Мастер-класс «Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия
Мастер-класс
«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»
Мастер-класс
«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Приходько Е.В.
Воспитатель высшей категории.
2023 год
Цель: Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
- Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.
- Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.
- Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Материалы и оборудование для проведения мастер- класса: мультимедийная установка, презентация « Страна мальчиков и девочек», музыка, магнитики; листы с ситуациями; мячик, игрушка Зайчиха,расчестки, листы бумаги для рисования, гуашь (для 10 участников) листы бумаги с нарисованными чемоданами, цветные карандаши (на10 человек); презентация «Наши папочки и мамочки»,бантики для девочек и бантики для мальчиков; две коробки с игрушками и вещами; парашют игровой, презентация «Подарки для мамочек и папочек»; рисунок коллаж, сердце игрушка.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Дети – это самое лучшее, что есть в жизни. Ради них стоит жить и работать с вдохновением.
Как мама дочки я очень хорошо понимаю, чего ждут родители от нас, воспитателей. Каждый хочет, чтобы его ребенок был здоровым, счастливым и мог свободно социализироваться в этом трудном мире.
Так как формирование у детей гендерной принадлежности является одной из главных задач воспитания, хочу познакомить вас с приемами полоролевого воспитания.
Предлагаю вашему вниманию (Фото - видео «Страна мальчиков и девочек») в моей группе.
Но прежде я бы хотела обыграть и разобрать некоторые проблемные ситуации. Для этого мне нужна ваша помощь.
(раздаю листочки с ситуациями, даю минутку на подготовку)
- Итак, первая ситуация: « В семье» (читают ситуацию)
Мать:- Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: : А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы к педагогам:
- Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?
(неправы оба, т.к. гендерным воспитанием должны заниматься и тот, и другой).
- Какова роль образовательного учреждения?
(конечно же, главную роль в гендерном воспитании играет семья, а образовательное учреждение должно оказывать помощь семьям в этом вопросе)
2 ситуация: мама с ребёнком встречают воспитателя (читают ситуацию) - Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
Ребенок: - Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
Ребенок: - А просто так, потому что я – разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
Воспитатель: - А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
Мама: - Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
Воспитатель: - А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
Мама: - А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопрос к педагогам:
В чем, по вашему мнению, значение таких игр. Чему они могут научить мальчика?
(Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться проявлять агрессию.
Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы).
Учитывая то, что основной формой работы с детьми является игра, я спланировала свою работу таким образом, что гендерный подход развития дошкольников реализуется через различные игровые приемы, что я вам сегодня и постараюсь показать в ходе своего мастер - класса.
- Сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и превратиться в мальчиков и девочек. Мне нужно 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
Возьмите на выбор цветной бантик или черную бабочку - в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика или девочки.
Итак, прием «Необычное приветствие»
- Для начала давайте поздороваемся, но так, чтобы от нашего приветствия поднялось настроение. Образуем два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). Под музыку оба круга начинают движение в противоположные стороны. Как только музыка выключиться, вы должны объединиться в пару и поздороваться, но так, как вам будет подсказано (коленками, щечками,
спинками, локтями, ладошками). Здороваться каждый раз нужно с другим человеком.
- Вот такой прием на формирование дружеских взаимоотношений можно использовать в ходе режимных моментов.
Разминка. Отгадывание загадок.
Уважаемые, коллеги, попробуйте отгадать загадки-обманки.
Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».
- Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
- Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчонка).
- Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).
- Болтали час без передышки в цветастых платьицах (сестрички, девчонки).
- При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчонки).
Молодцы!
Прием №1: Игра «Назови имя
У каждого мальчика и у каждой девочки есть имя. Вот мы с вами сейчас поиграем и узнаем, знают ли мальчики имена девочек, а девочки мальчиков.
Вставайте в круг ребята . Мы по кругу под музыку будем передавать мяч .
Когда мяч будет в руках у девочки, она называет имя мальчика ,а если мяч будет в руках у мальчика- он называет имя девочки.
Прием №2 «Где, чья посылка»
- Девочки и мальчики. Мне нужна ваша помощь. Я получила две одинаковые посылки, а в них какие-то вещи. Одна посылка для мальчиков, а другая для девочек. А какая из них кому я не знаю.
Помогите, пожалуйста, разобраться в этом.
- Как вы думаете, какая посылка для мальчиков? Почему? Какого она цвета? А какая посылка для девочек? Почему? Какого она цвета? Сейчас посмотрим, правильно ли вы определили. Кто желает помочь? (1 мальчик и 1 девочка).
Вы будете по очереди доставать из посылок вещи, спрашивать, что это?
А ребята называть их. Если вещь принадлежит мальчикам – отвечают мальчики, и аналогично девочки.
Из одной посылки достают фуражку, спрашивают:
«Что это?» (Фуражка - отвечают мальчики) и т.д.
Для мальчиков: фуражка, шорты, флажок, машина, отвертка, ключ и т.д.
Для девочек: фартук, салфетки, фен, юбка, кукла, расческа и т.д.
Вот сколько замечательных вещей мы получили по почте.
Итак, какого цвета посылка для мальчиков?
А посылка для девочек? Молодцы! Помогли определить, где, чья посылка.
Следующий прием игру можно использовать в «Художественно-эстетическом развитии» (Рисование) и сейчас мы с вами порисуем.
Прием № 3. «Расчески для зайчат» (персонаж Мама-зайчиха)
- Для решения задач формирования гендерной принадлежности и заинтересованности малышей можно использовать различные персонажи, например, «Маму-зайчиху»
- Здравствуйте ребята, меня зовут мама-Зайчиха.
- Девочки и мальчики! Мои зайчики хотят, чтобы у них были свои расчески, как у вас, у каждого своя. Помогите нарисовать их.
Причем они будут очень рады, если для зайчат – девочек нарисуют мальчики, а для зайчат – мальчиков нарисуют девочки”.
- Ну что поможем маме – зайчихе? Нарисуем расчески для зайчат?
- Давайте сначала рассмотрим расчески, какие они бывают (длинные, короткие, узкие, широкие с ручкой и т.п.). Подумайте, какие из этих расчесок подойдут для мальчиков, а какие – для девочек? (Ответы детей: у девочек на расческах длинные зубчики, а у мальчиков короткие).
- Что общего у всех расчесок? (зубья) Верно.
Выбрайте нужную готовую форму.
Участники рисуют расчески, зубья расчески короткими линиями сверху вниз. Напоминаю, что девочки рисуют для зайчиков – мальчиков, а мальчики для зайчиков – девочек.
По окончании работы делаем вывод, почему нарисовали такие зубья у расчески для мальчиков, для девочек? Мама – зайчиха благодарит девочек и мальчиков.
Цель этого приема: учить детей изображать зубья расчески вертикальными линиями сверху вниз необходимой длины, самостоятельно выбрав нужную готовую форму.
Цель была достигнута, гендерные особенности были учтены в игровой форме. Во-первых, им был предоставлен выбор, во-вторых, они приготовили подарок для противоположного пола, в-третьих, уяснили отличительные особенности расчесок мальчиков и девочек.
Прием № 4 «Игра «Чемодан»
- Девочки и мальчики давайте представим, что ваша мама и папа собираються в командировку (отпуск) и укладывают чемодан. С помощью карандашей надо наполнить чемодан соответствующими полу вещами. Давайте нарисуем в чемоданах вещи для мама и папы. Молодцы! Помогли разложить вещи.
Другой вариант игры: мы можем предложить собрать чемодан из вырезных картинок (вещей для мужчины и женщины)
Молодцы! Помогли разложить вещи.
Прием № 5. «Волшебный парашют» «Прятки»
Поднимаем руки вверх, раздувая парашют. По команде ведущего:
«Под парашютом прячутся только девочки!», девочки подлезают под парашют.
Затем под парашют прячутся только мальчики, затем – все вместе.
Уважаемые коллеги! Проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании актуальна как никогда.
Как формировать первичные гендерные представления (понятия) у ребенка? Конечно же через семью.
Наше взаимодействие и сотрудничество с родителями в данном направлении проходит через реализацию тематических недель, беседы, консультации. Например, совместно с родителями во время реализации тематической недели «Моя семья» мы изготовили фотоальбом и презентацию «Наши мамочки и папочки».
(Показ презентации « Наши мамочки и папочки»)
Формирование гендерной принадлежности происходит главным образом в семье, что ведет к тому, что дети могут наблюдать, какими должны быть девочки, и какими мальчики и применять свои наблюдения в игре.
Мы же, вместе с детьми изготавливаем подарки для родителей, также решаем задачи гендерного воспитания. Для пап мы изготовили галстуки,ладошки и кружки. А для мамочек мы изготавливали вот такие цветы,корзинки.
( Показ презентации «Подарки для мамочки и папочки»)
Коллаж коллективная работа « Улыбнёмся солнышку»
Давайте друг другу улыбнёмся и нарисуем улыбки на лицах мальчиков и девочек.( Дети рисуют улыбки)
Итог – какие разные бы не были мальчики и девочки мы должны воспитать их одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Рефлексия.
Наше с вами общение я хотела бы закончить игрой «От души желаю!»
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры: Участники встают в круг. Передавая друг другу игрушку сердечко, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе....
Я благодарю вас за совместную работу и внимание, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*/-
Одной из актуальных проблем в педагогике и мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/26/picture-646066-1435319063.jpg)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникла серьезная проблема по вопросам гендерного воспитания. Современные требования не могут игнорировать гендер...
"Проектно-творческая деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста"
В работе представлен опыт работы по вопросу реализации гендерной социализации дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774969-1459272182.jpg)
Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/20/picture-1150215-1561011870.jpg)
Практико-значимая работа из опыта работы «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/14/picture-1401537-1649913985.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Мастер- класс для педагогов "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1089930-1544017344.jpg)
Тема по самообразованию «Музыкальная деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
Тема по самообразованию«Музыкальная деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»...