Физические упражнения – основное средство оптимизации двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка
Работа раскрывает сущность оздоровительного воздействия физических упражнений для коррекции нарушений психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для решения задач по физкультурно-оздоровительному воспитанию через использование основных средств физического воспитания обеспечивает достижение целесообразной организации двигательных действий.
Проблемы особенностей отклонений в физическом развитии детей с нарушением интеллекта могут быть успешно решаемы в реализации выбранного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
Физические упражнения – основное средство оптимизации двигательной деятельности
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Физическое развитие – это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма человека.
В ходе развития можно выделить 3 фазы:
- повышение его уровня;
- относительная стабилизация;
- постепенное снижение физических возможностей человека.
Предпосылкой физического развития являются природные задатки. Эти задатки передаются по наследству, поэтому высоких спортивных результатов может достичь не каждый. Но каждый занимающийся может хорошо развить себя физически при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий.
Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в последние годы существенно возрос.
Цель работы: создание условий, способствующих обогащению и расширению двигательного
опыта детей через использование разнообразных видов физических
упражнений, для оптимального уровня физической активности.
Задачи: 1. Проанализировать и систематизировать материал информационных источников.
2. Определить формы занятий и особенности обучения двигательным действиям.
3. Составить методические рекомендации для целесообразного и эффективного
использования физических упражнений.
Понятие и назначение физических упражнений.
Понятие «физическое упражнение» связано с представлениями о движениях и двигательных действиях человека.
Каждое произвольное движение характеризуется тремя признаками:
- оно всегда является функцией сознания;
- оно приобретается человеком в результате жизнедеятельности, включая процесс обучения;
- выполнение упражнений повышает степень их подчиненности воле занимающегося.
В силу того что произвольное движение всегда является сознательным, оно воздействует на человека в целом как на личность.
Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.
Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
В отличие от трудовых действий, также оказывающих развивающее действие на организм человека, физические упражнения применяются для этой цели специально.
Многократно повторяемые физические упражнения с соблюдением правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.
Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на психические процессы. Они развивают чувство равновесия, зрительные ощущения (глазомер). Познаются скорость, направление движений. Физические упражнения развивают восприятие окружающей действительности, пространства, времени.
В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. Физические упражнения способствуют развитию воображения, мышления и других форм высшей психической деятельности человека. Процесс творческого воображения, например, имеет место в сложной комбинационной игре.
Организованные коллективные занятия физическими упражнениями – важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлениями воли и служат одним из основных средств ее совершенствования.
Сознательное и активное отношение к занятиям, соблюдение порядка выполнения упражнений и правил поведения в коллективе, участие в командных играх и соревнованиях способствуют воспитанию дисциплины, взаимопомощи, взаимоподдержки, чувства коллективизма, чувства чести и долга, развитию инициативности. При систематических занятиях физическими упражнениями воспитываются организованность, аккуратность, подтянутость, рациональная осанка, красивая походка, соблюдение правил личной и общественной гигиены, установленных норм поведения.
Классификация физических упражнений.
Классификация физических упражнений – это распределение их на взаимосвязанные группы согласно наиболее существенным признакам.
С помощью классификаций можно определить характерные свойства физических упражнений, а, следовательно, облегчить поиск упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче.
Классификация физических упражнений:
- По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт). Делятся на 4 группы:
- гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений;
- игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т.п.), которые выполняются в различных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (выше прыгнуть, точнее бросить);
- туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности;
- спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой спортивной классификацией и являются предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов.
Подобная классификация существует лишь как самая общая ориентировка в
характере физических упражнений.
- По признаку особенностей мышечной деятельности (или по признаку преимущественных потребностей в проявлении двигательных качеств, или по признаку преимущественного влияния на развитие двигательных качеств):
- скоростно – силовые упражнения, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий отрезок времени (метания, прыжки);
- физические упражнения, требующие проявления выносливости (бег на длинные дистанции, ходьба на лыжах);
- физические упражнения, требующие проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения (упражнения на гимнастических снарядах, прыжки в воду);
- физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств при постоянно меняющихся уровнях усилий в соответствии с изменяющимися условиями (игры, единоборства).
При некоторой условности эта классификация позволяет, с одной стороны,
подбирать физические упражнения, с помощью которых можно эффективнее
достичь желаемого результата в развитии двигательных качеств (а, следовательно,
выбирать упражнения для контроля за уровнем развития двигательных качеств), с
другой стороны, знать, какие качества необходимо иметь для успешного выполнения
упражнения того или иного характера.
- По их значению для решения образовательных задач:
- основные упражнения (или соревновательные), т.е. действия, являющиеся предметом изучения (а впоследствии иногда и предметом соревнования) в соответствии с образовательными задачами учебных программ;
- подводящие упражнения, т.е. действия, облегчающие освоение основного упражнения благодаря наличию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений;
- подготовительные упражнения, т.е. действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для изучения основного упражнения.
Данная классификация помогает подобрать для решения ведущих задач каждого
этапа обучения те упражнения, которые в большей мере способствуют их решению.
- По признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп. Предусматривает выделение упражнений для мышц:
- рук и плечевого пояса;
- туловища и шеи;
- ног и таза.
Внутри этой классификации упражнения подразделяются:
- для голеностопного сустава, для коленного сустава и т.п.;
- упражнения без предметов и с предметами;
- индивидуальные и парные;
- стоя, сидя и лежа;
- для развития силы и гибкости.
- По видам спорта.
Помимо педагогических классификаций существуют классификации упражнений:
- в биомеханике: статические, динамические, циклические, ациклические, комбинированные и др.;
- в физиологии: упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.
Наличие нескольких классификаций следует расценивать как положительное влияние, позволяющее отбирать из многообразия упражнений именно те, которые в наибольшей мере соответствуют поставленным задачам.
Особенности использования физических упражнений в занятиях с детьми с нарушениями интеллекта.
У большинства детей данной категории отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранения равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения.
Использование педагогом упражнений прикладного характера способствует ликвидации отставания и нарушений психомоторного развития, развитию внимания, воображения, волевых качеств, а также повышению эмоционального тонуса. Важно помнить, что такие упражнения играют огромную роль в развитии пространственной ориентации, глазомера, умения работать в коллективе.
В недостатках управления движениями данных детей, в первую очередь, проявляются нарушения их нервно-психической деятельности.
Легкость и экономность выполнения движений зависит, в основном, от правильной дозировки мышечного усилия.
Ценность упражнений в способности управления движениями заключается в том, что они побуждают учеников к активной умственной деятельности: они должны четко воспринимать как сами движения, так и результаты движений, устанавливать причинно-следственные связи между характером движения и его результатом, на основе всего вносить соответствующие коррективы для совершенствования последующих движений. Это содействует не только развитию функции двигательного аппарата, но и совершенствует нервно-психические процессы, при помощи которых осуществляется целесообразная организация двигательных действий у детей с нарушениями интеллекта.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков.
Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри класса, но и по отношению к одному и тому же обучающемуся, у которого в процессе занятий появились новые возможности.
Типичные формы занятий ОРУ.
№ п/п | формы | основные задачи | контингент занимающихся и организация занятий | продолжитель- ность занятий, мин |
1. | Утренняя гимнастика – зарядка | Гигиенические воздействия на организм; повышение физического и эмоционального тонуса. | Все возрастные группы; индивидуальные занятия; групповые занятия. | 10 – 15 |
2. | Вводная гимнастика. Физкультурная пауза. Физкультминутка. Микропауза. | Профилактика заболеваний и борьба с утомлением; повышение умственной работоспособности. | Индивидуальные и групповые занятия во время учебных занятий. | 10 – 15 |
3. | Спортивная разминка. | Разогревание мышечно-связочного аппарата; тонизирование организма. | Спортсмены; индивидуальные и групповые занятия в секциях, спортлагерях, на сборах и т.д. | 15 – 20 |
4. | Урок основной гимнастики (в том числе женской, ритмической). | Воспитание физических качеств; приобретение гимнастических навыков; повышение функционального состояния организма; воспитание рациональной осанки. | Дети школьного возраста, групповые занятия в школе, группах здоровья. | 45 – 90 |
5. | Урок атлетической гимнастики. | Воспитание физических качеств (преимущественно силовых); повышение функционального состояния организма. | Юноши, индивидуальные занятия; групповые занятия по месту учебы. | 45 – 90 |
6. | Процедура лечебной гимнастики. Урок лечебной гимнастики. | Восстановление функций организма, профилактика заболеваний. | Все возрастные группы; индивидуальные и групповые занятиях. | 30 – 60 |
Особенности обучения двигательным действиям.
Результативность обучения действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным уровнем физического развития. Рациональная организация педагогического процесса овладения системами знаний и действий должна сопровождаться и повышением показателей физического развития.
Познавательная активность в обучении создает наиболее благоприятный настрой для изучения нового материала, способствует прочному усвоению знаний, формированию навыков. Педагогу же позволяет повысить эффективность учебного процесса.
В основе творческой активности обучающихся чаще всего лежит интерес не столь к самой двигательной деятельности, сколько к ее результатам. Поэтому, действенное средство активизации обучающихся – постановка перед каждым занятием конкретной цели обучения. Закончив серию упражнений, посвященных разучиванию двигательного действия, на примере двух-трех обучающихся показываю, как выросли достижения у старательных и застопорились у ленивых, формально относящихся к выполнению заданий.
Создание благоприятных условий для занятий физическими упражнениями, обязательное привлечение всех обучающихся к учебным занятиям по физическому воспитанию, грамотно поставленная внеучебная спортивно-оздоровительная работа, широкое использование «малых форм» физического воспитания, соблюдение основных правил и принципов обучения позволит педагогам физического воспитания эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Результативность физического воспитания достигается использованием всей системы средств, однако значимость каждой группы средств неодинакова: наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений:
- Физические упражнения как системы движений выражают мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности.
- Физические упражнения – это один из способов передачи общественно – исторического опыта в области физического воспитания.
- Физические упражнения воздействуют не только на морфофункциональное состояние организма, но и на личность выполняющего их.
- Среди всех видов педагогической деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются действия, направленные на физическое совершенствование обучающегося и выполняемые ради усвоения самих действий.
- Физические упражнения могут удовлетворять природную потребность человека в движениях.
Изучение особенностей будущей профессиональной деятельности позволит обучающимся найти наиболее подходящие упражнения для конкретных условий: имеющихся возможностей по материальному обеспечению занятий, собственной базовой подготовленности.
Упражнения из перечисленных групп и классификаций могут использоваться на уроках и во внеурочных занятиях; секциях ОФП, самостоятельных занятиях, соревнованиях.
Основной формой педагогического контроля физической подготовленности обучающихся является оценка выполнения ими двигательных заданий (контрольных нормативов) с целью определения состояния двигательной функции, дающих представление об уровне развития тех или иных двигательных способностей.
Данная деятельность позволяет научить занимающихся определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений, а также способствует стимулированию обучающихся к дальнейшему повышению своего физического состояния и росту спортивных достижений.
Отслеживание показателей физического развития обучающийся может осуществлять через построение графика собственных достижений.
Поставив перед собой цель – улучшить состояние здоровья и показатели физического развития, ознакомившись и изучив содержание данной работы, вы сможете:
- самостоятельно составить индивидуальную траекторию саморазвития;
- составить индивидуальную систему оздоровления с учетом требований, возраста, состояния здоровья, методических правил, исходя из имеющегося арсенала средств и возможностей;
- оказывать помощь членам своей семьи и друзьям по вопросам подбора физических упражнений для развития и совершенствования физических качеств.
Данная работа позволит обучающимся определить имеющиеся недостатки в физическом развитии, выявить пути повышения двигательной активности, выбрать наиболее приемлемые способы и виды физических упражнений и составить собственную программу саморазвития и самосовершенствования.
Для педагога подбор, систематизация, разработка комплексов упражнений и включение их в образовательный процесс будет способствовать обогащению и накоплению профессионального опыта, творческому поиску и росту, совершенствованию методики построения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации
Дети, поступающие в детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с т...
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации».
Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством социальной адаптации детей с ОВЗ, обеспечивающей наилучший контакт со сверстником и взрослым, а также возможность более полного, э...
Статья "Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями....
Рекомендации по двигательной активности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья
Данные рекомендации будут полезны специалистам по движению, работающим с детьми ОВЗ...