"Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
консультация (старшая группа)

Мизгер Ирина Николаевна

Как эффективно использовать здоровьесберегающие технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zdoroveformiruyushchey_deyatelnosti.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

   По данным Росстата численность детей-инвалидов в возрасте до 18

лет в Самарской области в 2015 г. составляла 10221 человек, а в 2023 г.- 12 674.

Среди них выделяют следующие группы детей с ОВЗ:

1. С нарушениями речи (40% детей с ОВЗ имеют различные нарушения речи, такие как дислалия, дизартрия или заикание).

2. С нарушениями зрения и слуха (30% детей с ОВЗ имеют проблемы со зрением или слухом, такие как дальнозоркость, косоглазие или уровень глухоты различной степени).

3. С органическими поражениями ЦНС (20% детей с ОВЗ имеют органические поражения центральной нервной системы, такие как ДЦП или аутизм).

4. С синдромами задержки психического развития (10% детей с ОВЗ имеют синдромы задержки психического развития, такие как синдром Дауна).

В связи с этим одной из приоритетных задач образовательных учреждений является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование у воспитанников привычки здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий является основной задачей деятельности педагогов ДОУ.

Цель ДОУ– формировать культуру здоровья у воспитанников, создать условия, позволяющие воспитывать потребность в принятии здорового образа жизни. Работа ведется в сотрудничестве медицинского работника, воспитателей, физинструктора, учителя-логопеда, музыкального руководителя и родителей воспитанников.

Медицинский работник:

- организует мониторинг здоровья детей;

- осуществляет контроль за питанием детей;

-  организует контроль и помощь в обеспечении СанПиНов;

-  помогает в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.

В процессе непосредственно образовательной деятельности воспитатели прививают детям навыки ведения здорового образа жизни. Каждый день проводится утренняя гимнастика (традиционная, глазная, дыхательная, звуковая, пальчиковая).

В режимных моментах ведется большая работа по выработке у воспитанников гигиенических навыков. Дети учатся правильно выбирать одежду для прогулок, ориентируясь на погодные условия. Проводятся ежедневные прогулки с подвижными играми, закаливающие процедуры (соответствующие времени года), смена видов деятельности в зависимости от времени года и предшествующих занятий. Проводятся беседы о правильной и здоровой пище, соблюдении режима дня, занятия чтением художественной и познавательной литературы о здоровом образе жизни. Перед сном проводятся релаксационные упражнения с прослушиванием спокойной музыки. После дневного сна осуществляется бодрящая гимнастика в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами. Гимнастика позволяет детям войти в активное состояние, вызвать положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Воспитанники просыпаются под музыку, выполняют в постели 3-4 упражнения. Затем дети отправляются на «тропу здоровья» – это ходьба по ортопедическим коврикам, по тактильным и сенсорным дорожкам. Этот инвентарь располагается так, чтобы дети занимались одновременно и не мешали друг другу. Босохождение является технически самым простым и хорошим средством укрепления стопы и связок.

В свободной деятельности детей воспитателями практикуются следующие здоровьесберегающие технологии: лего-терапия, пазлотерапия, рисование пластилином или природными материалами, тестопластика, оригами, су-джок.

Расширяя диапазон знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, на своих занятиях использую различные формы оздоровления:

- артикуляционную, мимическую, дыхательную, зрительную гимнастику;

- самомассаж кистей и пальцев рук (карандашами, сосновыми шишками, грецкими орехами, бигуди);

- су-джок-терапию;

- физкультминутки, пантомимику.

Кроме того, активно внедряем авторские здоровьесберегающие методики:

- Методика Сиротюк Л. А. (кинезиологические упражнения).

- Методика Базарного В.Ф.(зрительный тренажер)

- Методика Стрельниковой А. Н. (дыхательные упражнения).

Физинструктором и музыкальным руководителем организуются физкультурные досуги и спортивные праздники.

Очень важно социальное партнерство с семьями наших воспитанников, чтобы все сформированные навыки поддерживались дома. С целью достичь в этой области положительных результатов мы используем следующие формы по взаимодействию с родителями:

- информационные буклеты (памятки) и стенды для родителей;

-  анкетирование;

-  консультирование (групповое, индивидуальное).

Результатами внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ для детей является:

- Сформированные навыки здорового образа жизни.

- Улучшение показателей здоровья детей (улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; улучшается соматическое состояние).

-  Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

-  Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Еромыгина М. В. «Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми» Дошкольная педагогика №3 2014.

2. Коваленко А. А. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с

детьми, имеющими нарушения в развитии: методическое пособие. Томск, 2013.

3. Моурлот Л. И., Ремезова Л. А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей

дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007.

4. Яблинская Т. Сенсорно-моторная зона в логопедическом кабинете. -//Ребенок в детском саду, 2008, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"

Презентация "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"...

Текст презентации "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"

Текст презентации "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Коррекционно-развивающее занятие для средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Навстречу друг другу".

Цель занятия: обеспечение эмоционального контакта и доверительного общения.Задачи:- формировать у детей представление о дружбе, дружеских отношениях;- формировать умение оценивать поступки сверстников...

Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В статье описывается система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...