Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ
методическая разработка (подготовительная группа)

Снегова Людмила Евгеньевна

Здоровьесбережение – это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.     

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах нго обучения и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Улыбка»

Вступление

Здоровьесбережение – это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.      

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах нго обучения и развития.

Актуальность

Здоровьесберегаюшие технологии в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, поскольку качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению их здоровья

Развивающая предметно-пространственная среда

Прежде всего, необходимо создать условия. Продуманная организация развивающей предметно – пространственной среды способствует развитию социальных и коммуникативных компетентностей, стимулирует интеллектуальную, познавательную и речевую активность у дошкольников с ОВЗ

*пособия для развития дыхания

*пособия для отработки артикуляционного аппарата

*пособия для развития мелкой моторики

        Методическое обеспечение        

*логопедические игры

*пальцы помогают говорить

*пальчиковые игры

*артикуляционная гимнастика и т.д.

Цель: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и  обогащения здоровья детей

Задачи:  *сохранение и укрепление физического здоровья;

  • создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • повышение адаптивных возможностей детского организма;
  • повышение речевой активности;
  • развитие речевых умений и навыков;
  • снятие напряжения;
  • восстановление работоспособности;
  • активизация познавательного интереса;
  • улучшение концентрации внимания;
  • снижение трудности переключения с одного вида деятельности на другой

Здоровьесберегающие технологии применяемые мною в работе с детьми ОВЗ

-дыхательная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

- зрительная  гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутки;

-  самомассаж;

- су-джок – терапия;

- кинезеологические упражнения;

- логоритмика

-бионергопластика

1.Кинезиология это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга.  Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость.

Использование упражнений кинезиологии позволяет:

  • укреплять здоровье;
  • повышать тонус;
  •  снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
  • улучшать психоэмоциональное состояние;
  • понижать чрезмерную активность;
  • повышать концентрацию и умственную работоспособность;
  • улучшать память;
  • стимулировать развитие слуха и речи;
  • улучшать внимание, мышление;
  • развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

(практические упражнения)

2. СУ-ДЖОК В переводе с корейского  Су – кисть, Джок – стопа. Разработал это направление корейский профессор Пак Чжэ Ву

Метод терапии основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избвиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок - это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже  ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.

Эффективность данного метода велика при правильном использовании.

Стихотворные моменты с шариками, а также массаж колечками и проговаривание слов

(практическое упражнение)

3. Дыхательная гимнастика -упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. Аэроболы, Футбол, Задуй свечу, Буря в стакане Фокус и т.д.

4. Зрительная гимнастика - Специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности.

Использую зрительные дорожки

5. Пальчиковая гимнастика - На развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.

Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Пособия: Мягкая сказка, камушки Марблс, цветные камушки, стульчики, липучка, серия «Покорми», «Раложи» и т.д.

6. Самомассаж лица, языка, губ -относится к нетрадиционным логопедическим технологиям. Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей. Самомассаж лица, языка, губ – это массаж, проводимый самим ребёнком. (практическое упражнение)

7. Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем

Использую традиционную и нетрадиционную с предметами – сушки, ложки, шарики (практическое упражнение)

8. Бионергопластика это синхронизация движений органов артикуляционного аппарата и движения кистей рук, помогает перейти к выполнению артикуляционных упражнений по ощущениям, без опоры на зрительный анализатор

9.  Песочная терапия - Игры с песком способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, развивают мелкую моторику руки, внимание, память, мышление, способствуют обогащению словарного запаса и  развитию связной речи (практическое упражнение)

10. Физкультурные минутки  дают возможность удовлетворить  потребность детей в двигательной активности, предупреждают утомление, повышают умственную активность, работоспособность, помогают переключиться с одного вида деятельности на другой

11. Логоритмика Метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Регулярное включение в занятия элементов  логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г.А.Волкова). Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка.

В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадосности, бодрости детей зависит

духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в силы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...