных продуктах, о правилах и видах закаливания.
В период реализации раздела «Человек и природа», дети познакомились с ядовитыми и лекарственными растениями; через беседу «Экология – это важно» - узнали о влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология); беседа «Умей сказать «нет» (о вредных привычках). Итоговым мероприятием был КВН «Наш дом – природа» и изготовление стенгазеты «Берегите планету».
В данный момент мы реализуем раздел «От куда берутся болезни». Ребята уже посмотрели познавательный мультфильм «От куда берутся болезни». Работа продолжается.
Детям нравятся предлагаемые занятия, им нравится наблюдения, экспериментирование, узнать новое о себе и отвечать вопросы, которые их давно волнуют.
Работа с детьми базируется на следующих педагогических принципах:
- принцип связи теории с практикой: формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- принцип коммуникативности: помогает воспитывать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- принцип преемственности: направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- принцип интеграции: основан на взаимодействии всех видов детской деятельности.
- принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, побуждающих ребенка к творческому познанию и преобразованию окружающей действительности и своего «Я».
- принцип сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.
- принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.
В реализации плана кружка активное участие принимают и родители воспитанников. Знакомлю родителей с темами кружка, для того, чтобы дома получили продолжение изученного и закрепление материала. Использую различные формы работы: консультации, родительские собрания в нетрадиционной форме, «Дни открытых дверей», мастер-класс по проведению утренней гимнастики, совместные досуги и развлечения, походы и т.д.
После знакомства с темами кружка, родители предложили раз в квартал выпускать «Валеологическую газету», они сами выбрали ответственных. На данный момент уже выпущено две газеты: «Правильная осанка залог здоровья и красоты!» и «Берегите зрение!».
Работа кружка продолжается, впереди еще много не изученного и интересного для детей и родителей. Предполагаю начать вести работу кружка «Будь здоров!» с младшей группы на следующий учебный год, так как считаю, что эта работа очень интересна и важна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (в помощь воспитателю)
формировать у детей младшего возраста потребность к здоровому образу жизни. Познакомить детей с понятием «витамины», с тем, какую пользу они приносят людям....
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
Педагогическая статья...
Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни. Познавательно - оздоровительный проект "Лук от семи недуг"
Познавательно - оздоровительный проект в рамках рекламной недели "Бережем здоровье с детсва"Тема проека :"Лук от семи недуг"Вид проекта : Позновательно - оздоровительный....
Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики. Метод проектной деятельнос...
Новые игровые средства и их использование при формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни с использованием национальной культуры своего народа. Для детей старшего дошкольного возраста.
в ДАННОМ ТЕКСТЕ ПРЕДОЛЖЕНЫ ИГРЫ ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.в СТАТЬЕ УКАЗАНЫ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ,ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,СЮЖЕТН...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...
Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни, о своём здоровье.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников — это целостный процесс. Он требует овладение суммой определенных знаний и изучение разных приёмов работы с детьми, а так ...