Профилактическая работа в ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
статья

Шепелева Ольга Михайловна

Статья по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая работа в ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

 Профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению, в настоящее время становится важным фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского.

   Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%.

  На сегодняшний день особенно остро стоит проблема ухудшения здоровья детей. Особенно вызывает беспокойство здоровье дошкольников. У половины детей, пришедших в первый класс, отмечаются ухудшение зрения, болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата.

Современные дети много времени проводят сидя. Для того чтобы избежать такие заболевания как сколиоз и плоскостопие необходимо вовремя проводить профилактику. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушения осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношений статических и динамических движений. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Поэтому важную роль в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата отводится дошкольным учреждениям.

Особую роль занимает профилактика таких заболеваний как сколиоз и плоскостопие.

Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя, формируется с самого раннего детства, в процессе роста, развития и воспитания.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника с обязательным поворотом тел позвонков. При этом угнетается состояние сердечно-сосудистой и нервной систем, зрения, слуха.

Плоскостопие – это деформация стопы с уплощением ее основ.

Стопа – это сложный сводный орган, выполняющий опорную и амортизационную функции. Плоскостопие может быть врожденным и приобретенным. Наиболее частые причины приобретенного плоскостопия – слабость мышечно - связачного аппарата стопы. Ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног и боли в стопе. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.

Современные дети большую часть времени проводят в детском саду.  Поэтому, учитывая серьезность данной проблемы, в нашем детском саду были разработаны и успешно применяются комплексы мероприятий, направленных на профилактику сколиоза и плоскостопия.  На базе данных комплексов мы разработали дополнительную общеразвивающую программу дошкольного образования «Здоровячок».

Для формирования правильной осанки используются такие упражнения как «Пловец», «Колобок», «Качалочки», «Лодочки», «Дорожка здоровья», «Веселые шаги», «Кораблик». Направлены на профилактику плоскостопия.

Профилактика плоскостопия.

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Профилактика нарушения осанки.

Основным средством профилактики нарушений осанки у детей является ЛФК, которая понимается в широком смысле этого слова и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим и лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и в условиях детской поликлиники, физкультурного диспансера, центра реабилитации.

В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдать статико-динамический режим:

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой подушкой. Дети не должны спать на мягком, прогибающемся матрасе.

2. После обеда желателен дневной сон на 1–1,5 ч для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить позвоночник от нагрузки.

3. Необходимо правильно организовать рабочее место ребенка:

– освещение рассеянное, но достаточное;

– высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола составляло около 30 см (или если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза);

– высота стула должна быть такой, чтобы между стулом и голенью образовался угол в 90о;

– желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного сокращения при длительных занятиях в статическом напряжении.

4. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора туловища, таза и ног, а также симметричное положение. Правильная симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:

– стопы в опоре на полу или на скамейке;

– колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);

– равномерная опора на обе половины таза;

– туловище периодически опирается на спинку стула;

– между грудью и столом рекомендуется расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь);

– предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе; плечи симметричны;

– голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

  • при письме тетрадь лежи под углом 300, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

5. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке (рюкзак на одном и том же плече); в начальной школе лучше использовать ранец.

6. Желательно избегать порочных поз:

– так называемое косое положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешивается со стола;

– косое положение таза, когда ребенок сидит на ноге, подложенной поз ягодицу;

– привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

7. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Все эти, незначительные на первый взгляд, детали имеют огромное значение при профилактике нарушений осанки, так как влиянию лечебной гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь он проводит без ортопедического надзора.

                     Забота об укреплении здоровья ребенка – проблема  не только медицинская, но и педагогическая. В наших силах предотвратить появление таких серьезных заболеваний как плоскостопие и сколиоз. Необходимо внимательно следить за походкой ребенка, обращать внимание на то, как он сидит, стоит, обеспечить комфортный климат в семье и детском саду.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Список использованной литература

1.Алямовская В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы. // Дошкольное образование, 2005.

2. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2006.

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.

4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

5. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет . Комплексы оздоровительной гимнастики. М., «Мозаика-синтез», 2010 .

7. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

8. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

9. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008 .

10.Халемского Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушение осанки/ под общей редакцией, М.:Изд-во НЦ ЭНАС,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по вопросам здоровьесбережения

Работа с родителями по вопросам здоровьесбережения.Одной из целей работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, н...

Статья по теме: «Работа с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы здоровьесбережения».

В данной работе раскрываются понятия "инновация", "здоровьесберегающие технологии". Представлены разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, а также условия по решению...

Работа с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы здоровьесбережения

Одной из приоритетных задач современного образования является сохранение здоровья, оптимизация учебно-воспитательного процесса, разработка здоровьесберегающих технологий и формирование ценности здоров...

План профилактической работы с воспитанниками по вопросам безопасности, проживающими в жилпоселках

План профилактической работыс воспитанниками по вопросам безопасности,проживающими в жилпоселках и СОТах на 2019 – 2020 учебный год...

«Формы и методы работы с детьми по вопросам здоровьесбережения» (консультация для педагогов)

Данная консультация направлена на знакомство педагогов с разными технологиями здоровьесбережения в образовательном учреждении....

"Формы и методы работы с детьми по вопросам здоровьесбережения" (консультация для педагогов)

Данная консультация направленна на знакомство педагогов с разными технологиями здоровьесбережения в образовательном учреждении...