УТРЕННИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ для детей среднего и старшего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Содержит пять комплексов логопедической зарядки https://урок.рф/library/utrennie_logopedicheskie_pyatiminutki_dlya_detej_sred_004633.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 607e0b95ef73c.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

УТРЕННИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Данный материал содержит пять комплексов логопедической зарядки

(на пять дней недели) и может быть полезен как воспитателям в детских садах, так и родителям, занимающимся речевым развитием своих детей в домашних условиях.  Комплексы включают:

разминку для мышц артикуляционного аппарата, самомассаж языка,

упражнения для тренировки правильного речевого дыхания

Комплекс 1

«Пыхтелка»

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький (ёж).

Произносить на активном выдохе «пых».

Упражнение способствует укреплению губ и обучает равномерному выдоху.

«Дудочка»

Вытянуть губы вперед длинной трубочкой. Удерживать под счет 10

Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет их мышцы, способствует подвижности.

«Откусим пирожок»

Улыбнуться, приоткрыв рот и покусывать язык, имитируя жевание пирожка.

Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

«Молоток»

Застучали молоточки,

Ударяют по гвоздочкам.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанить напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т».

Упражнение способствует подвижности языка, вырабатывает подъем языка.

«Киска лакает молоко»

Рот открыт, губы в улыбке. На счет «раз» широкий язык вынуть "лопаткой", на счет «два» приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки. На счет «три» не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта.

Следить, чтобы голова, нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, а язык не отклонялся в сторону.

Упражнение вырабатывает умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.

Комплекс 2

«Подуем на горячий чай»

Вытянуть губы вперед длинной трубочкой и дуть, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной.

Вдыхать воздух носом! Упражнение развивает равномерный и продолжительный выдох.

«Погреем руки»

Приоткрыть рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался небольшой желобок.

Подставить ко рту ладошку и плавно подуть на неё.

Упражнение учит выпускать длительную направленную воздушную струю.

«Зверёк»

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет (белка).

Поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать данное положение 3-5 секунд.

Упражнение развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Массаж для языка»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык, «разминая» язык передними и боковыми зубами. Затем покусывать кончик языка губами, произнося «пя-пя-пя».

Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

«Топор»

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивать о небо за верхними резцами. Барабанить напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д.

Упражнение развивает подвижность языка, вырабатывает подъем языка.

«Телёнок пьет молоко»

Открыть рот, губы в улыбке. Широким кончиком краем языка облизывать верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивать язык в рот до середины нёба.

Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки, вырабатывает подъем языка.

«Иголочка»

Открывать рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и удерживать в таком положении до 5 сек.

Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Комплекс 3

«Самовар»

Иван Иваныч Самовар (надувать обе щеки и удерживать в таком положении 3-5 сек.)

Был пузатый самовар,

Трехведерный самовар.

В нём качался кипяток (поочередно надувать правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую)

Пыхтел паром кипяток,

Лился в чашку через кран, (сжимать губы, надувать щеки, удерживать воздух 2-3 сек. и выпускать через губы)

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран, (произносить «Пых!»)

Упражнение способствует развитию мышц щёк, укреплению губ и обучает равномерному выдоху.

«Мишка вытягивает губы»

Не умеет песни петь

Любит мёд. Кто он? (Медведь).

Вытянуть вперёд сомкнутые губы, удерживать их в таком положении 5-10 секунд и вернуть обратно.

Упражнение вырабатывает движение губ вперёд, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

«Телёнок улыбается»

Улыбаться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Улыбка широкая, «до ушей». Удерживать губы в таком положении до 5 сек.

Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность.

«Постираем бельё»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык от кончика до корня и в обратном направлении, а также боковыми зубами, имитируя стирку белья. Затем прикусывать кончик языка губами, произнося «пя-пя-пя».

Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

«Очень вкусно»

Приоткрыть рот и облизывать язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

 «Орешек»

Язык поочередно упирать то в одну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3-5 сек.

Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно ускоряется. Добавлять голос, пока не послышится «бл – бл».

Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху, следить, чтобы не было движений влево- вправо.

Упражнение вырабатывает подъем языка и подвижность его кончика.

«Телёнок вытягивает язычок»

Губы в улыбке, рот приоткрыт. Стараться языком дотянуться до подбородка, затем убирать язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 раз.

Стараться делать так, чтобы язык оставался широким, т.е. работал не кончик, а корень и средняя часть языка.

Упражнение отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

Комплекс 4

«Ветерок»

Округлить губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхать воздух на свою ладошку. Воздух вдыхать носом!

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха.

«Зайчик»

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнять, обнажая верхние резцы.

Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Месим тесто»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык передними, затем боковыми зубами, имитируя замес теста.

Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

«Блинчик»

Данное упражнение выполняется после предыдущего: замесили тесто, испекли блинчик. Положили его на окошке остужаться.

Широкий плоский, «распластанный» язык положить на нижнюю губу. Удерживать 3-5 секунд.

 «Чашечка»

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка». Данное упражнение выполняется сразу после предыдущего: нальем чай в чашечку, будем пить чай с блинами.

Широко открыть рот, широкий язык лежит на нижней губе. Загнуть края языка «чашечкой» и медленно поднимать ее за верхние зубы. Затем опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

«Хобот»

Открыть рот, вытянуть губы и язык вперёд, загнув вверх боковые края языка.

Упражнение отрабатывает движение губ вперёд и развивает подвижность губ и языка.

«Катушка»

Губы в улыбке, рот открыть, кончик языка упирать в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.

«Часики»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Открыть рот, растянуть губы в улыбку, вытянуть язык, напрячь его. Касаться острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следить, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполнять 6-8 раз.

Упражнение развивает подвижность языка, укрепляет его мускулатуру.

Комплекс 5

«Волк»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и произносить на продолжительном выдохе звук у (волк воет). Воздух вдыхать носом!

Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдоха, укрепляет мышцы губ.

«Трубочка»

Вытягивать губы вперёд трубочкой.

Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперёд, укрепляет мышцы языка.

«Улыбка»

Удерживать губы в улыбке, обнажая зубы. Зубы «заборчиком», т.е. ровно, не перекрывая друг друга, соприкасаются верхние и нижние резцы.

Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередовать упражнения.

Упражнение развивает подвижность губ.

«Накажем непослушный язычок»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык.

Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка. *Обязательно скажите деткам, что это просто игра, их язычки хорошие, послушные, очень стараются говорить правильно, наказывать их просто не за что.

«Язык здоровается с верхней губой»

Губы слегка улыбаются, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, держать его в таком положении 3-5 секунд, затем убрать в рот.

Двигается только язык, а нижняя губа «не помогает» ему.

Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.

«Любопытный язычок»

Слегка приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить им движение вперёд-назад. Затем язык убрать в рот. Выполнять 5-8 раз.

Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

«Конфетка»

Рот закрыт. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Представлен материал из опыта работы "Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"...

Конспект занятия по логопедической ритмике для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по логоритмике ставит целью развитие, совершенствование движения детей и речи. Вместе с этим осуществляется работа по нравтсвенно-патриотическому воспитанию....

Конспект занятия по логопедической ритмике для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Конспект логоритмического занятия на лексической теме "ЗИМА" позволит формировать у детей старшего дошкольного возраста умений сочетать под музыку движение и речь....

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Логопедические рекомендации родителям на летний период для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Уважаемые родители! Вот и наступило долгожданное лето. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки за летний период могут, как укрепиться, так и потеряться. Поэтому родителям необходимо еж...