Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Микробы и человек» (для среднего возраста)
проект

Полякова Светлана Владимировна

Проект по формированию

культурно-гигиенических навыков

 «Микробы и человек»

(для среднего возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikroby_i_chelovek.docx1008.04 КБ
PDF icon mikroby_i_chelovek.pdf660.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Проект исследовательской деятельности

«Микробы и человек»

Автор проекта:

Полякова Светлана Владимировна

воспитатель старшей группы №5

г. Сыктывкар, 2021 г.

Проект исследовательской деятельности

«Бактерии и человек»

Введение.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. История открытия и изучения микробов (бактерий)
  2. Строение микробов (бактерий)
  3. Значение бактерий в биосфере и народном хозяйстве
  4. Полезные микробы в организме человека
  5. Польза бактерий для человека
  6. Значение микробов для природы

Глава 2. Практическая часть

2.1. Эксперимент по обнаружению кисломолочных бактерий, и изучение их свойств

2.2. Проведение анкетирования и его анализ

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Приложение.

Введение

Актуальность

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Поэтому наша главная задача – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.

Цель: создание условий для формирования у ребенка осмысленного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о мире микроорганизмов ( микробы).
  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
  • Способствовать развитию потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.

Объект исследования: микробы.

Предмет исследования: среда обитания микробов.

Гипотеза:  Если мы узнаем, кто такие микробы и как они передаются, то сможем сохранить своё здоровье.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. История открытия и изучения микробов (бактерий)

Бактерии – одни из важнейших микроорганизмов на Земле. В настоящий момент человеку известно не менее десяти тысяч бактерий, и предполагается, что общее число видов этих микроорганизмов составляет более миллиона. Впервые открытые более трёхсот лет назад, бактерии продолжают удивлять учёных, с каждым годом давая всё новые поводы для научных открытий. Изучение бактерий – один из важнейших разделов микробиологии, имеющий неоценимую важность для развития среды человеческого обитания.

Впервые микроорганизмы, известные сегодня под названием бактерий, были открыты более трёхсот лет назад великим голландским учёным и натуралистом Антоном ван Левенгуком. Неоценимый вклад в изучение бактерий внесли такие учёные, как Луи Пастер, первым открывший болезнетворную природу некоторых бактерий и их негативное влияние на здоровье человека, а также Роберт Кох – знаменитый учёный, получивший Нобелевскую премию за свои научные труды в микробиологии. Именно Кох изучил бактериальную природу такого недуга, как туберкулёз, а также вывел принципы определения возбудителя болезни, известные как «постулаты Коха». Немаловажный вклад в изучение бактерий внесли и представители российской науки, в частности Сергей Николаевич Виноградский.

Изобретение во второй половине двадцатого века электронного микроскопа вывело науку о микроорганизмах – микробиологию – на новый уровень. Учёные получили возможность более внимательно изучить строение бактерий, среду их обитания, особенности жизни. Таким образом, из существовавшего на тот момент понимания бактерий была выделена отдельная группа микроорганизмов, получившая название «археи».

  1. Строение микробов (бактерий)

Бактерии — самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение.

Со временем их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоёмов.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или в зелёный цвет. Но колонии многих бактерий имеют яркую окраску, которая обусловливается выделением окрашенного вещества в окружающую среду или пигментированием клеток.

Бактерии  – многочисленные и разнообразные организмы, различающиеся по форме (таблица 1). Подавляющее большинство бактерий одноклеточны. По форме клеток они могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы, клостридии), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты).

Таблица №1

Классификация бактерий по форме

Бактерии гораздо мельче клеток многоклеточных растений и животных. Разглядеть некоторые формы едва позволяет стандартный световой микроскоп.

Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливаются органические вещества. Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках с температурой выше 90° С. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды. В атмосфере они присутствуют в каплях воды. В теле человека несколько триллионов клеток и более 100 триллионов бактерий пятисот видов. Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.

Во рту человека около 40 000 бактерий.  К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности.

  1. Значение микробов (бактерий) в биосфере и народном хозяйстве

В природе бактерии работают, как незаменимые труженики – они помогают растениям жить и расти. Они участвуют в образовании перегноя из отмерших частей растений (гнилостные бактерии).

Когда перегной образовался, вступают в работу другие сапрофитные бактерии, которые преобразуют органические вещества перегноя в минеральные соли почвы, которые так необходимы зеленым растениям для нормального роста и развития.

Клубеньковые бактерии, которые поселяются в клетках корней бобовых растений – это палочковидные бактерии, размножающиеся в клетках корня, образуя утолщения – клубеньки. Такие "гости" не вредят растению, а приносят большую пользу. Они усваивают азот из воздуха и снабжают им растение.

В организме человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.

Но существуют и другие – болезнетворные, или патогенные, бактерии. Это бактерии-паразиты, которые способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд болезней человека бактериального происхождения. Болезнетворные бактерии подстерегают человека повсюду. Поэтому надо обязательно соблюдать правила личной гигиены, мыть руки перед едой и после прогулки.

В древних рукописях описывается, как от страшных болезней погибали целые города. Эпидемии распространялись очень быстро, и с ними не умели бороться.

Таким страшным бедствием для людей была, например, чума. Причиной этого ужасного заболевания является микроскопическая бактерия. А переносится эта бактерия блохами, которые живут на мышах и крысах.

Еще одним страшным заболеванием является холера. И опять виной всему микроскопическая клетка бактерии – холерный вибрион. У этой клетки даже и ядра-то настоящего нет, а сколько бед она приносит людям!

Такое инфекционное заболевание, как туберкулез легких, возникает при попадании в организм туберкулезной палочки.

 

Французский врач Луи Пастер первым разработал метод предупреждения инфекционных заболеваний при помощи прививок.

Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках;  маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка.

При засолке огурцов, помидоров, грибов, квашении капусты за счет деятельности молочнокислых бактерий создается кислая среда, угнетающая развитие бактерий. На этом основано консервирование продуктов питания. Для уничтожения бактерий и сохранения продуктов применяется нагревание до 65°С в течение 10—20 мин и кипячение. Высокая температура вызывает гибель всех бактериальных клеток. Помимо этого, в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве для дезинфекции, т. е. для уничтожения патогенных бактерий, используются йод, перекись водорода, борная кислота, марганцовокислый калий, спирт, формалин и другие неорганические и органические вещества.

  1. Полезные микробы в организме человека

Человеческое тело населено триллионами различных бактерий, которые могут быть как вредными, так и полезными. Существуют и бактерии, которые жизненно необходимы для нормального функционирования нашего организма. Суммарный вес бактерий во взрослом человеке может достигать 4 кг, причем ¾ из них проживают в нашем кишечнике. Остальные прекрасно себя чувствуют в мочеполовой системе, на поверхности кожи и слизистых. Интересно, что тело ребенка заселяется микроорганизмами уже в процессе его рождения, а к 10 годам кишечная микрофлора уже полностью сформирована. Некоторые микробы для детей крайне опасны, поэтому первый год жизни гигиена тела ребенка должна быть очень тщательной.

Какие микробы живут в кишечнике:

лактобактерии;

бифидобактерии;

стрептококки;

энтеробактерии;

грибы;

простейшие;

вирусы.

  1. Польза бактерий для человека
  • При помощи энтеробактерий организмом осваиваются витамины группы В, С, К, никотиновая и фолиевая кислота.
  • Помогают переварить нерасщепленную пищу.
  • Поддерживают ионный и водно-солевой обмен.
  • Сдерживают рост патогенных микроорганизмов.
  • Способствуют поддержанию иммунитета.
  • Развивают лимфоидный аппарат.
  • Снижают чувствительность стенок кишечника к канцерогенным продуктам.
  • Повышают вирусоустойчивость.
  • Активно участвуют в тепловом балансе.

Бифидо- и лактобактерии занимают более половины кишечной микрофлоры, они играют важную роль в жизни здорового человека:

  • Молочная кислота и ацетат, вырабатываемые с участием этих микроорганизмов, способны создавать такую среду в кишечнике, в которой не могут жить болезнетворные микробы.
  • Бифидобактерии – натуральное антигистаминное средство, подавляет аллергические реакции в организме.
  • Они оказывают антиоксидантный эффект и борются с ростом опухолевых клеток.
  • Бифидобактерии активно участвуют в выработке витаминов группы В.
  • Бифидо- и лактобактерии способствуют увеличению процента усвоения человеком железа, кальция и витамина Д.

  1. Значение микробов для природы

Бактерии, содержащие аммонифицирующие ферменты, инициативно способствуют процессу гниения останков людей, животных, растений и пищевых отходов. В ходе разложения белка в атмосферу выделяются очень важные газы: аммиак и азот, которые жизненно важны для человека, животных, растений.

Уробактерии способны разложить мочевину, производимую ежедневно каждым человеком и животным. А это, между прочим, не менее 55 млн тонн каждый год.

Микробы, способные к нитрофикации, окисляют аммиак. Денитрифицирующие микроорганизмы способствуют выделению из почвы молекулярного кислорода.

Углерод – одно из важнейших клеточных веществ мира растений и животных. Клетчатка, которую употребляют в пищу многие животные, содержит много углерода. В их желудках он при помощи целлюлозных бактерий ферментируется и выходит с навозом обратно в природу. Таким образом, земля получает гумус, становится гораздо более плодородной, а атмосфера насыщается углекислотами.

Таким образом, бактерии и микробы - это очень важная составляющая всего живого мира. Множество полезных бактерий постоянно сопровождают человека на протяжении всей жизни и защищают наш организм от нежелательных внешних воздействий. Очень важно не нарушить тонкий и хрупкий баланс между благотворными и патогенными микроорганизмами.

Глава 2. Практическая часть.

Опыт №1.

«Размножение микробов»

Цель: проследить динамику размножения микроорганизмов.

Материалы: пластилин, доски для лепки.

Ход эксперимента: отделили от общего куска кусочек пластилина, скатали из него шарик. Это будет один большой взрослый микроб (через некоторое время «микроб» делится пополам). Разделили шарик на две равные части (получится два новых микроорганизма). Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый микроб. Оторвали еще немного пластилина от общего куска и прилепили его к нашим «молодым микробам» (как будто они выросли). И эти два «микроба» в свою очередь разделили на две части (каждый). Теперь их четыре. И эти микробы в свою очередь тоже скоро вырастут и разделятся пополам. Вот так их количество становится больше и больше.

Вывод: из одного микроба очень скоро получится много новых, таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Потому что там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. В зависимости от того, в каком органе поселились микробы, возникает та или иная болезнь. Например, если микроб поселился в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – кариес. Микробы можно увидеть с помощью специального прибора «микроскопа».

Опыт №2

«Микробы в воде»

Цель: учить ребенка пользоваться микроскопом.

Материал: микроскоп, пипетка и вода из водоема.

Ход эксперимента: Рассматривание капельки воды под микроскопом.

Вывод: даже в маленькой капельке воды, живет много микробов, поэтому воду из водоема пить нельзя.

Можно микробы увидеть и без микроскопа. Для этого мы провели опыт с хлебом.

Опыт №3

«Плесень»

Цель: с помощью кусочка хлеба получить плесень.

Материалы: два кусочка хлеба, полиэтиленовый пакет, тарелка.

Ход эксперимента: кусок хлеба поместили в полиэтиленовый пакет. Через пять дней он покрылся плесенью. Плесень – это один из видов микробов. Есть такой продукт нельзя – он испорчен.

Вывод. Микроорганизмы можно увидеть. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов. Плесень очень страшна. Она заразила весь хлеб.

Опыт №4

«Чистые ручки»

Цель: увидеть, как микробы передаются от человека к человеку.

Материалы: мука, мыло.

Ход эксперимента: чтобы представить на руках человека микробы, которые мы не можем увидеть, мы посыпали руки мукой и показали, как микробы «передаются» от человека к человеку, оседают на предметы общего пользования, игрушки.

Вывод: для профилактики различных заболеваний необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.

Опыт №5

«Чих»

Цель: наглядно увидеть распространение микробов.

Материалы: пульверизатор, вода.

Ход эксперимента: с помощью пульверизатора (распыляя воду) «демонстрируем», что микробы при кашле и чихании распространяются по помещению и заражают детей.

Вывод: когда человек болен, чихает, микробы «разлетаются» повсюду, для этого необходимо для предотвращения прикрывать рот рукой или пользоваться носовым платком, а также пользоваться специальными масками.

Стоит микробам попасть в организм человека, они начинают размножаться внутри. Человеку становится плохо, он заболевает. Микробы от больного человека через кашель или чихание могут попасть к здоровому. Но от вредных микробов можно защититься.

Мы провели опыт

Опыт №6

«Опыт с зеркалом»

Цель: наглядно увидеть распространение микробов и как от них защититься.

Материалы: зеркало, ватно – марлевая повязка.

Ход эксперимента: взял зеркало и подышал на него – оно «запотело». Тогда я одел ватно – марлевую повязку и еще раз подышал на зеркало, оно осталось чистым.

Вывод: повязка защищает от микробов. В помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому нужно проветривать помещение, как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

Опыт №7

«Получение простокваши из молока»

Цель: наглядно увидеть как полезные продукты изменяют структуру продукта благодаря бактериям. 

Материалы: Молоко, стакан 

Ход эксперимента: Взяла свежее молоко   1 стакан, поставила в тёплое место на следующий день получила простоквашу

Вывод: таким образом, мы убедилась, что полезные бактерии помогают изменить многие вкусные продукты.

2.2. Проведение анкетирования и его анализ

После того, как я познакомилась с информацией о бактериях и провела собственное мини - исследование, мне стало интересно узнать, насколько ребята, которые учатся вместе со мной, владеют этой информацией.

С этой целью мы составили опрос-анкету. Были опрошены 19 учащихся нашего класса.

В опрос были включены вопросы о бактериях и их значении в жизни человека. Результаты представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Результаты анкетирования

Вопрос

Ответ (в %)

Да

Нет

Не знаю

1

Знаете ли Вы о существовании микробов?

100

2

Знаете ли Вы, что микробы могут вызвать различные заболевания человека?

100

3

Как Вы думаете, все ли бактерии вредны для человека?

95

5

4

Как Вы думаете, в организме человека живут микробы?

100

5

Человек использует бактерий в хозяйственной деятельности?

50

30

20

6

Человек использует бактерий в медицине?

75

20

5

Проанализировав результаты, я узнала, что:

  • знают о существовании микробы – 100% воспитанников;
  • знают, что микробы могут вызывать различные заболевания человека – 100 % воспитанников;
  • 95, 8 % воспитанников знают, что не все бактерии вредны для человека;
  • 100 % , т.е. все воспитанников знают, что в организме человека живут микробы;
  • многие ребята знают, что человек использует бактерии в хозяйственной деятельности и медицине.

Заключение:

В процессе исследований выяснили, что микробы опасны, но человек научился с ними бороться. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучать себя к жаре и к холоду, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.

Я поделился своими знаниями о микробах с ребятами из группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А.Г. Еленевский, М. А.Биология. Растения, грибы, бактерии. Дрофа, 2001 г
  2. Биология 7 класс. Поурочные планы по учебнику И.Н.Пономарёрой. Автор –составитель Г.В. Чередникова. Волгоград. «Учитель» 2008г. Стр.144-146
  1. Интернет-ресурс: http://sbio.info/materials/orgbiol/orgprokariot/70 Дата обращения: 06.04.2021г
  1. Интернет-ресурс: https://eco-stolica.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8/%D0%BE_%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%85  Дата обращения: 02.02.2021 г.
  2. Овчарова Е. Н., Елина В. В. Биология (растения, грибы, бактерии,вирусы)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в формировании культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста..

Использование метода проектов для формирования культурно - гигиенических навыков делает процесс увлекательным и интересным....

«УРОКИ МОЙДОДЫРА» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

laquo;УРОКИ МОЙДОДЫРА» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮКУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА...

Статья «Использование метода проектов в формировании культурно — гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)»

Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры....

“Использование метода проектов в формировании культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста.”

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в дошкольной организации....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищив средней группена тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»...

Проект по формированию культурно гигиенических навыков у дошкольников средней группы «Наш друг – Мойдодыр»

Проект по формированию культурно гигиенических навыков у дошкольников средней группы «Наш друг – Мойдодыр»Актуальность: Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вред...