"Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
консультация (старшая группа)
Как эффективно использовать здоровьесберегающие технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zdoroveformiruyushchey_deyatelnosti.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
По данным Росстата численность детей-инвалидов в возрасте до 18
лет в Самарской области в 2015 г. составляла 10221 человек, а в 2023 г.- 12 674.
Среди них выделяют следующие группы детей с ОВЗ:
1. С нарушениями речи (40% детей с ОВЗ имеют различные нарушения речи, такие как дислалия, дизартрия или заикание).
2. С нарушениями зрения и слуха (30% детей с ОВЗ имеют проблемы со зрением или слухом, такие как дальнозоркость, косоглазие или уровень глухоты различной степени).
3. С органическими поражениями ЦНС (20% детей с ОВЗ имеют органические поражения центральной нервной системы, такие как ДЦП или аутизм).
4. С синдромами задержки психического развития (10% детей с ОВЗ имеют синдромы задержки психического развития, такие как синдром Дауна).
В связи с этим одной из приоритетных задач образовательных учреждений является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование у воспитанников привычки здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий является основной задачей деятельности педагогов ДОУ.
Цель ДОУ– формировать культуру здоровья у воспитанников, создать условия, позволяющие воспитывать потребность в принятии здорового образа жизни. Работа ведется в сотрудничестве медицинского работника, воспитателей, физинструктора, учителя-логопеда, музыкального руководителя и родителей воспитанников.
Медицинский работник:
- организует мониторинг здоровья детей;
- осуществляет контроль за питанием детей;
- организует контроль и помощь в обеспечении СанПиНов;
- помогает в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.
В процессе непосредственно образовательной деятельности воспитатели прививают детям навыки ведения здорового образа жизни. Каждый день проводится утренняя гимнастика (традиционная, глазная, дыхательная, звуковая, пальчиковая).
В режимных моментах ведется большая работа по выработке у воспитанников гигиенических навыков. Дети учатся правильно выбирать одежду для прогулок, ориентируясь на погодные условия. Проводятся ежедневные прогулки с подвижными играми, закаливающие процедуры (соответствующие времени года), смена видов деятельности в зависимости от времени года и предшествующих занятий. Проводятся беседы о правильной и здоровой пище, соблюдении режима дня, занятия чтением художественной и познавательной литературы о здоровом образе жизни. Перед сном проводятся релаксационные упражнения с прослушиванием спокойной музыки. После дневного сна осуществляется бодрящая гимнастика в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами. Гимнастика позволяет детям войти в активное состояние, вызвать положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Воспитанники просыпаются под музыку, выполняют в постели 3-4 упражнения. Затем дети отправляются на «тропу здоровья» – это ходьба по ортопедическим коврикам, по тактильным и сенсорным дорожкам. Этот инвентарь располагается так, чтобы дети занимались одновременно и не мешали друг другу. Босохождение является технически самым простым и хорошим средством укрепления стопы и связок.
В свободной деятельности детей воспитателями практикуются следующие здоровьесберегающие технологии: лего-терапия, пазлотерапия, рисование пластилином или природными материалами, тестопластика, оригами, су-джок.
Расширяя диапазон знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, на своих занятиях использую различные формы оздоровления:
- артикуляционную, мимическую, дыхательную, зрительную гимнастику;
- самомассаж кистей и пальцев рук (карандашами, сосновыми шишками, грецкими орехами, бигуди);
- су-джок-терапию;
- физкультминутки, пантомимику.
Кроме того, активно внедряем авторские здоровьесберегающие методики:
- Методика Сиротюк Л. А. (кинезиологические упражнения).
- Методика Базарного В.Ф.(зрительный тренажер)
- Методика Стрельниковой А. Н. (дыхательные упражнения).
Физинструктором и музыкальным руководителем организуются физкультурные досуги и спортивные праздники.
Очень важно социальное партнерство с семьями наших воспитанников, чтобы все сформированные навыки поддерживались дома. С целью достичь в этой области положительных результатов мы используем следующие формы по взаимодействию с родителями:
- информационные буклеты (памятки) и стенды для родителей;
- анкетирование;
- консультирование (групповое, индивидуальное).
Результатами внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ для детей является:
- Сформированные навыки здорового образа жизни.
- Улучшение показателей здоровья детей (улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; улучшается соматическое состояние).
- Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Еромыгина М. В. «Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми» Дошкольная педагогика №3 2014.
2. Коваленко А. А. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с
детьми, имеющими нарушения в развитии: методическое пособие. Томск, 2013.
3. Моурлот Л. И., Ремезова Л. А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей
дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007.
4. Яблинская Т. Сенсорно-моторная зона в логопедическом кабинете. -//Ребенок в детском саду, 2008, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"
Презентация "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"...
Текст презентации "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"
Текст презентации "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Коррекционно-развивающее занятие для средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Навстречу друг другу".
Цель занятия: обеспечение эмоционального контакта и доверительного общения.Задачи:- формировать у детей представление о дружбе, дружеских отношениях;- формировать умение оценивать поступки сверстников...
Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
В статье описывается система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...