«Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни средствами реализации кружка по валеологии «Будь здоров!»
материал (старшая группа)

Туруханова Татьяна Леонидовна

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения  не готовы к физиологически  полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют  физические  недостатки или хронические заболевания.  Приведенные цифры  заставляют задуматься о причинах этого.

      Одной из главных причин  является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

   Программа кружка рассчитана для детей 4-7 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mo.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни средствами реализации кружка по валеологии  «Будь здоров!»

     Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения  не готовы к физиологически  полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют  физические  недостатки или хронические заболевания.  Приведенные цифры  заставляют задуматься о причинах этого.

      Одной из главных причин  является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

   Согласно ФОП ДО и ФГОС ДО образовательной области "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

    В связи с этим мы в группе стали еще больше уделять внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной была разработана программа кружка по валеологичекому воспитанию детей «Будь здоров!».

   Программа кружка рассчитана для детей 4-7 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.

   Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:

Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.

Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.

Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.

Формировать привычку ежедневных физических упражнений.

Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.

    Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическая деятельность и т.д.

Занятия с детьми проходят в учебном году с октября месяца по май, 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут.

      Диагностика валеологической культуры ребенка помогает нам выявлять осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

       Мною был разработан диагностический материал по выявлению сформированности представлений об организме человека и здоровом образе жизни у старших дошкольников. Диагностику провожу в начале учебного года и в конце.

       На первом этапе работы провела диагностику знаний детей по валеологии, в результате чего выяснила, что знаний у детей недостаточно, и их надо углублять.

        На основании данных диагностики знаний детей по валеологии составила учебно –тематический план программы кружка.

        План по валеологическому воспитанию состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на  темы, рассчитанных на 1 месяц.

«Человек – живое существо».

Цель - ознакомление детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования.

«В гостях у Мойдодыра».

Цель -  формирование у детей элементарных гигиенических умений и навыков.

«Овощи и фрукты - полезные продукты».

Цель – расширение представлений детей о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека»

«Золотые правила питания».

Цель – формирование представлений о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет, закрепление правил поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

«Человек и природа».

Цель - знакомство детей с охраной окружающей среды, учить называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.

«Откуда берутся болезни».

Цель -  формирование правильного отношения к своему здоровью.

«Помоги себе сам».

Цель - Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в необходимые службы (звонок по номеру 101,102,103).

    По первому разделу плана провела с детьми: беседы «Из чего мы состоим?» (наличие основных жизненноважных органов и систем), «Органы чувств», «Что необходимо для роста и развития человека» (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение); посмотрели серию развивающих мультфильмов о строении человека «Планета Человека»; занятие по экспериментированию «Великий невидимка – воздух».

      По завершению раздела провела итоговое мероприятие – викторину «Я и моё тело».

       В рамках реализации второго раздела «В гостях у Мойдодыра» прошли следующие мероприятия: игра-практикум «Как я чищу свои зубы», где дети познакомились с правилами ухода за зубами. Посмотрели познавательный мультфильм «Добрый доктор Стоматолог»; Ситуативная беседа: «Почему опасно не мыть руки с мылом»; выставка рисунков «Мы аккуратисты».

    Как итоговое мероприятие было изготовление лепбука «Гигиена и тело человека».

    При реализации третьего и четвёртого раздела в группе прошли: игра-развлечение «Именины витаминов»; беседы: «Еда Здоровячков и Хлюпиков» (вред и польза продуктов), «Лук от семи недуг», д/и «Угадай по запаху».              

     Итоговое мероприятие прошло совместно с инструктором по физической культуре в виде игры-квеста «Путешествие в поисках секретов здоровья», который помог закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках, о соблюдении режима дня, о витаминах и полезных продуктах, о правилах и видах закаливания.

    В период реализации раздела «Человек и природа», дети познакомились с ядовитыми и лекарственными растениями; через беседу «Экология – это важно» - узнали о влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология); беседа «Умей сказать «нет» (о вредных привычках). Итоговым мероприятием был КВН «Наш дом – природа» и изготовление стенгазеты «Берегите планету».

    В данный момент мы реализуем раздел «От куда берутся болезни». Ребята уже посмотрели познавательный мультфильм «От куда берутся болезни». Работа продолжается.

      Детям нравятся предлагаемые занятия, им нравится наблюдения, экспериментирование, узнать новое о себе и отвечать   вопросы, которые их давно волнуют.

     Работа с детьми базируется на следующих педагогических принципах:

  • принцип связи теории с практикой: формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • принцип коммуникативности: помогает воспитывать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  • принцип преемственности: направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  • принцип интеграции: основан на взаимодействии всех видов детской деятельности.
  • принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, побуждающих ребенка к творческому познанию и преобразованию окружающей действительности и своего «Я».
  • принцип сотрудничества, сотворчества педагога и ребенка.
  • принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.

       В реализации плана кружка активное участие принимают и родители воспитанников.   Знакомлю родителей с темами кружка, для того, чтобы дома получили продолжение изученного и закрепление материала.    Использую различные формы работы: консультации, родительские собрания в нетрадиционной форме, «Дни открытых дверей», мастер-класс по проведению утренней гимнастики, совместные досуги и развлечения, походы и т.д.

 После знакомства с темами кружка, родители предложили раз в квартал выпускать «Валеологическую газету», они сами выбрали ответственных. На данный момент уже выпущено две газеты: «Правильная осанка залог здоровья и красоты!» и «Берегите зрение!».

    Работа кружка продолжается, впереди еще много не изученного и интересного для детей и родителей. Предполагаю начать вести работу кружка «Будь здоров!» с младшей группы на следующий учебный год, так как считаю, что эта работа очень интересна и   важна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (в помощь воспитателю)

формировать у детей младшего возраста потребность к здоровому образу жизни. Познакомить детей с понятием «витамины», с тем, какую пользу они приносят людям....

Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни. Познавательно - оздоровительный проект "Лук от семи недуг"

Познавательно - оздоровительный проект в рамках рекламной недели "Бережем здоровье с детсва"Тема проека :"Лук от семи недуг"Вид проекта : Позновательно - оздоровительный....

Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)

В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования всё более широко применяется для совершенствования воспитательно - образовательной практики. Метод проектной деятельнос...

Новые игровые средства и их использование при формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни с использованием национальной культуры своего народа. Для детей старшего дошкольного возраста.

в ДАННОМ ТЕКСТЕ ПРЕДОЛЖЕНЫ ИГРЫ ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.в СТАТЬЕ УКАЗАНЫ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ,ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,СЮЖЕТН...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нём»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровь...

Формирование у дошкольников представления о здоровом образе жизни, о своём здоровье.

Формирование представлений  о здоровом образе жизни у дошкольников — это целостный процесс. Он требует овладение суммой определенных знаний и изучение разных приёмов работы с детьми, а так ...