картотека игр по валеологии
материал (старшая группа)
Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет.
- Возможности мозга
Если ребенок умеет писать цифры или буквы, предложите ему такое задание: пусть он правой рукой пишет цифры или буквы и одновременно левой рукой чертит на столе пальцем квадраты (или левой ногой круги на полу). Ну, что? Получилось? Риторический вопрос. Конечно же, нет. Это невозможно.
Наш мозг может выполнять одновременно много простых дел. Например, его возможностей достаточно, чтобы есть мороженое на ходу или разговаривать во время ходьбы, крутить что-то в руках.
Но если действия трудные, наш мозг «запутывается» и не может их выполнять одновременно.
Кстати, попробуйте еще один опыт: почитайте книгу во время просмотра телевизора. Вы заметите, что время от времени либо теряете нить разговора по ТВ, а, прислушиваясь к этому разговору, не понимаете, о чем только что прочитали.
Можно провести еще более наглядный вариант. Почитайте своему любимцу незнакомую новую книгу (для чистоты эксперимента) во время просмотра мультфильма, а потом попросите пересказать прочитанное. Тогда не надо будет доказывать, что телевизор мешает выполнению уроков.
- Увеличивающиеся зрачки
Войдите с ребенком на несколько минут в затемненную комнату, а потом пусть он посмотрит на свои зрачки в зеркало. Затем включите свет. Обратите внимание ребенка на то, что произошло со зрачками. Объясните, что при ярком свете зрачки сужаются. Это происходит оттого, что большое количество света может повредить зрению. В затемненной комнате зрачки расширяются для того, чтобы в них проникало больше света и можно было лучше видеть.
- Палочки и колбочки
Обратите внимание вашего ребенка на то, что, когда вы входите в затемненную комнату или лифт с солнечной улицы, глаза сначала ничего не различают. И лишь постепенно они начинают приспосабливаться и различать окружающие предметы.
Объясните ребенку, что у нас в глазах имеются разные клетки: палочки и колбочки. Колбочки «работают» при свете, а палочки — в темноте.
Пусть ребенок возьмет цветные карандаши и пойдет с ними в темную комнату. Объясните ему, что через 1-2 минуты его глаза привыкнут к темноте и он будет что-то видеть. А теперь пусть посмотрит на карандаши. Может ли он различить их по цвету?
Карандаши он видеть будет, но цвет определить не сможет. Потому что цвет различается с помощью колбочек, а им для функционирования нужен свет. В темной комнате его недостаточно.
- Для чего нам нужны два глаза?
Оказывается, два глаза нам нужны для того, чтобы мы могли точно определить, где находится нужный нам предмет. Помогите ребенку убедиться в этом самому.
«Возьми в одну руку авторучку, а во вторую — колпачок от нее и закрой один глаз. Руки вытяни вперед на всю длину и медленно соединяй их. А теперь ответь на вопрос, где находится колпачок: перед авторучкой или за ней? Можешь ли ответить на этот вопрос с уверенностью?
Проделай этот же опыт с двумя открытыми глазами. Видишь разницу?
Оказывается, глаза посылают в мозг два разных, несколько отличающихся один от другого образа. В мозгу они анализируются так, что мы можем точно определить, где находится тот или иной предмет. Когда же мы смотрим одним глазом, то предмет мы видим хорошо. Но только лишь одну картинку, а значит, мозгу гораздо труднее определить верное расстояние до предмета.
Самым лучшим зрением обладают орлы. Они могут увидеть зайца с высоты три километра.
- Обман зрения
Бывает, что глаза могут нас обманывать, и тогда мы видим то, чего в действительности нет. Это называется обманом зрения.
Попробуйте вместе с ребенком проделать следующий эксперимент. Начертите две линии. Попросите ребенка сравнить эти линии по длине. Различаются ли они?
Похвалите его: «Молодец. Ты был бдительным и не дал себя поймать на ошибке. Ты прав. Эти стрелки одинаковы по длине. И это всего лишь обман зрения, или, по-другому — оптическая иллюзия. А знаешь ли ты, что в моркови содержится вещество каротин, которое способствует улучшению зрения? Ешь морковку, и тогда глаза у тебя будут лучше видеть».
- «Лишний» палец
Поставь прямо перед глазами указательные пальцы. Медленно начинай сводить их вместе, но смотри при этом не на них, а на любой предмет, находящийся где-нибудь вдалеке. А теперь медленно переведи взгляд на свои пальцы. У тебя перед глазами возникло нечто совершенно неожиданное— «плавающий» палец.
Откуда же он взялся? Поскольку ты смотришь не на пальцы, а вдаль, каждый глаз видит оба пальца сразу, и их получается не два, а четыре. Два «лишних» пальца накладываются друг на друга, и получается маленький «плавающий» палец.
Этот опыт не всегда получается с первого раза. Повтори его несколько раз, и у тебя обязательно получится.
- Зачем нужна слюна?
Прежде всего, приготовьте двух детей (если у вас только один, то пригласите второго ребенка в гости).
Дайте каждому из них по пачке крекеров, но одному поставьте стакан воды (запивать еду), а второй пусть ест всухомятку.
Результаты будут наглядными.
Даже дошкольники смогут объяснить, почему тот, кто запивал крекеры, съел их быстрее и без особого труда. Конечно, слюна, выделяемая слюнными железами, выполняет ту же функцию, что и вода. Роль слюны в том, чтобы смачивать пищу (для детей дошкольного возраста такого объяснения вполне достаточно) и помогать ее продвижению по пищеводу в желудок.
Если сухую пищу не запивать, то жевать ее становится все труднее и труднее. Слишком много слюны тратится на смачивание сухих крекеров. И последние крекеры есть уже почти невозможно. Именно поэтому сухую пищу люди запивают жидкостью.
- Как мы различаем разные вкусы?
Язык человека снабжен вкусовыми сосочками, их на языке примерно 10 тысяч, а в каждом сосочке примерно 100 клеток. С помощью этого огромного количества клеток мы и воспринимаем вкус разной еды.
Однако известно, что тот или иной вкус воспринимают различные зоны языка. Попробуем их определить.
Приготовьте ватные палочки и следующие растворы: соленый, сладкий, кислый (лимон) и горький (горчица).
Обмакните палочку в соленый раствор и дотроньтесь до разных зон языка: на кончике, в середине, по бокам, сзади. Определите, где находятся сосочки, отвечающие за восприятие соленого.
То же самое проделайте с остальными растворами и определите, какие зоны языка отвечают за тот или иной вкус. Теперь вы знаете, где какие сосочки расположены. А все вместе, когда пища попадает в рот, они способны определить достаточно сложные вкусы, когда в пище сочетаются и сладкое, и кислое, и соленое, и горькое.
Для наглядности нарисуйте язык на листке бумаги и цветным фломастером обозначьте на нем все вкусовые зоны.
- Крашеные зубы
Взрослым хорошо известно, что большинство детей не любит чистить зубы. Существует ли возможность (кроме родительского «нажима» и напоминания) приучить их регулярно выполнять эту гигиеническую процедуру? Мне это неизвестно.
Однако все же есть способ, который наглядно может побудить детей чистить зубы. Во всяком случае, хочется в это верить. Но к этому нужно подготовиться.
Купите в аптеке раствор фукорцина. Это препарат, применяемый в стоматологии для лечения слизистой оболочки полости рта.
Скажите своему любимцу, что вы — маг и волшебник. Что вы не видели, чистил ли он зубы, но сможете точно сказать, выполнил он эту процедуру или нет.
Обмакните ватную палочку в раствор фенолфталеина и помажьте им зубы ребенка. Зубной налет нечищеных зубов окрасится в яркий красный цвет. Пусть ребенок разглядит свои зубы в зеркале.
Объясните ему, что микробы на нечищеных зубах вызывают их заболевание. Чтобы этого не произошло, зубы надо тщательно чистить два раза в день.
После этого предложите ребенку как следует почистить зубы. Волшебная зубная паста вернет им белизну, а вам, может быть, надежду на сознательность ваших детей.
- Апчхи! Будь здоров!
Все люди чихают. Одни — тихо, как котята, другие — так громко, что заставляют соседей вздрагивать. В чем причина чихания? Сейчас мы это узнаем.
Приготовьте два листа тонкого картона величиной с поздравительную открытку. Приделайте к ним петлю из бечевки, намажьте вазелином, медом или жирным кремом и повесьте утром одну из них в саду, а вторую — поблизости от дороги.
Вечером внимательно осмотрите каждый из них (хорошо бы через лупу), сравните их друг с другом.
Какие объяснения вы можете дать?
В носу у нас находится влажная слизистая оболочка, которая, как и вазелин на картонке, задерживает пыльцу растений, мелкую пыль. Другими словами, очищает вдыхаемый воздух.
Если же в нос все-таки попадет соринка, она начинает раздражать его слизистую оболочку, и с помощью чихания наш организм избавляется от нее.
А теперь попросите ребенка сравнить карточку из сада и ту, которая висела у дороги: «Наверняка ты увидишь, что на второй картонке гораздо больше мусора и пыли. А это значит, что воздух у дороги грязнее. Значит, гулять полезнее в саду, в лесу, подальше от автомобильных дорог. Ну что ж, чихай на здоровье!»
- Нос ощущает вкус
Наш язык для различения четырех основных вкусов — соленого, кислого, сладкого и горького — имеет специальные зоны. Передняя часть языка реагирует на сладкое, задняя часть — на горькое, боковые части распознают кислое, а самый кончик — соленое.
Но знает ли ваш ребенок, что нос помогает нам определять вкус? Нет? Тогда помогите ему проверить это.
Натрите на мелкой терке яблоко, сырую морковь и картофель и разложите их по разным мисочкам. Потом пусть ребенок закроет глаза и зажмет нос пальцами (можно и бельевой прищепкой), дайте ему по очереди попробовать еду из каждой мисочки. Может ли он с уверенностью сказать, что пробует в данный момент?
«Оказывается, когда ты ешь, запах пищи проникает в твой нос, поэтому ты ощущаешь вкус и запах одновременно. Твой нос намного чувствительнее, чем язык, и позволяет более точно распознавать вкус продукта.
Язык может только определить четыре основных вкуса, но сказать точнее, с чем имеешь дело, без участия носа нельзя. Вспомни, когда у тебя был насморк, еда казалась тебе безвкусной. Это замечательное свойство носа может тебе пригодиться, когда ты будешь вынужден принимать противное лекарство. Зажми нос пальцами и быстренько выпей его. Тогда вся его гадость будет значительно слабее выражена, поверь». Лично я именно так и делаю.
- Как устроено наше ухо?
Внутри рулона туалетной бумаги находится цилиндр из тонкого картона. Возьмите его и натяните на одно из отверстий тонкую пищевую пленку, закрепив ее по кругу скотчем. У вас получится своеобразный барабан, а точнее — барабанная перепонка, похожая на ту, которая есть у каждого из нас в ухе. Во второе отверстие цилиндра вставьте рупор, свернутый из бумаги, узким концом внутрь: это имитация ушной раковины.
Покричите вместе с ребенком в рупор, и вы увидите, как вибрирует (дрожит) пленка. Оказывается, звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая передается в наш мозг. Именно таким образом мы и воспринимаем звуки окружающего нас мира.
Если вы хотите добиться большей наглядности опыта, приклейте к середине «барабанной перепонки» узкую полоску очень тонкой бумаги, лучше папиросной или туалетной. Снова покричите в рупор и увидите, как бумажная полоска задрожит.
- Зачем зайцу длинные уши?
Прежде всего, вам нужно сделать два больших рупора. Для этого из большого листа картона вырежьте круг не менее 50 сантиметров в диаметре, можно и больше. Разрежьте его пополам и из каждой половины сверните по рупору. Края рупора либо склейте, либо закрепите скотчем, чтобы он не развернулся.
А теперь встаньте с ребенком в любом месте и послушайте доносящиеся до вас звуки. Назовите их.
После этого поочередно с ребенком приставьте оба рупора к ушам, внимательно прислушайтесь и опять назовите звуки, которые вы слышите теперь. Что изменилось? Появились ли новые звуки, которых без рупора вы не слышали? Если да, то спросите ребенка, почему это произошло. Если он не ответит, объясните ему сами.
Начните с того, что бросьте в тазик с водой камешек или монетку (что есть под рукой) и обратите внимание ребенка на то, как кругами расходятся волны. Объясните, что так же распространяется и звук. Правда, звучат только «дрожащие» предметы. Если, скажем, поднять руку, то никакого звука вы не услышите, а если пальцем ущипнуть натянутую нитку или гитарную струну, то они издадут звуки. Если легко прикоснуться пальцами к своему горлышку и громко крикнуть, можно почувствовать, что горлышко дрожит.
Думаю, что ребенок уже догадался, что ушки с рупором слышат гораздо лучше, потому что один конец у рупора широкий, звука в него попадает много и он весь собирается в ухе как в воронке.
Теперь самое время спросить у ребенка, зачем зайцу длинные уши.
Кроме этого, обратите внимание ребенка на то обстоятельство, что уши животных, в отличие от ушей человека, могут двигаться. С этой целью понаблюдайте за домашними животными — кошкой, собакой. Если возможно, за коровой, лошадью, козой. Спросите у ребенка, почему домашняя собака подбегает к двери, когда мама и папа возвращаются с работы: она же их не видит, как же она узнает об их приходе?
- Как возникает голос?
Скажите ребенку: «Приложи два пальца к передней части горла, прямо под подбородком. Ты почувствуешь под пальцами твердый бугорок, внутри которого находятся две полоски кожи, которые называются голосовыми связками. Теперь скажи что-нибудь или прочитай стихотворение, не убирая пальцев с бугорка. Чувствуешь, как с твоими голосовыми связками что-то происходит?
Когда воздух из легких проходит через горло, голосовые связки начинают вибрировать, издавая звуки — звуки твоего голоса».
Чтобы нагляднее представить себе возникновение голоса, проведем еще два эксперимента.
- «Голос» шарика
Воздушный шарик поможет узнать, как голосовые связки производят звук.
«Надуй воздушный шарик, но не завязывай его горловину, а, наоборот, выпускай из него воздух, растягивая горловину двумя руками. На что похож звук выходящего воздуха?
Теперь сделай из картона тонкую трубку. Снова надуй шарик и вставь ее в горловину. Какой звук ты слышишь теперь, когда воздух из шарика выходит через трубку?
Мышцы у тебя в горле растягивают голосовые связки, как ты растягивал горловину шарика. Растянутые связки колеблются под действием проходящего через них воздуха и производят звуки. Когда же мышцы расслаблены (как шарик с трубочкой в горловине), они не вибрируют и не производят звука».
- Можно ли увидеть звуковые вибрации?
Начните с объяснения: «Этот опыт покажет, как твои голосовые связки производят различные звуки. Растяни резинку двумя руками и «поиграй» на ней, как на струне, большим пальцем.
Теперь растяни резинку еще больше и опять поиграй. Изменился ли звук? Как? Видишь, как резинка вибрирует?
Оказывается, чем больше ты растягиваешь резинку, тем более высокие (тонкие) звуки она будет издавать. И при этом очень ясно видно, как резинка вибрирует. Конечно, на самом деле мы видим не звук, а колебания воздуха, вибрацию резинки, но именно это ее свойство и вызывает звук».
- Что важнее: глаза, уши или руки?
Каждому из нас приходилось в своей жизни переходить через ручей по бревну. Надо признаться, это не самое простое занятие, особенно если ручей глубокий или холодный, ведь мочить ноги мы не намерены. Что же нам помогает совершить этот «подвиг»?
Оказывается, для удержания равновесия нужны... уши. Да, да! Именно уши. Ухо человека, как и животных, является не только органом слуха, но и органом равновесия. Для этого в ухе находится жидкость, которая помогает нам его (равновесие) удерживать. И, конечно же, нам нужны глаза и руки.
Положите на землю длинную узкую рейку или доску. Пусть ребенок пройдется по ней взад-вперед. Прекрасно! А теперь завяжем глаза. Ну что, идти стало гораздо труднее? Правильно, так и должно быть. Потому что для сохранения равновесия нужно взаимодействие двух механизмов — глаз и ушей. Если же глаза закрыты, то равновесие удерживается с помощью только одного механизма — ушей, а значит, сделать это сложнее. Кроме того, в движении по рейке очень помогают руки. Они выполняют роль балансира (от французского слова «уравновешивать»). Сохраняя равновесие, мы расставляем руки в стороны. Поэтому, отвечая на вопрос, что важнее для сохранения равновесия, мы говорим: и глаза, и уши, и руки.
- Пульс
Скажите ребенку примерно следующее: «Все люди знают, как бьется их сердце. И даже ты, мой маленький дружок, слышал его, особенно после быстрого бега. Эти удары или толчки сердца называются пульсом. Пульс можно не только услышать, но и увидеть».
Пусть кто-нибудь из взрослых найдет пульс на руке ребенка и на это место наклеит пластилин. Сверху, слегка вдавив в пластилин, нужно поставить трубочку для коктейля.
Теперь при каждом толчке крови в артерии трубочка будет слегка вздрагивать. Эти колебания можно посчитать. Объясните ребенку: «Сколько раз в минуту вздрогнет трубочка, столько раз твое сердце сократилось и послало кровь в артерию. Эта цифра и будет твоим пульсом.
Тебе, малыш, наверное, будет интересно узнать, что, чем медленнее пульс, тем длиннее жизнь его обладателя. У слонов сердечный ритм равен 25 ударам в минуту, поэтому слоны живут долго. А у маленькой мышки пульс равен 500 ударам в минуту, и живет она всего лишь 1-1,5 года. У взрослого человека пульс равен 60-80 ударам в минуту, а у ребенка — 80-100.
19. Стетоскоп
Хочешь послушать свое дыхание и сердцебиение? Тогда сделай небольшой рупор, в узкий конец которого вставь два куска тонкой резиновой трубочки или трубки от капельницы, замотав их тщательно скотчем или изоляционной лентой. Свободные концы трубок вставь в оба уха и приложи свой самодельный стетоскоп к сердцу и груди; можно к своей, а можно и к бабушкиной. Что ты слышишь?
20. Как человек дышит?
Пленка Шарик
Полоска бумаги
Обратитесь к малышу с таким предложением: «Ты, дружок, уже знаешь, что человек дышит воздухом. Давай попробуем разобраться, как это происходит.
Постарайся без зазубрин, аккуратно разрезать пластиковую бутылку пополам. Тебе понадобиться верхняя часть с горлышком. Натяни на горлышко воздушный шарик и просунь его внутрь. На отрезанный конец бутылки натяни полиэтиленовую пленку, закрепив ее скотчем. К середине пленки прикрепи (тоже скотчем) полоску толстой бумаги. Взявшись за нее пальцами, сначала потяни за нее, а потом — нажми. Посмотри, что происходит с шариком? Он то слегка надувается, то сдувается. Почему это происходит, и что мы вообще сделали?
Оказывается, это модель дыхания. Когда ты тянешь пленку на себя, объем внутри бутылки (легких) увеличивается. Чтобы заполнить этот объем, воздух снаружи стремится в шарик (в легкие). Когда же ты нажимаешь на пленку, объем внутри бутылки (в легких) уменьшается и воздух из нее устремляется наружу. Именно так работает грудь человека при дыхании. А теперь попробуй определи: когда происходит вдох, а когда — выдох?»
- Сколько воздуха в легких?
Спросите ребенка: «Тебе, наверное, интересно узнать, сколько воздуха помещается в твоих легких? А в легких твоих друзей?
А у папы и бабушки? Тогда принимайся за дело.
Наполни доверху пластиковую бутылку водой, закрой ее крышкой. Затем опусти бутылку горлышком в емкость с водой (глубокий таз, ванну, бочку), сними крышку (смотри держи ее под водой), вставь в горлышко под водой длинную соломинку, согнутую под углом, а лучше — трубку от медицинской капельницы. Устройство готово.
Набери в легкие побольше воздуха и дуй изо всех сил в соломинку или шланг. Воздух будет из легких поступать в бутылку и вытеснять воду, то есть в верхней части бутылки образуется пустота. Чем больше воздуха ты сумел набрать в свои легкие за один вдох, тем больше воды ты вытеснишь из бутылки. Если же в бутылке вообще не осталось воды, значит, у тебя очень хорошо развиты легкие. В этом случае нужно взять бутылку большего объема».
- Осязание, или холодное прикосновение
Осязание — это ощущение прикосновения.
Положите в миску побольше кубиков льда. Вокруг нее рассыпьте штук 20 зернышек риса. Засеките по часам, сколько времени понадобится ребенку для того, чтобы собрать все зернышки.
Далее скажите ребенку: «А теперь подержи руку в миске со льдом, считая до 30. Вытри руку и попробуй собрать рис. Сколько времени тебе понадобилось теперь?
Оказывается, когда кожа холодная, чувство осязания притупляется, собрать зернышки становится гораздо труднее.
Вспомни, как сложно бывает расстегнуть пуговицу после зимней прогулки, когда у тебя очень замерзли руки. Поэтому, если ты собираешься заняться деятельностью с мелкими деталями (например, мозаикой) или сборкой модели маленького самолета, помни: руки у тебя должны быть теплыми.»
- Почему ладони в воде сморщиваются?
Приготовьте две старые ненужные губки. Одну из них смажьте вазелином или любым жирным кремом, вторую оставьте как есть. Теперь капайте воду на жирную и нежирную губки. В одну губку вода будет впитываться, а на другой капли воды останутся на поверхности.
Объясните ребенку, что наша кожа вся покрыта жиром, который вырабатывается в подкожных жировых железах. Поэтому когда на плечи льется вода, она скатывается и стекает вниз. На ладонях же рук и подошвах ног кожа толще и не защищена жиром, поэтому, впитывая много воды, она сморщивается.
- Зачем люди потеют?
Предложите маленькому члену семьи такой опыт: «В жаркий солнечный день надень пару носков: один пусть будет сухим, а второй — мокрым. Сядь на солнышке и посиди минут 15. Внимательно «прислушайся» к ощущениям своих ног. Почувствовал, что ноге в мокром носке прохладнее, чем в сухом? Сможешь объяснить, почему это происходит? »
Правильно, вода с мокрого носка начала испаряться, унося тепло, и нога стала охлаждаться.
25. Могут ли бутылки «потеть»?
Могут ли бутылки «потеть» ? Или как охладить теплый напиток?
Проведем следующий опыт. Поставьте в таз бутылку с питьевой водой или лимонадом. Накройте ее большим глиняным цветочным горшком. Сверху полейте горшок водой и время от времени сбрызгивайте его из пульверизатора, чтобы он все время оставался мокрым. Через некоторое время напиток охладится.
Объясните ребенку: «Это происходит потому, что вода с поверхности горшка испаряется, то есть превращается в пар. При этом горшок будет охлаждаться, а значит, охладится и бутылка, находящаяся под ним.
Этот же процесс регулирует и теплообмен у человека. Когда ему жарко, он начинает потеть, а пот, испаряясь, охлаждает организм, не давая ему перегреться».
26. Почему кости твердые?
Этот опыт объясните примерно так: «Кости человека содержат большое количество кальция. Он содержится в большом количестве в молоке — это ты уже знаешь. У нас дома нет чистого кальция. Но у нас есть другая соль — поваренная, называется она хлористый натрий. Именно с ней мы и проведем опыт.
Возьмем старую ненужную губку для мытья посуды и вырежем из нее форму, похожую на кость.
Сделаем очень насыщенный соляной раствор. Для этого в стакан воды положим три столовых ложки соли и размешаем до полного растворения. Затем выльем этот раствор на нашу «кость» и оставим ее на несколько дней. Когда вода из губки испарится, «кость» станет очень твердой, почти как настоящая».
27. Какая у тебя температура?
Ваш ребенок уже знает, что при нагревании воздух и вода расширяются. А как ведут себя другие вещества?
Выясните это вместе с ребенком. Поставьте ему под мышку обыкновенный ртутный термометр. Но прежде попросите малыша внимательно его осмотреть: «Ты увидишь внизу, в самом кончике трубочки, большую каплю ртути. Зачем она там и как она будет вести себя у тебя под мышкой?
Через пару минут вынь термометр и осмотри его опять. Ты увидишь столбик ртути на шкале, которого раньше не было. Откуда он взялся? Конечно, ты уже все понял. Ртуть поднялась из капли по трубочке. Поднялась потому, что термометр нагрелся и жидкая ртуть в нем расширилась.
А теперь вспомни, какие термометры ты знаешь? Да, есть еще термометры комнатные, для наружного воздуха, для воды. Правда, в них находится не ртуть, а подкрашенный спирт или другая жидкость.
Это означает, что и другие жидкости при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются».
28. Как «увидеть» отрыжку?
Многие взрослые согласны со мной: «Отвратительно выглядят дети, которые демонстрируют за столом отрыжку».
Однако так ли уж они виноваты? Давайте посмотрим.
Возьмем воздушный шарик, вставим в него воронку и всыплем одну столовую ложку соды, а потом вольем две столовых ложки уксуса. Вытащим воронку и понемногу будем выпускать углекислый газ, образованный реакцией взаимодействия соды и уксуса, растягивая и сужая отверстие шарика. Мы увидим, как шарик будет вибрировать.
Этот опыт показывает, почему возникает отрыжка (происходит переваривание пищи и ее брожение) и как она проявляется на детских животиках.
Понимая механизм образования отрыжки, нам лишь останется научить детей, как справиться с ней приемлемым способом (без излишней демонстрации).
29. Послушаем свой желудок
Соедините большую и маленькую воронки так, чтобы получился стетоскоп. Поставьте его большим раструбом на детский животик, а маленький приставьте к уху ребенка. Вы сможете ясно различить звук брожения газов в желудке, который образуется при переваривании пищи бактериями. Когда газов скапливается много, их излишки выходят в виде отрыжки. Это бывает почти всегда, когда напьешься газированной воды.
30. Почему у балерин не кружится голова?
Если во время кружения как можно дольше фиксировать взгляд на выбранной точке, а не следить глазами по кругу, голова не будет кружиться. Люди, занимающиеся танцами, это отлично знают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов по валеологии.
Этот материал поможет пелагогу в работе по формированию основ валеологической культуры у детей дошкльного возраста....
Картотека игр по валеологии
Сборник игр по валеологии. Удобно использовать в работе воспитателя....
Картотека игр по валеологии
Проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных, при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить исполь...
Картотека занятий по валеологии
Конспекты по валеологии обширны. Детей знакомим с внешним строеним тела человека. Различие человека и куклы. Уточняем представление детей о назначении отдельных органов. Учим детей следить за своим зд...
Картотека игр по валеологии
Игр по валеологии для малышей...
картотека игр по валеологии
Картотека игр на познание своего тела...
Картотека игр ПО ВАЛЕОЛОГИИ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО»Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую мото...