Гимнастика для глаз + методическое пособие
картотека
Гимнастика для глаз + методическое пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnaskika_dlya_glaz_metodicheskoe_posobie.docx | 580.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
Гимнастика для глаз – один из приемов оздоровления детей
Гимнастика для глаз – один из приемов оздоровления детей. Методическое пособие/ авторы –составители Дорохина О.В., Дудко Е.Н. – Армавир, 2012
Методическое пособие адресовано педагогам ДОУ и школы, использующих здоровьесберегающие технологии и ИКТ. Также оно будет полезно при составлении открытых просмотров непосредственно-образовательной деятельности, переподготовке к аттестации.
Студенты и родители также найдут здесь полезный материал.
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ
В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.
Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
В данном пособии собрана картотека гимнастик для глаз, описаны ее виды, а также представлены общие рекомендации по ее использованию и планирование.
Дорохина О.В.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей.
Цель: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждения утомления,
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.
Время: Выполняются 2-4 мин.
Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
Общие рекомендации:
При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах (например, номер 15,16 и другие), а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений (например, комплексы номер 1, 2, 3, 4, 7 и другие).
Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.
По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.
Виды гимнастик.
По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.
По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:
- с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.
- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
- с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);
- с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.
Виды гимнастики для глаз.
Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы
Перечень гимнастик для глаз
Образовательная область Здоровье
(интеграция с областью Чтение художественной литературы).
№ | Название комплекса |
Комплекс 1 | |
Комплекс 2 | |
Комплекс 3 | |
Комплекс 4 | |
Дождик | |
Ветер | |
Рисование носом | |
Закрываем мы глаза… | |
Снежинки | |
Лучик солнца | |
Солнышко и тучки | |
Стрекоза | |
Белка | |
Кошка | |
Заяц | |
Филин | |
Бег глазами | |
Буратино | |
Близко-далеко | |
Теремок | |
Самолет | |
Правила перехода | |
Снежки | |
Золотая хохлома | |
Комплекс 25 | |
Комплекс 26 | |
Слон | |
Зяблик | |
Мы с компьютером играли… | |
Ежик | |
А сейчас, а сейчас, всем гимнастика для глаз… | |
Мяч | |
Часики | |
Крылья бабочки | |
Анютины глазки | |
Комплекс 36 | |
Комплекс 37 | |
Бабочка | |
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница | |
Мы в субботу пригласили… | |
Воскресенье | |
Тренировка | |
Дождик | |
Овощи | |
Елка | |
Теперь друг к другу повернитесь… | |
Посмотрите далеко… | |
Светофор | |
По тропинке в лес пойдем… | |
Сова не спит | |
Часики | |
Зарядка для белки. | |
Флажок | |
Дождь | |
Лето | |
Сова | |
На берегу | |
Сидит колдунья дуется | |
Волшебные часы | |
Соколиное перо | |
Глаза отдыхают | |
В волшебном лесу | |
Веселый жук | |
Шел по берегу петух… | |
Кукушка | |
Две птички | |
Капает дождик, падают листья | |
Кружева | |
Бег по дорожкам | |
Спектр |
Примерное перспективное планирование гимнастик для глаз
(при использовании 1 раз в неделю).
Первый год использования
№ по порядку | № комплекса | Название гимнастики для глаз |
1.3-я неделя сентября | 71 | Капает дождик |
2.4-я неделя сентября | 55 | Часики |
3.1-я неделя октября | 27 | Слон |
4. 2-я неделя октября | 28 | Зяблик |
5. 3- неделя октября | 5 | Дождик |
6. 4-я неделя октября | 5 | Дождик |
7. 5-я неделя октября | 5 | Дождик |
8. 1-я неделя ноября | 4 | Комплекс 4 |
9. 2-я неделя ноября | 16 | Филин |
10. 3-я неделя ноября | 34 | Крылья бабочки |
11. 4- неделя ноября | 34 | Крылья бабочки |
12. 1-я неделя декабря | 36 | Комплекс 36 |
13. 2-я неделя декабря | 20 | Теремок |
14. 3-я неделя декабря | 20 | Теремок |
15. 4-я неделя декабря | 17 | Бег глазами |
16.2-я неделя января | 21 | Самолет |
17.3-я неделя января | 21 | Самолет |
18.4-я неделя января | 25 | Комплекс 25 |
19.1-я неделя февраля | 6 | Ветер |
20.2-я неделя февраля | 6 | Ветер |
21.3-я неделя февраля | 6 | Ветер |
22. 4-я неделя февраля | 26 | Комплекс 26 |
23. 1-я неделя марта | 35 | Анютины глазки |
24.2-я неделя марта | 35 | Анютины глазки |
25.3-я неделя марта | 37 | Комплекс 37 |
26.4-я неделя марта | 50 | Теперь друг к другу повернитесь |
27.1- неделя апреля | 13 | Белка |
28.2 неделя апреля | 13 | Белка |
29.3 неделя апреля | 13 | Белка |
30.4 неделя апреля | 19 | Далеко-близко |
31. 1 неделя мая | 18 | Буратино |
32. 2 неделя мая | 18 | Буратино |
Второй год использования
№ по порядку | № комплекса | Название гимнастики для глаз |
1.3-я неделя сентября | 30 | Ежик |
2.4-я неделя сентября | 30 | Ежик |
3.1-я неделя октября | 30 | Ежик |
4. 2-я неделя октября | 1 | Комплекс 1 |
5. 3- неделя октября | 29 | Мы с компьютером играли… |
6. 4-я неделя октября | 29 | Мы с компьютером играли… |
7. 5-я неделя октября | 29 | Мы с компьютером играли… |
8. 1-я неделя ноября | 2 | Комплекс 2 |
9. 2-я неделя ноября | 11 | Солнышко и тучки |
10. 3-я неделя ноября | 11 | Солнышко и тучки |
11. 4- неделя ноября | 11 | Солнышко и тучки |
12. 1-я неделя декабря | 3 | Комплекс 3 |
13. 2-я неделя декабря | 49 | Елка |
14. 3-я неделя декабря | 49 | Елка |
15. 4-я неделя декабря | 49 | Елка |
16.2-я неделя января | 4 | Комплекс 4 |
17.3-я неделя января | 23 | Снежки |
18.4-я неделя января | 23 | Снежки |
19.1-я неделя февраля | 23 | Снежки |
20.2-я неделя февраля | 46 | Тренировка |
21.3-я неделя февраля | 8 | Закрываем мы глаза… |
22. 4-я неделя февраля | 8 | Закрываем мы глаза… |
23. 1-я неделя марта | 8 | Закрываем мы глаза… |
24.2-я неделя марта | 73 | Бег по дорожкам |
25.3-я неделя марта | 31 | А сейчас, а сейчас… |
26.4-я неделя марта | 31 | А сейчас, а сейчас… |
27.1- неделя апреля | 31 | А сейчас, а сейчас… |
28.2 неделя апреля | 7 | Рисование носом |
29.3 неделя апреля | 10 | Лучик солнца озорной |
30.4 неделя апреля | 10 | Лучик солнца озорной |
31. 1 неделя мая | 10 | Лучик солнца озорной |
32. 2 неделя мая | 73 | Бег по дорожкам |
Картотека гимнастики для глаз
1. Комплекс
1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Комплекс
1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.
3. Комплекс
-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.
4. Комплекс
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).
1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.
2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза
5. Дождик
Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капай, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи
6. Ветер
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось дepевцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише...
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
7. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
8. Комплекс
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
9. Снежинки
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
10. Лучик солнца
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Моргают глазами.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
11. Солнышко и тучки
Солнышко с тучками в прятки играло
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких - две штучки,
Тяжелых – три штучки.
Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе вовсю засияло.
Продавало солнышко на веселой ярмарке
Платья разноцветные, яркие-преяркие
Приходил на ярмарку веселый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.
Закрыть глаза ладонями, поморгать глазками.
12. Стрекоза
Вот такая стрекоза,
Как горошины глаза.
Пальцами делают очки.
Влево - вправо, назад - вперед
Глазами смотрят вправо-влево.
Ну, совсем как вертолет.
Круговые движения глаз.
Мы летаем высоко.
Смотрят вверх.
Мы летаем низко.
Смотрят вниз.
Мы летаем далеко,
Смотрят вперед.
Мы летаем близко.
Смотрят вниз.
13. Белка
Белка дятла поджидала,
Резко перемещают взгляд вправо-влево.
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри!
Смотрят вверх-вниз.
Вот орехи - 1,2,3.
Пообедал дятел с белкой
Моргают глазками.
И пошел играть в горелки.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.
14. Кошка
Вот окошко распахнулось,
Разводят руки в стороны.
Кошка вышла на карниз.
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.
Посмотрела кошка вверх.
Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Смотрят вниз.
Вот налево повернулась.
Смотрят влево.
Проводила взглядом мух.
Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Дети приседают.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
Смотрят вправо.
Поиграла с нами.
Смотрят прямо.
И закрыла их руками.
Закрывают глаза руками.
15. Заяц
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Смотрят вверх.
Вниз морковку опусти.
Смотрят вниз.
Только глазками смотри:
Вверх-вниз, вправо-влево.
Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.
Ай да, заинька, умелый!
Глазками моргает.
Моргают глазками.
Глазки закрывает.
Глазки закрывают.
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
16. Филин
Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.
17. Бег глазами.
На кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие.
Дети следят - «пробегают» глазами по заданной траектории.
Каждый раз желательно обыграть сюжет.
Упражнения выполняются стоя.
18. Буратино
Буратино потянулся,
Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.
Вправо-влево повернулся, Вниз -вверх посмотрел
И на место тихо сел.
Не поворачивая головы, смотрят вправо-влево, вниз -вверх.
19. Далеко – близко
Педагог называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Детям необходимо быстро отыскать предметы, которые называет педагог.
20. Теремок
Терем -терем -теремок!
Движение глазами вправо-влево.
Он не низок, не высок,
Движения глазами вверх-вниз.
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
Моргают глазами.
21. Самолет
Сам, сам самолет.
Тут и там самолет
Круговые вращения глаз с опущенными и поднятыми веками
Летит самолет близко, далеко.
Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором
Летит самолет низко, и высоко.
Выставляют палец перед собой, приближают к носу, отводят, прослеживая его движение взором
22. Правила перехода
Для пешеходов, знаем с ранних лет,
Всегда горит зеленый свет.
А если светофора нет,
Тогда найдем мы «зебру», окрашенную в белый цвет
Идти по ней мы будем осторожно, ответьте: как же это можно?
Сначала мы глаза налево отведем, и половину улицы с тобою пройдем
Затем посмотрим вправо мы, и, если нет машин, то
Сможем мы дорогу перейти.
23. Снежки
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо, Снежок влево.
“Нарисуйте” круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте
24. Золотая хохлома
Дети выполняют данные движения стоя
Глаза крепко закрываем,
Широко их открываем.
Все умеем мы моргать
И глазами “рисовать”.
Ветка влево повернулась.
И в колечко завернулась.
Изогнулась мило вправо,
Получился лист на славу!
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
25. Комплекс
1. Крепко зажмурь глаза (досчитай до 3), открой их и посмотри вдаль (досчитай до 5). Повтори 4 - 5 раз.
2. Посмотри на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенеси взор вдаль на счет 1 - 6. Повтори 4 - 5 раз.
3. Расслабься. Медленно двигай глазами слева направо, затем справа налево. Повтори 3 раза в каждую сторону.
4. Медленно переведи взгляд вверх – вниз, затем наоборот. Повтори 3 раза.
26. Комплекс
1. Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно считая до 5. Повтори 4 - 5 раз.
2. Вытяни правую руку вперед. Следи глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повтори 4 - 5 раз.
3. В среднем темпе проделай 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабь глаза, посмотри вдаль на счет 1 - 6. Повтори 1 - 2 раза.
27. Слон
Исходное положение – сидя на мяче, стуле, гимнастической скамейке или стоя; руки за спиной, кисти в замок. Наклоны головы вперед – назад:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
28. Зяблик
И. п. – сидя на мяче, стуле, гимнастической скамейке или стоя; руки на пояс, локти в стороны (это «крылышки у зяблика»).
Повороты головы вправо – влево:
«Пинь – пинь – пинь!
Шубу скинь – скинь – скинь!»
Зяблик распелся, зяблик согрелся!
29. Комплекс
Мы с компьютером играли.
Ох, глаза наши устали,
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем быстро мы моргать.
А теперь глаза закроем,
Широко опять откроем.
Раз – закроем, два – откроем,
Три – закроем, на четыре вновь откроем.
Раз, два, три, четыре, пять
Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша,
Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
А теперь представим сразу,
Чёрную от сажи вазу.
Всё черным-черно кругом:
Чёрно небо, чёрен дом.
Снова мы глаза откроем,
На работу их настроим.
30. Ёжик
Ходил ёжик по полянке
Ходьба на месте
Он искал грибы опятки.
Повороты головы вправо и влево
Глазки щурил и моргал,
Сильно прищуриться и широко открыть глаза
Но грибов не увидал.
Развести руки в стороны
Вверх смотрел он,
Поднять голову, посмотреть вверх
Вниз глядел,
Опустить голову, посмотреть вниз
Сам тихонечко пыхтел.
Произнести “пых”, “пых”, “пых”
Смотрел влево,
Голова неподвижна, посмотреть влево
Смотрел вправо,
Голова неподвижна, посмотреть вправо
Вдруг увидел гриб на славу!
Плотно закрыть и широко открыть глаза
Оглянулся он ещё
Руки спрятать за спину
Через левое плечо,
Повернуть голову влево, посмотреть назад
Через правое ещё.
Повернуть голову вправо, посмотреть назад
Ёж затопал по тропинке
Ходьба на месте, высоко поднимая ноги
И грибок унёс на спинке.
31. Комплекс
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
32. Мяч
Поднимать глаза вверх и опускать вниз, как бы заглядывая в глазницу
Высоко-превысоко
Бросил я свой мяч легко.
Выше дома, выше крыши,
Облаков высоких выше.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я иду его искать.
33. Часики
Посмотреть влево – вправо, так же глубоко заглядывая в глазницу
На столе часы стоят.
Целый день они стучат:
Тик – так, тик – так.
Не стучите громко так!
34. Крылья бабочки
Хлопать ресницами часто-часто
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
35. Анютины глазки
Слегка зажмуриться
Анютины глазки
Зажмурили глазки.
Широко открыть глаза
Анютины глазки
Открылись, как в сказке.
Поднести к глазам ладони, хлопать ресницами, щекоча ладони:
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
36. Комплекс
Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз
1. Глаза крепко зажмурить на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.
2. Быстро моргать в течение 15 сек. Повторить 3-4 раза.
3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты
37. Комплекс
Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз.
2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. Повторить 3-4 раза в каждую сторону
38. Бабочка
Спал цветок
Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.
И вдруг проснулся,
Поморгать глазами.
Больше спать не захотел,
Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки
Встрепенулся, потянулся,
Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.
39. Понедельник
В понедельник в детский сад
Прискакали зайчики.
Прыжки на двух ногах
Полюбили крепко их
Девочки и мальчики.
Обхватить себя руками
Пригласили их плясать
Дружно ножки выставлять
По очереди выставляют вперёд ножки
Присядь вправо,
Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад
Присядь влево,
Поворот вправо с приседанием, посмотреть взглядом назад
А затем кружись ты смело.
Покружиться
И ладошки у ребят,
Словно листики шуршат.
Ладошки рук потереть друг об дружку
40. Вторник
К нам во вторник прилетал
Аист длинноногий,
Взмахи руками вверх, вниз
По болоту он шагал
Ходьба на месте, высоко поднимая колени
Рыб, лягушек доставал,
Наклонялся, выпрямлялся,
Наклоны вперёд, руки отвести назад
Вдаль смотрел на край болот
Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк
И на нос. Ой, где он? Вот он!
Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца
Аист полетел домой,
Взмахи руками вверх, вниз
Машем мы ему рукой.
Машут рукой или одновременно двумя
41 . Среда
В среду слон к нам приходил,
Топать ножками учил,
Ходьба на месте
И наклоны выполнять,
Наклоны вперёд
И на цыпочках стоять.
Поднимаемся на носочки
Мы покрутим головой
Словно хоботом с тобой.
Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно
В прятки поиграем
Глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём слона искать.
Пять, четыре, три, два, один,
Слон уходит в магазин.
Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки.
42. Четверг
А в четверг к нам приходила
Хитрая лисичка,
Ходьба на месте имитирует мягкие шаги лисицы
Показала хвостик рыжий
Такой мягкий и пушистый.
Повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад
Посидели, постояли,
Притаились как лиса,
Приседания
Мышку в норке поискали
Присели и пальчиками рук как бы разгребают землю
Вот такие чудеса!
Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи.
43. Пятница
Мишка в пятницу пришёл,
Ходьба на месте имитирует шаги медведя
Он в лесу медок нашёл,
Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево
На высокой ёлке,
Где колкие иголки.
Взгляд поднять вверх, вниз. Пальцы рук раздвинуты, как иголки
Мы у пчёл медку попросим
Встряхнуть кисти рук
На дворе настала осень,
Потянуться
Скоро мишка ляжет спать,
Медленно приседают
Будет лапу он сосать.
Наклоны головы вправо, влево, руки под головой
Пчёлы дали мёду,
Целую колоду.
Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах
44. Суббота
Мы в субботу пригласили
Взмахи руками к себе
Шустрых белок на обед.
Повороты туловища вправо, влево с приседанием
Щей капустных наварили,
Обе кисти рук сжаты вместе, круговые движения, обеих рук, туловище поворачивается вслед за руками
Наготовили котлет.
Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами
Белки в гости прискакали,
Прыжки на месте
Посмотрели на столы …
Глаза широко открыть и крепко их зажмурить
В лес обратно убежали
Бег на месте
За орешками они.
Постукивание кулаками друг об друга
45. Воскресенье
В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. (Ходьба на месте)
Смотрим вправо (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад)
Смотрим влево, (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад)
Ничего не узнаём. (Развести руки в стороны и удивиться)
Вот забор, а за забором, (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки).
Ходит лая грозный пёс, (обе руки одновременно перевести справа налево, взгляд следит за руками)
Вот корова замычала, “Му-у-у”, (Наклоны туловища вперёд)
Заработал паровоз, “Ду-ду-ду-у”, (Имитация движущегося поезда на месте)
А лошадка бьет копытцем,
Предлагает прокатиться. (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ножки)
Мы на этой карусели
Прокатиться захотели. (Произвольные круговые движения руками).
46. Тренировка
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх , направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
47. Дождик
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То же самое.
Смотрят вверх.
Вытирают» лицо руками.
Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Движения плечами.
Приседают, поморгать глазами.
48. Овощи
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Обвести глазами круг.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево- вправо
Влево - вправо.
Посмотреть вниз.
Посмотреть вверх.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
49. Ёлка
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
50.Комплекс
Теперь друг к другу повернитесь,
И широко соседу улыбнитесь.
Теперь немного поморгайте,
Поочередно каждым глазом помигайте
Теперь опять немного поморгайте
Глаза закройте просто, отдыхайте.
А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы
Откройте широко.
Где ж очутились мы?
51.Посмотрите далеко,
(дети вытягивают руки вперёд и смотрят на кончики пальцев)
Посмотрите близко,
(смотрят на ладошки перед глазами)
Посмотрите высоко,
(руки вверх, смотрят на кончики пальцев)
Посмотрите низко.
(руки вниз, смотрят на кончики пальцев)
Руку в сторону веду,
(руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев)
А затем веду другую,
(руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев)
А потом огромный круг
Я глазами нарисую.
(пальчиками «рисуют» круг по часовой стрелке, затем против, следя за ними глазами)
52.Светофор.
Стоит глазами нам мигает,
Крепко зажмуривают и
Как будто много-много знает.
Широко открывают оба глаза.
А мы ему в ответ мигнём
Подмигивают глазами попеременно
Глаза закроем, их потрём.
Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев, слегка надавливая на глаза.
Пусть думает, всё знаем мы о нём
Отводят глаза влево-вправо при неподвижной голове.
53. По тропинке в лес пойдем.
По тропинке в лес пойдем,
Идут маршевым шагом
Лужу мимо обойдем,
Имитируют обход лужи
Перепрыгнем ручеек,
Прыгают
И перешагнем через пенек.
Шагают, высоко поднимая колени
Посмотрели мы налево,
Смотрят налево, не поворачивая головы
И направо посмотрели,
Смотрят направо, не поворачивая головы
Дунул ветер, и листочки
Поднимают руки вверх, прослеживая их движение глазами
Закружились, полетели.
Поочередно делают круговые движения согнутыми в локтях руками, прослеживая их движение глазами
Мы летели, мы летели
Имитируют взмахи крыльев, затем соединят руки вместе над головой
И на землю тихо сели.
Опускают руки, прослеживают их движение глазами
Вверх на солнце посмотрели,
Поднимают глаза вверх
И на травке посидели.
Приседают, закрывают глаза
54. Сова не спит.
В лесу темно.
Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу
Все спят давно.
Снимают руки с глаз
Одна сова не спит,
На суку сидит.
Широко открывают глаза
Во все стороны глядит.
Да как полетит!
Движение глаз из стороны в сторону при фиксированном положении головы
А в лесу темно.
Все спят давно.
Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.
55.Часики.
Выполнение движений вправо-влево, без поворотов головы 8 -10раз.
Затем часики поломались и двигаются вверх-вниз 8-10 раз.
Упражнение можно сопровождать звуками Тик-так, затем бим-бом.
56.Зарядка для белки.
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
Моргание двумя глазами
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Отводят глаза влево, фиксируют взгляд в течение нескольких секунд
Вправо прыгнула потом
Отводят глаза вправо, фиксируют взгляд в течение нескольких секунд
Покружилась над дуплом
Вращательные движения глазами (по и против часовой стрелки)
Влево, вправо целый день,
Переведение взора вправо-влево без фиксации взгляда
Прыгать белочке не лень
Моргание двумя глазами
57.Флажок
Вот мой флажок качается –
Вот так, вот так, вот так.
Флажок медленно двигается влево-вправо, движение прослеживается при фиксированном положении головы
Флажок мой поднимается –
Вот так, вот так, вот так
Движения флажка вверх-вниз
Вот я флажком моим машу –
Вот так, вот так, вот так
Круговые движения флажком
Теперь флажок я опущу,
Тихонько опущу.
Медленное опускание флажка на парту. Фиксация взора на флажке в течение нескольких секунд
58.Дождь
Капля раз, капля два,
Руки сжаты в кулачки. Выставляют указательные пальцы из кулачков,
Медленно сперва.
Поднимают руки вверх
Кап-кап, кап-кап.
Медленно опускают руки вниз, прослеживая движения пальцев зрительно
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Руки сжаты в кулачки. Выставляют указательные пальцы из кулачков, поднимают руки вверх
Кап-кап-кап, кап-кап-кап.
Медленно опускают руки вниз, прослеживая движения пальцев зрительно
Зонтик побыстрей раскроем,
Разводят кисти рук в стороны, пальцы сжаты вместе
От дождя себя укроем.
Накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу.
59 Лето
Дин – дон! Дин – дон!
Слева звон, справа звон!
Лето красное пришло,
Свет и радость принесло
Смотрят вправо-влево
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали
Круговые движения глазами по и против часовой стрелки
Вверх на небо посмотрели.
Фиксируют взгляд на потолке
Их глазки лучики согрели.
Ладонями накрывают глаза, не надавливая на них
Рядом бабочки летали
Крылышками нежными махали.
Закрывают, открывают глаза.
Прилетала к ним пчела.
На нос села она.
Выставляют перед собой указательный палец, прослеживают его движение к носу. Фиксируют взгляд на носу на несколько секунд
60.Сова.
В небе месяц серебриться.
Поднимают глаза вверх
Спят в кустах тетерева.
Опускают глаза вниз
Над поляной кружит птица –
Остроклювая сова.
Вращательные движения глазами по часовой и против часовойстрелки
У совы глаза, как плошки,
В темноте горят огнем.
Ночью видит, словно кошка,
Но совсем не видит днем.
Открывают широко глаза, зажмуривают их крепко на 3-5 сек (повторить 4-6 раз)
61.На берегу.
Выполняется при фиксированном положении головы
Вокруг такая красота,
Вот море, небо – всюду синева
Выполняют вращательные движения глазами по часовой и против часовой стрелки
А над нами - облака
Поднимают руки вверх, движение прослеживается глазами
Перед нами расстилается вода.
Разводят руки в стороны, переводят взгляд с одной руки на другую
Чайки, мимо пролетая,
Шлют привет,
Выполняют петлеобразные движения руками, прослеживая их движение
Нам кричат, что лучше места нет.
Крепко зажмуривают глаза, затем их широко открывают
62.Сидит колдунья дуется.
Сидит колдунья дуется
На целый белый свет.
Колдунье не колдуется.
И настроенья нет.
Выполняют вращательные движения глазами по часовой и против часовой стрелки
Она сидит, все дуется.
Вот ей и не колдуется.
Движения газами влево-вправо с открытыми и закрытыми глазами
Хорошее ей настроенье
Надо подарить.
А как, скажите, дети?
Конечно, рассмешить!
Разогревают ладошки друг о друга и прикладывают их к закрытым глазам
Давайте ей сначала
Дружно подмигнем
Сначала правым глазом,
Левым же потом
Дети поочередно подмигивают глазами
Теперь двумя глазами вместе.
Мигают двумя глазами вместе
«Вы – молодцы», -
Скажу без лести.
Закрывают глаза
Теперь повторим все сначала.
Поочередно закрывают глаза, затем оба глаза вместе
Ой, что-то я уже устала
Закрывают глаза
63.Волшебные часы
Часы волшебные на стеночке висят,
Следят за передвижением циферблата часов вверх-вниз
Глазами смотрят на ребят,
Зажмуривают крепко глаза, затем их широко раскрывают.
И говорят: «Тик-так, так-тик,
Глазами выполняют поочередные движения вправо-влево
Вот и прошел волшебный миг».
Закрывают глаза
Пора домой вам возвращаться
Поглаживают их подушечками пальцев
Глаза открыть, и дома оказаться.
Широко открывают глаза
64.Соколиное перо
Пролетел высоко сокол.
Поднимают вверх глаза. Положение головы фиксировано
Обронил перо в осоку.
Опускают взгляд вниз
Соколиного пера
Не найти нам до утра
Движение глазами влево-вправо
Утром солнышко взойдет,
Поднимают глаза вверх
Солнце перышко найдет.
Опускают глаза вниз, улыбаются
65.Глаза отдыхают.
Теперь друг к другу повернитесь,
Поворачиваются друг к другу
И широко соседу улыбнитесь.
Улыбаются
Теперь немного поморгайте,
Закрывают и открывают оба глаза разом
Поочередно каждым глазом помигайте.
Поочередно закрывают то правый, то левый глаз
Теперь опять немного поморгайте.
Закрывают и открывают оба глаза разом
Глаза закройте просто, отдыхайте.
66.В волшебном лесу
Куда тропинка нас, ребята, завела?
Быть может, все напутала Яга?
В лесу волшебном мы, ребята, очутились,
Когда с горы в долину опустились.
Переведение взора вправо-влево при фиксированном положении головы
Сначала мы осмотримся вокруг:
Глазами сделаем большущий круг
Круговые вращения глазами по часовой, против часовой стрелки
Посмотрим вверх, посмотрим вниз,
Быть может, там вода живая – приз.
Переведение взора вверх-вниз при фиксированном положении головы
Зажмурим крепко глазки,
А потом откроем вдруг
И скажем: «Трудности, мы тут!»
Крепко зажмуривают глаза на 3-5 сек, затем широко их раскрывают (повторить 5-6 раз)
67.Веселый жук
В нашу группу жук влетел,
Закружился и запел:
Отводят одну руку в сторону, выполняют круговые движения рукой по часовой стрелке, прослеживая движение глазами
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
Отводят другую руку в сторону, выполняют круговые движения рукой против часовой стрелке, прослеживая движение глазами. Сводят руки вместе перед собой.
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Отводят правую руку, прослеживают движение руки
Вот он влево посмотрел –
Каждый влево посмотрел.
Отводят левую руку, прослеживают движение руки
Жук кружится и хохочет,
К Кате на нос сесть он хочет.
Сводят руки вместе перед собой. Пальцы обеих рук перемещают к носу
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Грозят жуку
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Отводят руку вправо ладошкой вверх, фиксируют взгляд на руке
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Отводят руку влево ладошкой вверх, фиксируют взгляд на руке
Жук с ладошки улетел
И на потолок присел.
Переводят взгляд вверх, фиксируют его на потолке (рассматривают жука)
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали
Приподнимаются на носочках, вытягивают руки вверх, фиксируют взгляд на кончиках пальцев
Хлопнем дружно: хлоп-хлоп-хлоп,
Улетай скорей, жучок.
Хлопают в ладоши, переводят взгляд на окно, выполняют прощальный жест рукой
68.Шел по берегу петух…
Шел по берегу петух,
Движения глаз вправо-влево.
Поскользнулся - в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Крепко зажмурить глаза, открыть их широко (повторить несколько раз)
Надо под ноги смотреть.
Движение глаз вверх-вниз
Будь внимателен, петух,
Не лови ты, Петя, мух!
Крепко зажмурить глаза, открыть их широко (повторить несколько раз
69.Кукушка
У леса на опушке
Моргать глазами в такт
Высоко на суку
Поднять глаза вверх
С утра поет кукушка:
Зажмуривают глаза в такт
Ку- ку! Ку-ку! Ку-ку!
Моргать в такт.
Внизу бежит речонка
Глаза вниз
По желтому песку.
Глаза вправо
Поет кукушка звонко:
Глаза влево
Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
Моргать в такт
70.Две птички
Летели две птички,
Поднимают руки, вытянув указательные пальцы, вверх до уровня глаз; прослеживают их движение глазами
Собой невелички
Сведенные пальцы отводят вправо-влево, прослеживая их движение глазами
Как они летели,
Все люди глядели.
Выполняют круговые движения пальцами
Прослеживают их движение глазами
Как они садились,
Опускают пальцы на стол, прослеживают их движение глазами
Все люди дивились.
Широко раскрывают глаза.
71.Капает дождик, падают листья
Капает дождик,
Капает дождик
Поднимают руки верх (пальцы направлены вниз).
Вниз, вниз, вниз.
Постепенно опускают руки, пока не коснутся стола или пола.
Продолжение игры: идет снег, идет град, падают листья и т.д.
72.Кружева.
Кружевницы ниткой кружева плетут,
Имитируют плетение
Там цветы и птицы дивные живут.
Их иголочка “рисует” тут и там,
Отводят руки в стороны попеременно и прослеживают взглядом
Нитка тянется за нею по пятам.
Но и мы умеем, кружева вязать,
Имитируют рисование кистью
Будем кисточкой узоры рисовать.
Нарисуем мы узоры наверху,
Поднять голову, посмотреть вверх
Завитушками листочки есть внизу.
Опустить голову, посмотреть вниз
Слева можем мы бутоны положить,
Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево
Справа инеем пушистым всё покрыть.
Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть вправо
Мы волшебные получим кружева,
Поднять руки вверх
Будут радовать они нас, детвора.
Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз
73.Бег по дорожкам (по методике В.Ф. Базарного)
Дети стоят не менее чем в 2-х метрах от плаката.
Выполняются движения глазами по цветным полосам. Голова не двигается. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Вариант: следить одним глазом, самостоятельно двигать гладами по заданной траектории. Каждое движение выполняется 4-6 раз. Общая продолжительность 1 минута.
74.Спектр
Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.
Список литературы:
- Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.
- Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.
- Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007
- Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей/авт-сост. З.М. Габдулина.-Волгоград: Учитель, 2010.
- Раскина И.И., Баракина Т.В. Как появился и из чего состоит компьютер? – Омск: ОмГПУ, 2005
Оглавление.
Введение 5
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей. 6
Перечень гимнастик для глаз 9
Перспективное планирование 11
Картотека гимнастик для глаз 13
Список литературы 38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие.Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз в стихах....
Учебно-методическое пособие."Картотека комплексов: гимнастика для глаз и пальчиков".
Предлагаю подборку комплексов пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз по различным темам....
Пособие "Картотека гимнастика для глаз" Составила: воспитатель Щербань Е.Г.
В данном пособии дана актуальность и цель гимнастики для глаз. Гимнастика представлена игровой форме ( в стихах), для детей старшего дошкольного возраста....
Пособие для воспитателей "Гимнастика для глаз"
Материал для изготовления эстетичного и удобного пособия для воспитателей "Гимнастика для глаз". Получается книжечка форматом А-5 (половина печатного листа). Обложка и весь материал распол...
Артикуляционная гимнастика в сказках: методическое пособие
В методическом пособии представлен апробированный материал в форме сказок, который поможет сформировать правильный артикуляционный уклад для постановки звуков речи у детей 5-7 лет. Может быть исп...
Методическое пособие "Гимнастика для глаз"
Методическое пособие "Гимнастика для глаз" во всех возрастных группах...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ."
Это учебно-методическое пособие сделано своими руками. Оно пригодится для воспитателей детского сада и родителей....