Лечебная физкультура
консультация
Консультация для родителей "Лечебная физкультура"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lechebnaya_fizkultura.docx | 99.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила инструктор
по физической культуре
Литвинова Н.В.
Лечебная физкультура
Это совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго индивидуальные дозированные нагрузки. Различают общую тренировку - для укрепления и оздоровления организма в целом, и тренировки специальные - направленные на устранение нарушенных функций определенных систем и органов.
Гимнастические упражнения классифицируются:
а) по анатомическому принципу - для конкретных мышечных групп (мышцы рук, ног, дыхательные и т. д.);
б) по самостоятельности - активные (выполняемые полностью самим больным) и пассивные (выполняемые больным с нарушенной двигательной функцией с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).
Для осуществления определенной конкретной задачи подбирают те или иные группы упражнений (например, для укрепления мышц живота - упражнения, в положении стоя, сидя и лежа), в результате которых организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует (выравнивает), вызванные заболеванием нарушения. Назначает лечебную физкультуру лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор. Показаниями к занятиям лечебной физической культурой является:
* нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопие, плоско - вальгусное положение стоп и голеней, плоско -вальгусное положение стоп, деформации грудной клетки, сколиоз);
* заболевания сердечно – сосудистой системы;
* заболевания дыхательной системы (бронхиты, бронхиальная астма, состояния после перенесенных простудных заболеваний);
* ЛОР-заболевания;
* глазные заболевания;
* повышенная масса тела;
* заболевания желудочно-кишечного тракта (дискенезии желче-выводящих путей).
Под влиянием лечебной физкультуры повышается мышечный тонус, вырабатывается и укрепляется «мышечный корсет», стабилизируются процессы деформации, и формируется правильная осанка, укрепляются своды стопы, улучшается кровообращение, дыхание, снижается вес, улучшается состояние и самочувствие ребенка.
Об осанке
Осанка – умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка – это когда туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены.
- Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку. Особенно полезно плавание, гимнастика, баскетбол, волейбол.
- О нарушении осанки мы говорим, когда человек ходит, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах. Это не только не красиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних органов и может вызвать искривление позвоночника.
- Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте, потому что развитие костно-мышечной системы у детей еще не закончено, кости гибки, податливы, и неправильная посадка за партой могут вызвать такие нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой, пользоваться мебелью, не соответствующей росту.
- Осанка нарушается и при недостаточном освещении, поскольку при чтении и письме приходиться низко наклоняться над книгой тетрадью.
- Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физкультурой.
Предупреждаем плоскостопие
Плоскостопие – достаточно неприятная вещь. Это уплощение продольного или поперечного свода одной либо обеих стоп. Плоскостопие развивается чаще в детстве, когда нагрузка на стопу не соответствует выносливости ее мышц. Наиболее ранние признаки плоскостопия – ноющая боль в стопе, мышцах голени, бедра, в пояснице, иногда отек стопы, исчезающий за ночь. В дальнейшем стопа деформируется, удлиняется и расширяется в средней части, изменяется походка, она становится неуклюжей, скованной.
Для профилактики и лечения плоскостопия можно посоветовать следующие упражнения в виде домашних заданий
1. Упражнение «каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой
2. Упражнение «разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
3. Упражнение «маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
4. Упражнение «сборщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет тоже самое. Затем, без помощи рук, перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.
5. Упражнение «художник» - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
6. Упражнение «гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он притягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
7. Упражнение «кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
8. Упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях.
9. Упражнение «серп» - ребенок, сидя на полу, с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
10. Упражнение «барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
11. Упражнение «окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
12. Упражнение «хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой. Продолжительность таких занятий 10 минут.
Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку - на одной и двух ногах. Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности (для детей с нарушением формирования свода стопы) осуществляется в домашних условиях под контролем родителей.
1. Необходимо каждый день дома делать гигиеническую ножную ванну (36-37°).
2. Необходимо выработать походку без сильного разведения стоп.
3. Полезно ходить босиком по рыхлой почве, песку.
4. Не рекомендуется чрезмерная ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой (типа резиновых туфель) по утопанной почве, асфальту.
5. Не рекомендуется находиться в помещении в утепленной обуви.
6. Лицам с наклонностью к плоскостопию следует избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами), переноски тяжестей
7. При необходимости длительного стояния полезно перенести на некоторое время нагрузку на наружный край стопы.
Самомассаж ног рекомендуется производить при появляющемся чувстве утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или стопе. Массируют преимущественно внутреннюю поверхность голени и подошвенную поверхность стопы. Массаж голени производится в направлении от голеностопного сустава к коленному, а массаж стопы - от пальцев к пяточной области. На голени применяется прием поглаживания, растирания ладонями и разминания, на стопе - поглаживания и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурного сюжетно-игрового занятия с использованием средств лечебной физкультуры
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Лечебная физ...
Лечебная физкультура в условиях дошкольного учреждения с детьми ДЦП.
Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окру...
Занятие по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа
Конспект открытого занятия по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа...
Мастер – класс «Лечебная физкультура» ( семинар для руководителей ДОУ городского округа Саранск)
Мастер – класс «Лечебная физкультура» ( семинар для руководителей ДОУ городского округа Саранск)подготовила и провела: Кислякова Ольга Юрьевна, инструктор по физической культуре Физинструктор – ...
"Проведение занятий с использованием элементов лечебной физкультуры в условиях дошкоьного учреждения"
Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физтческой культуре"Проведение занятий с элементами лечебной физкультуры в условиях дошкольного учреждения" ...
лечебная физкультура "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки"
Профилактика плоскостопия и нарушения осанки...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
занятие очень понравилось детям....