Мастер-класс «Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия
Мастер-класс
«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_menya_mart_2024.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»
Мастер-класс
«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Приходько Е.В.
Воспитатель высшей категории.
2023 год
Цель: Представление педагогического опыта гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
- Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах, моделей мужского и женского поведения.
- Повысить компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.
- Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для девочек и мальчиков с акцентом на гендерную идентичность.
Материалы и оборудование для проведения мастер- класса: мультимедийная установка, презентация « Страна мальчиков и девочек», музыка, магнитики; листы с ситуациями; мячик, игрушка Зайчиха,расчестки, листы бумаги для рисования, гуашь (для 10 участников) листы бумаги с нарисованными чемоданами, цветные карандаши (на10 человек); презентация «Наши папочки и мамочки»,бантики для девочек и бантики для мальчиков; две коробки с игрушками и вещами; парашют игровой, презентация «Подарки для мамочек и папочек»; рисунок коллаж, сердце игрушка.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Дети – это самое лучшее, что есть в жизни. Ради них стоит жить и работать с вдохновением.
Как мама дочки я очень хорошо понимаю, чего ждут родители от нас, воспитателей. Каждый хочет, чтобы его ребенок был здоровым, счастливым и мог свободно социализироваться в этом трудном мире.
Так как формирование у детей гендерной принадлежности является одной из главных задач воспитания, хочу познакомить вас с приемами полоролевого воспитания.
Предлагаю вашему вниманию (Фото - видео «Страна мальчиков и девочек») в моей группе.
Но прежде я бы хотела обыграть и разобрать некоторые проблемные ситуации. Для этого мне нужна ваша помощь.
(раздаю листочки с ситуациями, даю минутку на подготовку)
- Итак, первая ситуация: « В семье» (читают ситуацию)
Мать:- Сынок, собирай игрушки, пора спать.
Сын не реагирует.
Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.
Отец: : А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.
Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!
Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.
Вопросы к педагогам:
- Кто, по – вашему, прав в этой ситуации, мама или отец?
(неправы оба, т.к. гендерным воспитанием должны заниматься и тот, и другой).
- Какова роль образовательного учреждения?
(конечно же, главную роль в гендерном воспитании играет семья, а образовательное учреждение должно оказывать помощь семьям в этом вопросе)
2 ситуация: мама с ребёнком встречают воспитателя (читают ситуацию) - Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.
Ребенок: - Нет, я их сейчас расстреляю!!!!
Воспитатель: За что же ты их хочешь расстрелять?
Ребенок: - А просто так, потому что я – разбойник!
Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!
Воспитатель: - А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
Мама: - Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!
Воспитатель: - А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!
Мама: - А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?
Вопрос к педагогам:
В чем, по вашему мнению, значение таких игр. Чему они могут научить мальчика?
(Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться проявлять агрессию.
Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы).
Учитывая то, что основной формой работы с детьми является игра, я спланировала свою работу таким образом, что гендерный подход развития дошкольников реализуется через различные игровые приемы, что я вам сегодня и постараюсь показать в ходе своего мастер - класса.
- Сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и превратиться в мальчиков и девочек. Мне нужно 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
Возьмите на выбор цветной бантик или черную бабочку - в какой роли вы сегодня хотели бы быть, мальчика или девочки.
Итак, прием «Необычное приветствие»
- Для начала давайте поздороваемся, но так, чтобы от нашего приветствия поднялось настроение. Образуем два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). Под музыку оба круга начинают движение в противоположные стороны. Как только музыка выключиться, вы должны объединиться в пару и поздороваться, но так, как вам будет подсказано (коленками, щечками,
спинками, локтями, ладошками). Здороваться каждый раз нужно с другим человеком.
- Вот такой прием на формирование дружеских взаимоотношений можно использовать в ходе режимных моментов.
Разминка. Отгадывание загадок.
Уважаемые, коллеги, попробуйте отгадать загадки-обманки.
Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».
- Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
- Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчонка).
- Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).
- Болтали час без передышки в цветастых платьицах (сестрички, девчонки).
- При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчонки).
Молодцы!
Прием №1: Игра «Назови имя
У каждого мальчика и у каждой девочки есть имя. Вот мы с вами сейчас поиграем и узнаем, знают ли мальчики имена девочек, а девочки мальчиков.
Вставайте в круг ребята . Мы по кругу под музыку будем передавать мяч .
Когда мяч будет в руках у девочки, она называет имя мальчика ,а если мяч будет в руках у мальчика- он называет имя девочки.
Прием №2 «Где, чья посылка»
- Девочки и мальчики. Мне нужна ваша помощь. Я получила две одинаковые посылки, а в них какие-то вещи. Одна посылка для мальчиков, а другая для девочек. А какая из них кому я не знаю.
Помогите, пожалуйста, разобраться в этом.
- Как вы думаете, какая посылка для мальчиков? Почему? Какого она цвета? А какая посылка для девочек? Почему? Какого она цвета? Сейчас посмотрим, правильно ли вы определили. Кто желает помочь? (1 мальчик и 1 девочка).
Вы будете по очереди доставать из посылок вещи, спрашивать, что это?
А ребята называть их. Если вещь принадлежит мальчикам – отвечают мальчики, и аналогично девочки.
Из одной посылки достают фуражку, спрашивают:
«Что это?» (Фуражка - отвечают мальчики) и т.д.
Для мальчиков: фуражка, шорты, флажок, машина, отвертка, ключ и т.д.
Для девочек: фартук, салфетки, фен, юбка, кукла, расческа и т.д.
Вот сколько замечательных вещей мы получили по почте.
Итак, какого цвета посылка для мальчиков?
А посылка для девочек? Молодцы! Помогли определить, где, чья посылка.
Следующий прием игру можно использовать в «Художественно-эстетическом развитии» (Рисование) и сейчас мы с вами порисуем.
Прием № 3. «Расчески для зайчат» (персонаж Мама-зайчиха)
- Для решения задач формирования гендерной принадлежности и заинтересованности малышей можно использовать различные персонажи, например, «Маму-зайчиху»
- Здравствуйте ребята, меня зовут мама-Зайчиха.
- Девочки и мальчики! Мои зайчики хотят, чтобы у них были свои расчески, как у вас, у каждого своя. Помогите нарисовать их.
Причем они будут очень рады, если для зайчат – девочек нарисуют мальчики, а для зайчат – мальчиков нарисуют девочки”.
- Ну что поможем маме – зайчихе? Нарисуем расчески для зайчат?
- Давайте сначала рассмотрим расчески, какие они бывают (длинные, короткие, узкие, широкие с ручкой и т.п.). Подумайте, какие из этих расчесок подойдут для мальчиков, а какие – для девочек? (Ответы детей: у девочек на расческах длинные зубчики, а у мальчиков короткие).
- Что общего у всех расчесок? (зубья) Верно.
Выбрайте нужную готовую форму.
Участники рисуют расчески, зубья расчески короткими линиями сверху вниз. Напоминаю, что девочки рисуют для зайчиков – мальчиков, а мальчики для зайчиков – девочек.
По окончании работы делаем вывод, почему нарисовали такие зубья у расчески для мальчиков, для девочек? Мама – зайчиха благодарит девочек и мальчиков.
Цель этого приема: учить детей изображать зубья расчески вертикальными линиями сверху вниз необходимой длины, самостоятельно выбрав нужную готовую форму.
Цель была достигнута, гендерные особенности были учтены в игровой форме. Во-первых, им был предоставлен выбор, во-вторых, они приготовили подарок для противоположного пола, в-третьих, уяснили отличительные особенности расчесок мальчиков и девочек.
Прием № 4 «Игра «Чемодан»
- Девочки и мальчики давайте представим, что ваша мама и папа собираються в командировку (отпуск) и укладывают чемодан. С помощью карандашей надо наполнить чемодан соответствующими полу вещами. Давайте нарисуем в чемоданах вещи для мама и папы. Молодцы! Помогли разложить вещи.
Другой вариант игры: мы можем предложить собрать чемодан из вырезных картинок (вещей для мужчины и женщины)
Молодцы! Помогли разложить вещи.
Прием № 5. «Волшебный парашют» «Прятки»
Поднимаем руки вверх, раздувая парашют. По команде ведущего:
«Под парашютом прячутся только девочки!», девочки подлезают под парашют.
Затем под парашют прячутся только мальчики, затем – все вместе.
Уважаемые коллеги! Проблема гендерного воспитания в дошкольном образовании актуальна как никогда.
Как формировать первичные гендерные представления (понятия) у ребенка? Конечно же через семью.
Наше взаимодействие и сотрудничество с родителями в данном направлении проходит через реализацию тематических недель, беседы, консультации. Например, совместно с родителями во время реализации тематической недели «Моя семья» мы изготовили фотоальбом и презентацию «Наши мамочки и папочки».
(Показ презентации « Наши мамочки и папочки»)
Формирование гендерной принадлежности происходит главным образом в семье, что ведет к тому, что дети могут наблюдать, какими должны быть девочки, и какими мальчики и применять свои наблюдения в игре.
Мы же, вместе с детьми изготавливаем подарки для родителей, также решаем задачи гендерного воспитания. Для пап мы изготовили галстуки,ладошки и кружки. А для мамочек мы изготавливали вот такие цветы,корзинки.
( Показ презентации «Подарки для мамочки и папочки»)
Коллаж коллективная работа « Улыбнёмся солнышку»
Давайте друг другу улыбнёмся и нарисуем улыбки на лицах мальчиков и девочек.( Дети рисуют улыбки)
Итог – какие разные бы не были мальчики и девочки мы должны воспитать их одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Рефлексия.
Наше с вами общение я хотела бы закончить игрой «От души желаю!»
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры: Участники встают в круг. Передавая друг другу игрушку сердечко, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе....
Я благодарю вас за совместную работу и внимание, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*/-
Одной из актуальных проблем в педагогике и мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, ...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникла серьезная проблема по вопросам гендерного воспитания. Современные требования не могут игнорировать гендер...
"Проектно-творческая деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста"
В работе представлен опыт работы по вопросу реализации гендерной социализации дошкольников....
Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...
Практико-значимая работа из опыта работы «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действова...
МАСТЕР-КЛАСС Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Мастер- класс для педагогов "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"....
Тема по самообразованию «Музыкальная деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
Тема по самообразованию«Музыкальная деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»...