Программа по валеологии для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Азбука здоровья»
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа составлена с учетом современных методологических
подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в
дошкольном учреждении и отвечает объективным потребностям практики.
Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по валеологии для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Азбука здоровья» | 465.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Целевой раздел | |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.4. Планируемые результаты | 4 |
2. Содержательный раздел | |
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы | 5 |
2.2. Критерии диагностики | 5 |
2.3. Работа с родителями | 6 |
2.4. Перспективное планирование. | 7 |
3. Организационный раздел | |
3.1. Организационно – методическое обеспечение программы. | 10 |
3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды | 11 |
4. Перечень литературы | 12 |
1.Целевой раздел
- Пояснительная записка
Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют
ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно
исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве.
По статистике, в последние годы численность практически здоровых
дошкольников резко падает.
Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и
развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний –
следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных
привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня,
малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего
того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого
детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной
социально-экономической и экологической ситуации в стране может
достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности,
физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей
здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного
поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно
заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников
воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.
Актуальность проблемы валеологизации образования требует от
педагогов комплексного подхода к оздоровительно-воспитательному
процессу в ДОУ, который предполагает не только нормативный подход к
физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, но и
создание условий для становления физкультурной, валеологической,
гигиенической образованности дошкольников, обусловленной
формированием у них мотивации здоровья.
Эффективным средством расширения образовательного поля ребенка
за счет решения проблемы валеологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении служит кружок
«Азбука здоровья», для которого и была разработана Программа формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа составлена с учетом современных методологических
подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в
дошкольном учреждении и отвечает объективным потребностям практики.
Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
В связи с этим в нашем детском саду уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Воспитание у детей валеологической культуры; создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
1. Воспитывать валеологическое сознание детей.
2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.
3. Сформировать представления у детей о своем теле, способах сохранения своего здоровья, соблюдении личной гигиены, о культуре питания.
4. Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.
5. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.
6. Повысить эффективность форм взаимодействия с родителями – субъектами образовательного процесса, способствующих их ориентации на здоровье как основы полноценной жизнедеятельности ребенка в будущем; педагогическую компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.
Основные направления:
- Строение человека.
- Значение здоровой пищи.
- Как поддержать свое здоровье.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1. Доступность (соответствие учебного материала возрасту детей)
2. Наглядность (использование методических пособий и атрибутов)
3. Развивающая и воспитательная направленность содержания
4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми
5. Учет психологических особенностей детей
6. Сознательность обучения
7. Организация предметно-развивающей среды
1.4. Планируемые результаты.
-знают и понимают первоначальные основы здорового образа жизни;
- имеют представление о полезных продуктах питания, способах профилактики болезни, о правилах здорового образа жизни.
- знают и называют основные системы организма человека.
- имеют представления о том, что полезно и вредно для здоровья.
- осознанно относятся к своему здоровью.
- делают оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье.
- используют полученные знания в повседневной жизни.
2.Содержательный раздел
2.1. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (беседа, рассказ, сказка)
• наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение, экспериментирование )
• игровой
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Игровой метод (развивающая, дидактическая, сюжетно-ролевая, ситуативная, театрализованная режиссерская игра).
- Объяснительно – иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действий)
- Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения)
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
2.2. Критерии диагностики.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.
Диагностическое обследование детей.
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего уровня |
|
|
|
2.3. Работа с родителями.
Также проводилось анкетирование: «Здоровый образ жизни – что это?» (автор В.Г. Алямовская). Цель – определить отношение родителей к здоровому образу жизни. Основанием для оценки служил ключ к анкете, который позволил выявить уровень родительских отношений к здоровому образу жизни.
79 – 40 баллов – семья ведет здоровый образ жизни.
40 – 33 балла – в семье тяготеют к здоровому образу жизни.
32 – 19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился.
Ниже 19 баллов – анкету игнорируют.
Создание «команды единомышленников» педагог – дети – родители по реализации системы работы – главное условие. Работа строилась на основе интеграции, координации деятельности администрации, педагогов, родителей. «Детско-родительское сообщество» является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на поддержку семьи, совместными усилиями можно решить задачу – воспитание человека грамотного, который будет беречь своё здоровье.
Задача этой работы – показать родителям необходимость формирования у детей здорового образа жизни.
В работе с родителями использовались как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед родителей с детьми, разбором проблемных ситуаций, буклеты, памятки, мамины пятиминутки, сундучок «Бабушкины рецепты», совместные проекты родителей и детей, шпаргалки для родителей, оформление альбома «Что мы делаем, чтобы наши дети не болели», «Мы и наше здоровье», дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, мини-библиотека, материалы родительского уголка «советы Здоровей-ки» и др.)
2.4. Перспективный план старшая группа.
Сентябрь
- Тема: «Здоровый образ жизни»
Цели: Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условиях.
- Тема: «Знакомимся со своим телом»
Цели: Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, головы, туловища.
- Тема: «Что такое болезнь»
Цели: Дать детям представление «что такое болезнь» и почему человек болеет. Формировать представление о правилах ухода за больным. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
- Тема: «Что помогает мне быть здоровым»
Цели: Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и помощников» здоровья.
Октябрь
- Тема: «Витамины и их роль в жизни человека. Каталог витаминов для детей»
Цели: Закрепить знания детей о витаминах.
Сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей.
- Тема: « Закаливание»
Цели: Закреплять представления детей о признаках здоровья и болезни; формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний.
- Тема: « Ухаживай за своими руками»
Цели: Формировать привычку следить за чистотой рук, ногтей.
- Тема: «Врачи- наши помощники»
Цели: Расширять представления детей о профессии врача; учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять.
Ноябрь
- Тема: «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»
Цели: Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.
- Тема: «Кожа, её строение и значение»
Цели: Познакомить со строением кожи, её значением.
Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.
- Тема: «Гигиена кожи»
Цели: Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки.
- Тема: «Как возникают болезни»
Цели: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
Декабрь
- Тема: «Опора и двигатели нашего организма»
Цели: Дать представление о различных частях тела человека и их назначении. Познакомить с опорно-двигательной системой человека (скелет – опора, мышцы – двигатели). Учить самостоятельно выполнять упражнения для различных групп мышц.
- Тема: «Мышцы»
Цели: Познакомить детей с анатомо-физиологическими понятиями о функциональном значении мышц и важности упражнений для их укрепления.
- Тема: «Полезная и вкусная еда»
Цели: Закрепить представления детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
- Тема: « Очень нужен людям сон»
Цели: Закреплять знания детей о том, что сон необходим человеку. Запомнить правила поведения перед сном.
Январь
- Тема: «Носик, уши и глаза помогают нам всегда»
Цели: Формировать представления об органах слуха, зрения, обоняния. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
- Тема: «Наши глаза»
Цели: Дать детям знания, какие бывают глаза, зачем они нужны; о чём могут они рассказать; рассказать о мерах охраны зрения.
- «Органы слуха»
Цели: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности.
Февраль
- Тема: «Функции позвоночника, скелета»
Цели: Дать элементарные представления о скелете и мышцах.
Развивать у детей понимание о функции позвоночника, скелета.
- Тема: «Красивая осанка»
Цели: Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья. Убедить в необходимости следить за своей осанкой.
- Тема: « Здоровые зубы»
Цели: Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.
- Тема: «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья» Цели: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков. Закрепить практические умения мытья рук.
Март
- Тема: «Головной мозг»
Цели: Сформировать элементарное представление о головном мозге.
Прививать навыки здорового образа жизни.
- Тема: «Опасно ли быть неряхой?»
Цели: Продолжать учить детей соблюдать правила личной гигиены; учить детей содержать в чистоте и порядке свою одежду; убирать и мыть после еды посуду; помогать родителям содержать в чистоте дом.
- Тема: «Органы пищеварения»
Цели: Дать представление о строении органов пищеварения. Научить детей определять полезные для здоровья продукты.
- Тема: «Физкультура от всех болезней»
Цели: Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, точечного массажа, гимнастики для глаз.
Апрель
- Тема: «Наши внутренние органы»
Цели: Дать детям общие представления о внутренних органах человека.
- Тема: «Сердце – наш мотор»
Цели: Познакомить детей с сердцем и его функцией в организме человека. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.
- Тема: «Для чего нужна кровь?»
Цели: Сформировать понятие о кровеносной системе.
Закрепить правила гигиены сердца.
- Тема: «Зачем мы дышим: органы дыхания»
Цели: Познакомить детей с дыхательной системой.
Убедить в необходимости соблюдения правил гигиены лёгких.
Май
- Тема: «О правильном приеме пищи»
Цели: Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка. Дать представление о вредных и полезных продуктах.
- Тема: « Что нужно делать, чтобы быть здоровым»
Цели: Рассказать о том, что здоровье зависит от человека, за ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать, соблюдать режим дня.
- Тема: «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»
Цели: Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами.
- Тема: КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»
Цели: Обобщить знания детей, полученные в течении учебного года. Развивать умения применять полученные знания на практике. Воспитывать устойчивый интерес к своему здоровью.
3. Организационный раздел
3.1. Организационно – методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год.
Перспективное планирование описывает курс овладения детьми элементарных знаний о строении организма человека, воспитание осознанного отношения к своему здоровью с детьми старшего дошкольного возраста. (5-6 лет)
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Общее количество учебных занятий в год – 35.
Время проведения занятий 25 минут
Программа «Азбука здоровья» разработана в соответствии с Законом «Об образовании Р.Ф.». Реализация программы происходит в процессе расширенного, более углубленного знакомства детей с человеком, его здоровьем, умениями и навыками здорового образа жизни. Программа рассчитана для детей 5-6 лет.
В результате реализации программы «Азбука здоровья» по формированию культуры здоровья у детей развиваются такие качества как: любознательность, интерес к здоровью, самостоятельность, познавательная активность.
3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды.
Для реализации намеченных задач программа предполагает создание
развивающей предметно-пространственной среды:
• уголки «Больница», «Неболейка», «Радуга настроения», «Карта здоровья»;
• атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;
• карточки-схемы к подвижным играм;
• настольные игры «Виды спорта», «Азбука движений», «Спортивное лото»;
• детская художественная и научная литература.
• лаборатория Айболита.
• стенгазета «Будьте здоровы!»
• использование нестандартного оборудования и пособий.
Формы реализации итогов программы:
- КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»
- Перечень литературы.
1.Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
2. «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
3.Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с. 4.Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с. 5.Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
6.«Это Я!» Серия «Веселые уроки» - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век».2001. – 31с. Шишкина С.Е.
7. «Я и мое тело». Пособие. – М.: «Школьная пресса». 2004. – 48с.
8.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
9. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании. – М.: Олма-Пресс, 2000.
10.Сигимова М.Н. «Кто я? Какой я? Методическое пособие для воспитателей», Новосибирск, 1995.
11. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ»
Программа направлена на преодоление недоразвития фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.Содержание программы включает рекомендации по разви...
Пилотный проект модифицированной программы социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста "Мультлекторий для малышей "Азбука общения"
Цель проекта: формирование начал нравственного сознания детей 5-7 летЗадачи проекта:Расширить и обогатить нравственные представления у детей.Уточнить и скорректировать представления о нормах и пр...
Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
Парциальная образовательная программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности «Добрый театр»
Парциальная образовательная программа нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности «Добрый театр»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...
«Программа развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Программа направлена на развитие творческих способностей у старших дошкольников....