Здоровый дошкольник
консультация
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
В течение дня ребёнок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно-оздоровительной деятельности. Для этого используют различные методы и формы работы:
• Утренняя гимнастика;
• Занятия физической культурой;
• Физкультминутки;
• Динамические паузы;
• Дыхательная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Зарядка для глаз;
• Гимнастика после сна;
• Подвижные игры;
• Закаливающие процедуры.
Одна из основных задач в дошкольном учреждении – охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие и закаливание организма. В детском саду создана система физкультурно-оздоровительной работы, которая способствует формированию здорового, крепкого, закалённого ребёнка.
1. Утренняя гимнастика.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика должна проводится ежедневно до завтрака в течение 6-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
2. Физкультурные занятия.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.
3. Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12-15 мин., наступает утомление).
4.Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3-4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1-2 мин. Продолжительность разминки не более 10 мин.
5. Дыхательные упражнения.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость.
6. Пальчиковые игры.
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
7. Гимнастика для глаз.
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи.
8. Гимнастика после дневного сна– это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Комплекс упражнений проводится в постели. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег - выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов, после чего переходят к массажным дорожкам. Дети занимаются в одних трусах и босиком.
9. Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания - выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность. Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
10. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Список литературы:
1. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти , 2001.
2.Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. Т.С. Яковлевой. - Москва: Школьная пресса, 2006.
3.Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
Здоровый дошкольник – здоровый школьник.
Особое значение имеет начало школьной жизни. Процесс перехода из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических сист...
Деловая игра с педагогами "Путеводитель здоровья" (материалы педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника")
Данная методическая разработка является авторской, представлена материалом педагогического совета по теме "Закаливание и здоровье дошкольника" в форме деловой игры с педагогами "Путеводитель...
Проект «Здоровый дошкольник –здоровое будущее!»
В данной работе представлени проект целью которого, является создание условий для формирования у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, осознанного отношения к ...
Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....
ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)
Тема: «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития» (Форма: брифинг)Цел...
Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")
Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....